Молодежь и экстремизм. Что нас ждёт?

Молодежь и экстремизм. Что нас ждёт?

          Результатами данного исследования хотелось бы обратить Ваше внимание на проблему молодежного экстремизма. Не смотря на то, что изучение данного явления проходило в конце 2010 года и тема экстремистских выходок среди нашей молодежи постоянно подымается и обсуждается в СМИ, в данной работе выделена проблема отношения молодых людей к данному явлению, проходящих службу по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Так как именно они в ходе учебно-боевой подготовки обучаются применению различных видов вооружения и военной техники в условиях современного боя, при этом совершенствуют свою физическую и психологическую подготовку. Кроме того, среди множества задач развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне реформирования ВС РФ выделяются такие, как: воспитание этнической толерантности; формирование у военнослужащих необходимых военно-профес¬сио¬нальных и моральных качеств; стремление к гармоничному развитию личности, физическому совершенствованию, ведению здорового образа жизни и др.

         Тогда откуда же такие результаты, которые были получены в ходе проводимого исследования? Где находится тот «пробел» в становлении гармоничной личности юноши? В семье? В школе? В армии? Государстве?...

          В исследовании приняли участие 148 военнослужащих по призыву, в возрасте от 18 до 25 лет, призванных из различных регионов Российской Федерации: Башкирия, Бурятия, Дагестан, Мари-Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Хакасия, Красноярский, Пермский край, Омская, Оренбургская, Новосибирская, Иркутская область, и др.

          Для выявления социальных установок экстремизма нами разработана анкета со следующими шкалами: 1. Оценка серьезности молодежного экстремизма как проблемы современности. 2. Общая оценка явлений молодежного экстремизма. 3. Оценка молодежных экстремистских действий, прокатившихся по городам России в декабре 2010 года. 4. Преобладающие мотивы, оправдывающие осуществление экстремистских актов. 5. Оценка социальных санкций за экстремистские действия. 6. Оценка (прогноз) собственной готовности принять участие в подготовке либо совершения экстремистского акта. К каждой шкале предлагаются соответствующие варианты-выборы. Для повышения уровня достоверности ответов все исследование проводилось анонимно.

         Анализ ответов на вопрос об оценке серьезности проблемы молодежного экстремизма обнаружил, что, несмотря на то, что большинство опрошенных военнослужащих (43%) осознают всю опасность этого явления и считают молодежный экстремизм глобальной проблемой современности, часть респондентов сводят явления молодежного экстремизма к обычным уголовным преступлениям (21%). 19% опрошенных определяют серьезность данного явления лишь для некоторых стран и регионов, а 17% - отмечают как проблему, которую очень преувеличивают и раздувают.

         Общее эмоциональное отношение исследуемых к изучаемому явлению является негативным (55%). Однако, наряду с тем, очень распространен дифференциальный подход к оценке молодежного экстремизма, согласно которому положительная или отрицательная оценка конкретного акта зависит от того, кто выступает в роли жертвы (29%). Интересно, что почти каждый пятый (16%) военнослужащий считает явления молодежного экстремизма единственно возможными и эффективными инструментами борьбы (т.е. фактически оправдывает его).

         При рассмотрении и обсуждении с военнослужащими ряда конкретных событий, носящих экстремистский характер, которые происходили в конце 2010 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, нами получены следующие результаты: половина опрошенных (50%) оценивают декабрьские события крайне отрицательно, но при этом почти каждый третий респондент (33%) выразил безразличие, а каждый пятый (17%) поддерживает данные действия.

         Особого внимания заслуживают результаты ответов на вопрос относительно мотивов, которыми можно оправдать действия молодых экстремистов. Лишь каждый седьмой от общего количества респондентов (17%) считает, что никакими мотивами нельзя оправдать действия экстремистов. Преобладающим мотивом оправдания называлась борьба за свои права (60%). Почти каждый второй опрошенный (48%) оправдательным мотивом определил борьбу за национальный приоритет, каждый третий респондент (33%) оправдывает действия экстремистов местью за товарищей и родственников (33%), борьбой за свои убеждения (30%), борьбой с противниками своей религии (29%), борьбой за установление нового, справедливого порядка (29%). Реже избирались мотивы: тяга к насилию и неравные силы и возможности по сравнению с противником (выбор каждого пятого военнослужащего (15%)). Анализ ответов военнослужащих относительно санкций за совершение действий экстремистского характера отражают их общее отношение к изучаемому явлению. Около половины респондентов (44%) считают, что такой санкцией должно быть длительное тюремное наказание. Наряду с тем, настораживает, что четверть опрошенных (25%) дифференцированно относится к санкциям, отмечая, что они могут быть как отрицательными (наказания), так и позитивными (награда) - в зависимости от того, кем и против кого осуществляется экстремистский акт. 21% респондентов отмечают, что экстремисты заслуживают смертной казни. Каждый десятый опрошенный (10%) считает, что наказания быть не должно.

           Оценка данными военнослужащими потенциальной возможности стать участниками подготовки или совершения экстремистских действий обнаружила неожиданные результаты. Из общего количества опрошенных всего лишь меньше половины четко определилась с тем, что никогда и ни при каких обстоятельствах не будут участвовать в подготовке (44%) и участии (41%) в действиях экстремистского характера. Четверть респондентов не смогли точно спрогнозировать свое поведение относительно такой возможности (24%, 28% соответственно), а почти каждый третий от общего количества опрошенных гипотетически предполагают свое участие в подготовке действий экстремистского характера (35%), а каждый четвертый - в непосредственном совершении экстремистского деяния (28%).

           Полученные нами результаты, прежде всего, свидетельствуют о трансформации личностных и социальных ценностей. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, заменились образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении. На наших глазах сверхактивно развивается антипедагогика, представленная во множестве направлений: от псевдокультуры, порнографии и насилия до банд неофашистов. Конфликтные ситуации производственного, национального или этнического характера в современных условиях приобрели не только особую социальную значимость, но и политическую остроту.

           Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностных ориентаций и формирования новых социальных отношений. Кризисным моментом молодости, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. У современной молодежи есть несколько вариантов разрешения кризисной ситуации: приспособиться к ней, уйти от неё в виртуальное пространство либо субкультуру, либо протест и нигилизм, что в итоге может привести и к экстремистским проявлениям… Отсюда, растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность, шовинизм и криминальность. В моменты значительных потрясений и переломов, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением уровня жизни, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия.

          Молодежный экстремизм необходимо рассматривать как социальный, так и культурный феномен. Это сложная форма выражения ненависти и вражды. Одним из определений, которым пользуются в настоящий момент, является следующее: «Экстремизм (от фр. extremisme — крайний) — приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. … Экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов. Для достижения своих целей экстремистские организации и движения используют зажигательные лозунги и призывы, демагогию, провоцируют беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны…» [1].

          Полученные результаты убедительно свидетельствует о необходимости проведения просветительской, психопрофилактической работы среди современной молодежи, в том числе и среди военнослужащих по призыву о национальных, этнокультурных, конфессиональных и прочих особенностях народов нашей страны, а также о проявлениях экстремизма, его масштабах и последствиях. Что, на наш взгляд, даст возможность прояснять в сознании молодых людей роль и место физического насилия, которое не может и не должно быть направлено против собственной нации, против сограждан, против основ государственной системы и нравственного порядка. Насилие в форме вооруженного сопротивления должно быть направлено только на внешнего врага, агрессора, оккупанта, а в форме физического воздействия – только на нарушителя общественного порядка и традиционных норм поведения.

 

* * *

1. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 





Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология молодежного экстремизма
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Что такое красота? Красивым быть каждый из нас достоин!
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями (результаты исследования)
  • Схематерапия или что хочет услышать каждый Уязвимый Ребенок внутри нас
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Инструктаж для деловых людей: Что должно быть в любой публикации
  • Экстремизм молодежи как отголосок психосексуальных комплексов и травм
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость
  • Как сделать счастливым каждый день нашей жизни и, в итоге, всю нашу жизнь
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Что необходимо сделать, чтобы каждый день получать удовлетворение от работы?
  • «Естественная психотерапия» или про то, на что способен каждый.
  • Успех каждого определяется его желанием. Быть на пьедестале или стоять внизу – каждый решает сам.
  • Оценка себя. Что это?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Для чего каждый из нас родился? Или миссия жизни.
  • Как быть с депрессией из-за того, что не могу определиться в жизни?
  • Результаты психотерапии или то, что нельзя проверить
  • Что нужно знать о стрессе (полезные техники на каждый день)
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь