Дисфункциональная семья?...Что такое?

 

Выражением "дисфункциональная семья" в психотерапии исторически принято называть такую "ячейку общества", в которой конфликты, жестокое или пренебрегающее поведение личностно незрелых и зачастую находящихся на грани развода родителей, пребывающих в весьма непростых отношениях друг с другом и с детьми, носят систематический характер.

В  ДС нередко манипулирование ребенком для достижения результата, противоречащего правам либо интересам другого родителя. Так, родители могут сплетничать, стараясь сформировать "коалиции" друг против друга, либо общаться друг с другом через ребенка, используя того в роли "шпиона", и косвенно принуждая его не любить другого родителя.

"Пребывать на грани развода" родители могут годами и десятилетиями, иногда оправдывая свое нежелание расстаться мифическим благом детей, а иногда и более приземленными причинами бытового  и материального характера, но истинная причина "невозможности расстаться" состоит в другом: им просто "некуда идти" в своем развитии... Супружеская симбиотическая связь сильна, поскольку "дыры" в личностях супругов взаимно дополняют друг друга.

В отдельных случаях эмоционально незрелый родитель позволяет супругу совершать эмоциональное или физическое насилие над детьми путем запугивания либо избиения. Остальные же члены семьи воспринимают подобное, явно травмирующее, обращение как нормальное, само собой разумеющееся, либо как такое, с которым "ничего нельзя поделать". Ребенок при этом бессознательно принимает вину родителей на себя.

Дисфункциональные семьи в большинстве случаев - это также семьи с со-зависимыми родителями, употребляющими алкогольные напитки либо наркотики, что является показателем их психического нездоровья.

Поначалу считалось, что дисфункции возникают и развиваются только в семьях из низших социальных слев.  Однако постепенно выяснилось, что в среднем и высшем классе дисфункциональность просто закамуфлирована соблюдением достаточно жестких социальных норм и отношением к браку как к "священной корове", охраняемой авторитетом церкви. Дети, растущие в "почтенных" ДС элиты, вынуждены справляться с психологическими проблемами в одиночку.

Сегодня официально признается: дисфункциональность не ограничена никакими социально-классовыми барьерами. Более того, она передается из поколения в поколение, поскольку основана на бессознательно усвоенных стереотипах восприятия, эмоционального реагирования, мыслительных шаблонах и паттернах поведения, и поддерживается определенными ценностями и убеждениями.

Общие черты дисфункциональной семьи таковы:

- не ценится уникальность отдельной личности, зато существует ряд стереотипов, от которых нельзя отклоняться,

- человек идентифицируется с его поведением, а границы личности каждого члена либо размыты, либо жестки,

- неблагоприятная эмоциональная атмосфера (недостаток интимности,  "замороженные чувства", неумение горевать и радоваться) при жестко закрепленных социальных ролях (*мать", "отец", "ребенок"), за которыми не видно индивидуальностей,

- недостаток выражения эмпатии, понимания и сочувствия к отдельным членам семьи при одновременном чрезмерном сочувствии к другим членам семьи, у которых, якобы, есть "особые" потребности. В итоге одни члены семьи постоянно получают больше ресурсов, чем они того заслуживают, а другие - маргинализуются, существуя на "об'едках" и " остатках". Совсем необязательно при этом, что член семьи, контролирующий распределение ресурсов (времени, пространства, заботы, развлечений), может получать их большую часть. Напротив, часто встречаются обратное. К примеру, сверх-контролирующие (гипер-опекаюшие) матери, обделяя себя отдыхом и пищей, "все лучшее отдают детям", одновременно требуя за свое "самопожертвование" психологической компенсации от детей в виде потери теми автономности,

- отрицание проблем, страх "посмотреть правде в глаза", как и отказ признавать факты зависимости (психологической, алкогольной, нарко-), а также фаакты эмоционального насилия на основе убежденности в том, что "все нормально", и даже "идет на пользу" тому, над кем насилие совершается ("Пьет? Ну, и что? В России все пьют, так повелось...", "Бьет?...Ну, так милые бранятся - только тешатся!"),

- неуважение к границам других членов семьи, выражающееся  в виде  неразрешенного физического контакта, нарушении важных для ребенка обещаний без уважительных причин и последующих извинений),

- наличие ярко выраженных полюсов во время конфликтов: слишком много агрессии при спорах и ссорах, наряду с недостатком примирительных жестов, а также формирование явных враждующих  коалиций ("одни против других"), 

- неравное/несправедливое обращение с некоторыми членами семьи из-за порядка рождения/пола/возраста/семейной роли/способностей/происхождения предков, выражающееся в несправедливом или непоследовательном применении правил и норм, в умиротворении одного члена семьи за счет других (членом семьи, кстати, может выступать и домашнее животное),

Необщие, но часто встречающиеся черты ДС:

- имеется недостаток ресурсов для того, чтобы порвать круг зависимости одних членов семьи от других, отдельные члены семьи вынуждены придерживаться жестких ролевых рамок, чтобы выжить в семье,

-  слишком высокий уровень контроля одних членов семьи над другими (работала как-то с семьей, в которой мать полностью узурпировала право принимать основные решения на основании личной убежденности в том,что ее ум "превосходит ум всех остальных членов семьи"...Нетрудно догадаться, что, отказав всем остальным членам команды в праве распоряжаться собственным мозгом для решения повседневных задач, она не только взяла на себя непомерный груз ответственности, но и фактически затормозила умственное развитие сыновей, а супруга поставила в положение "подкаблучника"),

- конфликт между разведенных родителями, либо конфликт между родителями, живущими фактически в разводе, но остающимися на одной территории "ради детей*, и разрушающими их психику,

-  родители желают развестись и разъехаться, но не в состоянии это сделать по социальным или религиозным правилам, либо по причине недостатка денег,

- ненормальное сексуальное поведение одного из родителей (измены, инцест),

- наличие табуированных тем (запрет на обсуждение может касаться сексуальности, беременности, половой зрелости и романтических отношений, человеческого тела в общем),

- члены семьи не проводят время вместе, и не пускают к себе людей из внешнего круга, которых можно назвать друзьями,

- не выделяется время на совместный культурный отдых или участие в общественных мероприятиях (праздники города, длинные выходные, отпуск на море или в другой стране), семья не участвует в общении и деятельности, выводящими ее за пределы узко-личных либо узко- семейных интересов (благотворительность, городские субботники, помощь животным (хотя бы покормить птиц зимой), развитие района/города/страны),

- "идентифицированный пациент" (один, выбранный матерью, ребенок принуждается к психотерапии, в то время как в психо-коррекции нуждается вся семья),

- члены семьи, включая детей, не чувствуют принадлежности друг к другу и не показываются вместе на людях.

 К дисфункциональность семьи (а следовательно, и к личностнынм нарушениям у детей в Дф) обычно приводят следующие нюансы родительского обращения:

- нереалистичные ожидания ("Мой сын станет директором бизнеса", в то время как мальчик интересуется искусством),

- запугивание, высмеивание и унижение ребенка, в целом неуважительное отношение к его личности ("У тебя руки растут не из того места!", "Сейчас разденем и выставим голым за дверь!"),

- обусловленная любовь ("Мама будет любить тебя, если ты..."),

- социальная изоляция (родители не общаются по ряду причин с другими семьями и не помогают ребенку обрести друзей его возраста),

- запрет на обсуждение (норм, правил и возникающих ситуаций), оспаривать авторитет родителей в отдельных вопросах не полагается ("родители всегда знают лучше"),

- "запрет на внутреннюю жизнь" (детям не разрешено вырабатывать свою систему ценностей),

- чрезмерная опека либо недостаток защиты, либо то и другое вместе (ребенку все доставляется "по нажатию кнопки" но без учета его истинных потребностей, о которых родители не спрашивают, вместе с тем ребенок оказывается в "стеклянном доме", - при дисциплинирующих наказаниях его оправдания не учитываются),

- апатия родителя ("Мне плевать, что там у сына!..."),

- постоянная горечь и негатив (вне зависимости от того, что реально происходит, и какие позитивные нюансы раскрашивают сегодняшний день, родитель вечно недоволен и пессимистичен, в стиле:"ничего хорошего от жизни ждать не приходится"),

- лицемерие и двойные стандарты, - у родителей слова расходятся с делом,

- даже небольшие промахи детей не прощаются,

- пристыживание, осуждающие или демонизирующие ребенка высказывания ("Ты - маленький лжец!"),

- "двойные послания", ставящие ребенка в положение "Catch 22", или "Куда ни кинь, всюду клин", например:"Тебе пора замуж" + "Как ты можешь оставить свою мать?!",

- невыполнение обещаний, приводящих детей к чувству разочарования и своей малоценности,

- регулярное отдавание одному ребенку того, что по праву принадлежит и другому,

- феномен "отсутствующего родителя" (редко доступного для своего отпрыска целиком, со всеми своими чувствами, телесностью и вниманием, - по причине сверх-занятости, личностного расстройства, либо конфликтных супружеских отношений),

- ошибки в применении дисциплинирующих мер, которые основаны более на эмоциях, а не на четко установленных и доверенных до сведения ребенка правилах (например, "внезапные наказания"),

- непредсказуемые эмоциональные реакции по причине личностных нарушений, стресса  или слабого самоконтроля,

- превращение одного из детей в "козла отпущения",

- старшим братьям и сестрам отдается излишний авторитет над младшими детьми, или этот авторитет отсутствует вовсе,

- родители никак не дают согласия на участие детей в релаксирующих, развивающих культурно-просветительных и положенных им по возрасту мероприятиях, в которых ребенок хотел бы участвовать (походы, поездки, секции, гуляние во дворе со сверстниками, вечеринки, и т.п.),

- мнение, потребности  и вкусы ребенка не учитываются ("я знаю без тебя, что тебе нужно!"),

- ребенка принуждают участвовать в том, к чему он не готов в силу возраста (тяжело работать без ограничения времени или присматривать за младенцами и стариками),

- семейные разногласия в отношении "крови" (родители обвиняют ребенка в дурной наследственности, за которую он, кстати, не может нести ответственность, в то время как причиной его плохого поведения является дурное воспитание.

В отличие от ДС в полностью функционирующей, здоровой семье наблюдаются такие особенности:

  1. СВОБОДА (восприятия событий, мыслей, чувств, желаний, творчества) членов семьи поощряется.
  2. УНИКАЛЬНОСТЬ каждого члена семьи признается, поощряется, как признаются различия между всеми членами семьи.
  3. ПОТРЕБНОСТИ всех членов семьи удовлетворяются,
  4. ЕДИНСТВО СЛОВА И ДЕЛА соблюдается.
  5. РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ выбираются, а не навязываются.
  6. ПРОБЛЕМЫ признаются открыто и РЕШАЮТСЯ.
  7. ОШИБКИ ПРОЩАЮТСЯ: ведь на ошибках мы учимся!
  8. РАЗВЛЕЧЕНИЯМ есть место, и для общих развлечений планируется время!
  9. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА СУЩЕСТВУЮТ, и они ГИБКИ: правила не только нужно соблюдать, их еще можно время от времени обсуждать и корректировать, - ведь дети растут и меняются, а родители тоже...меняются и стареют.
  10. Все члены семьи принадлежат друг другу и каждый имеет право пользоваться ОБЩИМИ ресурсами семьи, а также удовлетворять часть своих интересов НА СТОРОНЕ.

Прдолжение материала на семейную тему - в статье

"Кого плодят "Нарциссы"     http://www.psyoffice.ru/article/narcissism_dsf


Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Открытость" и "закрытость" родительской семьи и совместимость супругов
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Кораблекрушения" или "Когда разрушаются семьи?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь