Дорога в заброшенный хутор или дом, который мы строим внутри себя

Что за дом притих,

Погружен во мрак,

На семи лихих

Продувных ветрах,

Всеми окнами

Обратясь в овраг,

А воротами —

На проезжий тракт?

«Чужой дом» Владимир Высоцкий

 

     Думаю, хоть раз в жизни, но каждому довелось рисовать дом.

     Опять же не ошибусь, если скажу, что первоначально это была не его личная потребность, конечно, если он не ведутист (художник архитектурного пейзажа), а скорее просьба родителя, воспитателя, учителя.

Дорога в заброшенный хутор или дом который мы строим внутри себя
   

     Овладевая самыми элементарными навыками, путем наложения треугольника на квадрат, нас всех учили в детстве созданию шедевра под названием «Дом», даже не имея художественных талантов.

     Позже, во взрослой жизни, уже не ребенка, а состоявшуюся личность, на своей консультации психолог может попросить нарисовать дом. И простому обывателю всегда будет интересно, как можно дать характеристику человеку изучая лишь его рисунок.

     А хутор из покосившихся изб вы видели?

     Иногда в кабинете психолога и не такое бывает.

 

     На данный момент, самая известная методика исследования личности, где используется рисование дома — «Дом — Дерево — Человек», предложенная Джоном Баком (John N. Buck) в 1948 году. Это разновидность проективной методики, направленная на исследование психологических проблем.

     Зигмунд Фрейд видел в доме символ личности.

     Ханс Карл Лёйнер в символдраме рассматривает мотив «Дом» как многоплановый и отводит ему особое значение, поскольку нередко через образ дома вскрывается многогранный и сложный конфликтный материал.

     Я же хочу вас познакомить с экспресс-методикой «Дом» (автор - Гриценко Роман Анатольевич), которая показывает степень удовлетворенности базовыми потребностями. Данная экспресс-методика строится на иерархии базовых потребностей по Абрахаму Маслоу и может быть использована в консультации детско-родительских взаимоотношений, семейных и даже родовых. С таким же успехом ее можно использовать как диагностический материал, для анализа личностных потребностей в различных сферах.

     На приеме у психолога семья

     Скажите, вы когда-нибудь мечтали о родовом поместье, о месте семейного достояния и связей поколений? Если мечтаете и сейчас, то, как себе представляете? Наверняка, как большой, теплый, уютный дом, наполненный смехом и радостью детских голосов, доброжелательностью и поддержкой самых близких вам людей, гостеприимством и открытостью в отношении своих друзей? К сожалению, случается, что мечты и реалии сегодняшнего дня не у всех совпадают. И в реальности родовым гнездом оказывается типичная двухкомнатная квартира, где проживают три поколения одного рода. Это не хорошо и не плохо, до тех пор, пока люди сами внутри этой системы, не начинают давать своих оценок всему происходящему с ними.

     За консультацией обратилась мама 11 летнего подростка с проблемами трудностей:

 — «социальная пассивность» (сложности в коммуникативных умениях и навыках: безразличие и безучастность к окружающему миру; ребенок избегает сложных заданий; ситуаций соперничества, соревнования; сформировалось чувство неполноценности в плане собственного статуса среди одноклассников);

«позднее взросление» (проявление «синдрома психического  инфантилизма»: личностная незрелость преимущественно в области эмоционально-волевых свойств, сохраняющих черты более младшего детского возраста; эмоционально-волевая незрелость, проявляющаяся в слабой способности подчинять свое поведение требованиям ситуации, неумении сдерживать свои желания и эмоции, детской непосредственности и преобладании игровых интересов, недоразвитии чувства долга, неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей).

     Анализ первичной работы показал сформированность у подростка таких качеств личности: закрытость, эмоциональную скованность, страх и отстраненность в сфере коммуникаций, ведомый стиль поведения. Был проявлен невроз навязчивых движений, который заключался в обсессивных движениях (подергивание плечами) и нервных тиках (мигание глазами).

     Работа с подростком была построена на терапии методом символдрамы. Помимо основных мотивов первой ступени, в первую очередь, акцент делался на ресурсные мотивы: «Источник сил», «Место, где мне хорошо», «Место, где я чувствую себя защищенным» и тому подобное. Данная терапевтическая работа могла дать стойкий положительных результат только при работе со всей семьей, поскольку внутрисемейная обстановка являлась местом формирования психотравмирующего состояния ребенка.

     Вторая консультация, проведенная с родителями, показала неадекватное восприятие родителями психоэмоционального состояния ребенка. Например, родители не замечают у ребенка явное проявление невроза навязчивых движений; мамой оправдываются различные типы неправильного воспитания (жесткое, авторитарное воспитание, мамой объясняется как реакция сбалансированности потворствующему, гиперопекаемому со стороны бабушки и отсутствию воспитания со стороны мужа). Отец, заняв в кабинете самый крайний стул, близкий к выходу, погрузившись в телефон, в начале консультации старался занять отстраненную позицию, позже проявилось сопротивление через отрицание проблем у ребенка: «Это ей, — указывая на супругу, — что-то там кажется. Он нормальный ребенок, подумаешь, в интернете сидит, сейчас все дети сидят в интернете».

     Несмотря на расхождение по некоторым моментам у родителей с психологическим анализом, родители проявляли желание к продолжению терапевтической работы, поскольку после трех встреч с ребенком видели положительные результаты — ребенок стал эмоционально более уравновешен, стали реже проявляться эмоциональные перепады настроения.

     Лишь на третьей встречи с родителями, мне удалось поработать со всей семьей, включая бабушку и дедушку, поскольку все они проживают в одной квартире уже семь лет и оказывают друг на друга непосредственное влияние.

     Определяем степень удовлетворенности базовыми потребностями в семье. Рисуем дом

1. Прочитайте описание каждой потребности 

ПОТРЕБНОСТЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Самоактуализация

Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении).

Уважение

Потребность ощущать себя ценимым другими, уважение со стороны ближайшего окружения. Признание достижений и успехов, высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирование самоуважения.

Потребность в любви и принадлежности

Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях  с близкими.

Безопасность

Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

Физиологические потребности

Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте.

 

2. Сверьтесь с собой и отметьте, в какой степени, у вас выражено значение по каждой шкале (в соответствии с таблицей описания потребностей), где 0 самый низкий уровень, 10 самый высокий.

 

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Физиологические потребности

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9   10     (100%)

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Безопасность

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9   10     (100%)

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Потребность в любви и  

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9    10     (100%)        принадлежности

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Уважение

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9   10     (100%)         

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Самоактуализация

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9   10     (100%)

 

3. Схема. Перенесите ваши значения по каждой отдельной шкале на предложенную схему и соедините точки прямыми линиями. Посмотрите, что получилось.

   

4. Анализ состояния дома и «западающих» зон

Фундамент: «Физиологические потребности» и «Безопасность»

     Фундамент является основой для дома. По сути, от него зависит прочность и устойчивость вашего дома. Посмотрите, на каком значении они находятся? И если не на 10-ке, то поставьте стрелочку вбок — это направление развития.

Стены: «Любовь» и «Уважение»

     Если с фундаментом все в порядке, а стены шаткие, то хорошей крыши не получится. Обозначьте стрелками направления развития.

Крыша: «Самоактуализация»

     От крыши зависит безопасность и уют в доме. Осадки падают сверху и от того, на сколько прочная крыша, зависит сколько дом простоит. Если крыша плоская, то на ней будут постоянно задерживаться осадки, а это значит, что она может протечь, если она протекает, тогда это отражается на состоянии всего дома. И наоборот, если крыша прочная, то это добавляет устойчивости и защищенности всему дому.

     Картина эмоционального состояния семьи

     Каждому из членов семьи были выданы бланки с описанием базовых потребностей, изучив их, не согласовывая друг с другом, каждый расставил в своем бланке координатные точки по пяти шкалам, после соединения точек прямыми линиями, получилось схематическое изображение дома.

     Важно отметить, что проставляя базовые потребности, человек ориентируется на свое психоэмоциональное состояние внутри семьи на данный момент времени, как бы отвечая тем самым на следующий вопрос: «Как вы себя сейчас чувствуете в семье, например, на сколько баллов проявлено к вам уважение других членов семьи?»

     Рассматривая изображения пяти домов как целостной картины, дедушка первым изрек сакраментальную фразу: «Наши дома похожи на хутор из покосившихся изб!»



     Имея перед собой диагностический материал экспресс-методики «Дом», сразу можно приступать к анализу полученных результатов, но для более глубокого анализа, будет лучше попросить клиента разукрасить получившуюся конструкцию дома, так дом приобретает «лицо», а психолог — понимание данного «лица».

 

«Дом» бабушки
     Отнюдь неслучайно, анализ  начинается с нарисованного дома бабушки (64 года), поскольку у нее самый высокий показатель по шкале «Самоактуализация» (7 баллов). То есть бабушка внутри семьи лучше всех чувствует проявление своих личностных возможностей, желаний, жизненных целей. Что, в принципе, очень хорошо было заметно в консультационном пространстве при работе с данной семьей — бабушка старалась играть солирующую роль. Помимо этого, в разговоре, неоднократно, делая акцент, на то, что все держится на ней и хозяйкой дома является она.
     У ее сына (отца подростка) также 7 баллов по шкале «Самоактуализация», но в силу других причин, к чему мы вернемся чуть позже.
     Показатель по шкале «Безопасность» (4 балла), по словам бабушки, был занижен, поскольку конфликты с невесткой (мамой подростка) стали походить на «ежедневные баталии».  Интересен тот момент, что на разукрашенном рисунке, данный показатель смотрится больше (5 баллов), за счет прорисовывание стен из массивных бреве. Присмотревшись повнимательней к шкале «Безопасность»,  фрагмент поляны с грибом, прилегающий к левой стороне дома, зрительно увеличивает показать по данной шкале, практически до максимального. В ходе анализа рисунка, появилась версия, что безопасность ощущается бабушкой гораздо выше, нежели чем обозначается. Текущая версия получила бурный отклик со стороны всех членов семьи, которые отмечали, что бабушка является маятником всех эмоциональных процессов в доме.
     Любопытно, что и резные наличники, обрамляющие крышу дома, зрительно добавляют показатель по шкале «Самоактуализация».
     Но самым поразительным фактом стало то, что кроме всех членов семьи, сама бабушка не хотела замечать, что нарисовала образ Избушки на курьих ножках. Она долго доказывала, что три бревна слева — это ступеньки к окну, а пригорок из камней — это часть фундамента дома. Повисшую тишину и изумление на лицах, неожиданно прервал дедушка фразой: «Это надо ж как ее раскочегарило! Она ж бежит вперед, что аж дым из трубы валит!»
     Действительно, рассматривая рисунок, складывается ощущение того, что дом «шагает» вперед. В свою очередь, детальный анализ, дал понимание отыгрывание бабушкой роли Бабы-яги во внутрисемейных взаимоотношениях.

 

«Дом» дедушки
     Дом дедушки (66 лет) смотрится достаточно устойчивым, с хорошим показателем по шкале «Физиологические потребности» (8 баллов) и средними показателями по шкалам: «Безопасность» (6 баллов), «Уважение» (6 баллов), «Любовь» (5 баллов). Вот только показатель шкалы «Самоактуализация» (3 балла) имеет низкое значение, определяя ее как неустойчивую (крыша покрыта соломой), конфликтную зону (границы крыши «сползают» вниз, играя роль компенсаторного механизма).
     Разговаривая на тему самоактуализации, дедушка подчеркивает, что проживание его в квартире — это временное явление и живет он на два дома, поясняя: «Город — это мое зимовье, а вся моя жизнь в доме — там земля, пчелы, там моя берлога».
     Обсуждение затронутого вопроса, сразу вынесло наружу эмоциональный негативный всплеск бабушки. Не слыша аргументов своего супруга, она с надрывом в голосе повторяла: «Я не хочу в старости жить в сарае, ты старый, слабый старик, я заслуживаю лучшего!», выделяя интонацией слова: «сарай», «слабый», «я заслуживаю». Практически прокричав данную фразу, она, как будто выдохнула некий груз, слегка обмякла на стуле, с ее глаз потекли слезы, было видно, что в данный момент у нее наступил катарсис (высвобождение вытесненного аффекта).
     Позже, разобравшись с семейной предысторией, стала понятна боль, прорвавшаяся через эти слова. Бабушку, будучи молодой девушкой, дедушка привез в свою деревню невестой из маленькой чувашской деревушки. Будущая свекровь как не приняла ее сразу, сказав при ней своему сыну, что она ему не пара, так и после свадьбы, указывая на разницу в социальном статусе двух родов. После двенадцати лет проживания в деревне с родителями супруга, семья переехала в город, получив двухкомнатную квартиру. С этого момента, бабушка прервала контакт с родителями своего супруга, но на эмоциональном уровне, осталась обида на своего супруга, за то, что он не мог ее защитить от нападок свекрови. После смерти родителей, дом в деревни, перешел по наследству семье, где и самореализуется дедушка.
     Поразительно было то, что рассказанная семейная история была близка к сюжету с мифологическими основами. В этот момент мне вспомнился «Сказ о том, что начинается одним, а заканчивается и вовсе по-другому» Ольги Бояновой из книги «Боги и люди» о любви Велеса (бог плодородия, богатства и семейного хозяйства, напоминающий в равной степени и человека, и медведя) к Ягине, о непринятии властной Амелфой Земуновной (мать Велеса) своей невестки. И то, что, на первый взгляд, казалось совпадением (рисунок бабушки в виде Избы на курьих ножках, ассоциация деревенского дома с берлогой, для дедушки), позже казалось архетипическим сюжетом.

 

«Дом» мамы подростка
     Дом мамы (32 года) подростка выглядит как здание, находящееся на этапе строительства. Самый низкий показатель выражен по шкале «Самоактуализация» (2 балла), его можно назвать критичным, поскольку, фактически, на рисунке у дома отсутствует крыша (только стропила). Сам дом имеет вид возведенной коробки из блочного кирпича с голыми проемами для окон и дверей.
     Мама подростка объясняет это тем, что в общей сложности около семи лет, они с супругом ведут строительство своего дома, и она изобразила его копию. С другой стороны, ею осознаются сложности самореализации во внутрисемейных взаимоотношениях. Рассказывая о них, она описывает состояние, которое в теории транзактного анализа характеризуется как треугольник невротика — «Преследователь — Избавитель — Жертва», с постоянным перемещением с одной позиции в другую.
     Портрет невротического проявления мамы подростка, хорошо описан общими словами А.В. Курпатовым к книге «3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы»: «Если бы подсознание умело говорить, то оно бы сказало: «Для счастья тебе необходимо совсем немного — ты должен быть на десять сантиметров выше, на десять сантиметров стройнее, у тебя должны быть другого цвета глаза и волосы, ты должен быть чуть-чуть умнее, чуть-чуть сообразительнее, чуть-чуть выдержаннее, чуть-чуть увереннее в себе и решительнее, более осведомленным и более начитанным, более...»
     На первый взгляд, при общении такая личность кажется зрелой, успешной, самореализованной в социуме (мама подростка работает главным бухгалтером) и в этом нет ничего неожиданного, поскольку невротик на начальном этапе выглядит гиперкомпенсированным. Позже выясняется, что детское воспитание вызвало базальную тревогу (чувство незащищенности и неопределенной тревоги), которая переросла в базальный конфликт (поведение определяется не реальной ситуацией, а системой защиты; происходит формирование своеобразной защиты в виде психосоматической симптоматики).
     Поэтому и конструкция незавершенного дома указывает на психологическое застревание в психотравмирующей ситуации, а не на жизненные обстоятельства, мешающие строительству дома.

 

«Дом» папы подростка
     Несмотря на достаточно хорошие показатели по шкалам: «Безопасность» (8 баллов), «Уважение» (8 баллов), «Самоактуализация» (7 баллов), «Любовь» (6 баллов), конструкция дома папы (38 лет) подростка кажется очень неустойчивой, напоминающая известную, падающую башню в Пизе. Это ощущение складывается за счет низкого показателя по шкале «Физиологическая потребность» (3 балла).
     Отца подростка, по его словам, практически все устраивает во внутрисемейных взаимоотношениях. Рассказывая о доме, он больше обращается к воспоминаниям своего беззаботного детства, окрашенного позитивными эмоциями. Слушая его, постепенно все отчетливее складывается понимание, что перед нами личность не прошедшая этап сепарации и застрявшая на этапе симбиоза с мамой со знаком плюс (мама остается главным человеком его жизни и главной его привязанностью). В свою очередь, самоактуализация воспринимается им как нахождение зоны комфорта в родительской семье и нежелание переходить на этап автономии, для того, чтобы психологически реализовываться в своей семье.
     Супруга отмечает в нем проявление синдрома психологического инфантилизма, называя его «еще одним своим ребенком», обвиняя в том, что в строительстве их совместного дома заинтересована только она. В ответ, он перекладывает на нее ответственность за свою неудовлетворенность по шкале «Физиологические потребности» (3 балла), под которыми он подразумевает снижение их сексуальных взаимоотношений.
     Любопытен и тот факт, что для прорисовывания дома, мужчиной был выбран карандаш розового цвета. Свой выбор он объяснил случайным стечением обстоятельства — «Какой карандаш попался под руку, таким и нарисовал!» Возможно, так оно и есть, единственно, на ум приходит известное выражение — «Смотреть на мир сквозь розовые очки». Кроме этого, техникой изображения дома была выбрана одномерная перспектива с плоским, контурным изображением, что может быть показателем развития репродуктивного мышления (воспроизведение знакомой формы без проявления творческого потенциала).
     Обобщая анализируемый материал: выбор жизненных ценностей отца подростка, стратегий, поведение в коммуникациях, отрицание как главный механизм защиты (наименее зрелая форма), складывается представление, что перед нами личность, имеющая застревание на более раннем этапе своего психологического развития, чем необходимо зрелой личности.

 

«Дом» подростка
     Завершающей картиной диагностического материала внутрисемейных взаимоотношений, является дом подростка (11 лет). Все шкалы базовых потребностей имеют низкие показатели: начиная от наиболее высокого из всех параметров — шкала «Физиологические потребности» (5 баллов), переходя к шкалам «Любовь» (4 балла), «Уважение» (4 балла), завершая наиболее сниженными показателями по шкалам «Безопасность» (3 балла) и «Самоактуализация» (2 балла).
     Подросток это объясняет тем, что проявление любви у мамы выражается через гиперконтроль и повышенные требования к результатам школьных достижений. Одновременно с этим, нарушаются личностные границы, которое важны для формирования чувства уважения (мама без спроса просматривает тетради, телефон; бабушка при посторонних, рассказывает подробности из жизни подростка).  За неуспехи в обучении, мамой избирается наказание в форме лишения времяпровождения за компьютером, что воспринимается подростком как нарушение такой базовой потребности как «Безопасность».
     Для наилучшего понимания актуального состояния подростка, предлагаю вам пострисуночный опрос к данному рисунку:

1. Из какого материала построен этот дом? Из кирпича.

2. Чей это дом? Людей, которые там живут.

3. Тебе бы хотелось, чтобы этот дом был твоим? Нет.

4. Почему? Он старый, холодный.

5. Если бы ты жил в нем, какую комнату в нем ты бы выбрал? Комнату на чердаке.

6. Почему? Не знаю. Повыше и отдельную.

7. Когда ты смотришь на этот дом, он тебе кажется близким или далеким? Далеким.

8. Когда ты смотришь на дом, он кажется тебе выше, ниже тебя или на одном уровне с тобой? Намного выше.

9. О чем ты думаете, когда смотришь на этот дом? О том, что это старый дом и в нем опасно жить.

10. Что на рисунке производит такое впечатление? Большая трещина на стене дома.

11. Почему и когда она появилась? Дом не выдержал нагрузки от большого количества людей и его давно не ремонтировали.

12. В чем нуждается этот дом больше всего? Его нужно снести и построить большой, новый.

     Конечно, необходимо помнить, что дом на рисунке — это метафора восприятия себя самим человеком (схематическое изображение своего «Я»), своего места в нем, семейных отношений между членами семьи, живущих под одной крышей.
     В данном случае, для нас важна трещина, появившаяся на рисунке, которая может быть как средством выражения отношения человека к самому себе, так и к восприятию внутрисемейных отношений.

     Подытоживая, можно сказать, что диагностическая работа со всей семьей дает целостную картину понимания проблематики клиента, в нашем примере, подростка.

     Подросток, периодически находясь в центре конфликтной ситуации, с еще не выстроенной системой психологической защиты, испытывая напряжение, уходит в функциональное расстройство нервной системы. Помимо своей формирующийся стратегии выхода из конфликтных ситуаций, на него оказывают непосредственное влияние стратегии близких ему людей.

     Так родители, решая свои жизненные и психологические проблемы через призму, один —  невротической личности, другой  — проявление «синдрома психического  инфантилизма», не замечая их в себе самих, видят в своем ребенке по принципу зеркального отражения и будет хорошо, если им хватит понимание это вовремя осознать.



Просмотров: 1211
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход из дома, поведение подростка
  • «Выгнала собственного ребенка из дома и чуть не подарила мужу квартиру». О насилии без кулаков.
  • Ключи от своего дома: как быть собой в собственной личности?
  • Идете на собеседование, оставьте дома своего внутреннего ребенка
  • Самый легкий способ быть счастливым дома, на работе, с друзьями....
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Приемные родители: почему я решила стать мамой для ребятишек из детского дома
  • Топ-5 детских навыков из семьи. Чему научить дома?
  • Реагируем на антисоциальное вызывающее поведение: Чувство безопасности внутри дома
  • Для дома, для семьи
  • На пороге своего дома
  • Ресурсы своего дома
  • Если вы работаете дома - инструкция для начинающих.
  • Пустые дома: когда нет денег на семейного психолога
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Фундамент дома её жизни. Куда приводит любовь?
  • О чем же думает мать, когда сидит дома и ничего не делает?
  • Оптимизация состояния подростка через работу с родителями
  • Как зарабатывать деньги, сидя дома. 5 хороших идей, если не хватает денег
  • На работе я психолог , ну а дома Человек
  • Фундамент семейного дома или на каких трех китах стоит счастливая семья!
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Взять ребенка из детского дома
  • Что делать, если вы увидели порезы на теле своего сына или дочери подростка?
  • Чем занять ребенка? Песочная терапия дома.
  • Архетипический анализ образа дома в детской игре.
  • Мама, не хочу на занятия, хочу поиграть дома в свои игрушки!
  • Нужно ли запирать двери, когда дома дети?
  • Ребёнок разговаривает только дома: что с ним такое? Об элективном мутизме.
  • Человеку нужен человек (в поисках чувства дома)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь