Суицид юных

Суицидальное поведение (СП) – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и, по крайней мере, в минимальной степени мотивируемых явным или скрытым намерением смерти.

Считается, что чем меньше внимания теме, тем лучше.

Суицидология утверждает, что верно обратное – при отсутствии суицидального состояния, беседа его не спровоцирует, а при наличии состояния, поможет его облегчить.

Каждые три секунды кто-то где-то в мире предпринимает суицидальную попытку.

Каждые 40 секунд в мире совершается самоубийство.

Каждое самоубийство затрагивает как минимум шестерых людей. Воздействие самоубийства на близких, семью неизмеримо велико, его невозможно переоценить.

10 сентября провозглашён ВОЗ Всемирным днём предотвращения самоубийств.

Принято различать суицидальные состояния (эмоции, чувства, мысли, идеи, замыслы, план, намерение) и действия (попытка и сам суицид).

Отдельно выделяются средства суицида (летальность напрямую зависит от его средства).

Совершит ли человек суицид, предпримет ли попытку, зависит от стечения многих факторов и обстоятельств. Таковыми факторами являются и возраст и пол человека, психический и социальный статус, наличие серьёзной неизлечимой или тяжелой болезни, сложные жизненные обстоятельства… Некоторые люди быстро переходят от замысла к действию, некоторые раскачиваются, подолгу находясь в суицидальных переживаниях.

Взрослые относительно суицидов подростков недоумённо разводят руками. Казалось бы, чего ему ещё было нужно – красавец, отличник, любимчик, весь мир открыт и вся жизнь впереди… (не важно, это одинаково относится к девушкам и юношам)

Вместе с тем, редкий подросток никогда не задумывался о самоубийстве, не чувствовал желания остановить всё!

Считается, что распознать опасность и помочь человеку могут лишь узкие специалисты психиатры-суицидологи. Действительно действенную квалифицированную помощь оказывают специалисты в области суицидологи, однако, каждый при определенном внимании и чуткости может заметить надвигающиеся грозные признаки деструктивного поведения: напряжение, апатия, немотивированная агрессивность, повышенная конфликтность, насилие в близком окружении, снижение ресурсов личности (депрессия, состояния беспомощности, безнадежности, несостоятельности, никчемности, заброшенности)…

У детей, как и у взрослых, общая причина суицида – психологическая травма, нарушение отношений, социальной ситуации. Однако для детей это чаще всего не тотальные нарушения, как у взрослых (крах смысла жизни, профессиональный провал), а нарушения отношений, общения с близкими, родными. В детском сознании преобладают замыслы, мысли, попытки. И в этом смысле правильнее говорить о демонстративном поведении. При этом суицидальные настроения подростков нередко приводят к суицидальным попыткам и смертельным исходам в силу огромного контраста между напряжением потребностей и недостатком жизненного опыта, не позволяющего найти подходящее решение, личностными особенностями.

Источники разрушительного поведения – неблагополучие жизненных обстоятельств и недостаточность личностных ресурсов и опыта для преодоления этих обстоятельств. Характерно для детского возраста не то, что эти обстоятельства слишком трудны – часто они кажутся с позиции взрослого незначительными. Проблема порождается недостаточностью личностных возможностей: подросток не располагает сформированным навыком решать возникающие проблемы.

Суицид для подростка не самоцель, а средство, способ достижения желаемого (зачастую изменения отношений), конечная цель деяния – воздействие на значимых лиц (родителей, любимого…) или психотравмирующую ситуацию.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир (рай), она также видится способом наказать обидчиков. Сам суицид регулируется скорее порывом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета. Средства выбираются неумело (возможно намеренно): некрепкая веревка, малотоксичные вещества, низкая дозировка, второй этаж для выпрыгивания из окна…

Предпосылка саморазрушительного поведения и суицида в частности – апатия, социальная изоляция, отсутствие смысла в жизни, неверие в личные перспективы, снижение творческой активности в результате психологической травмы.

Однако не все люди в случае психотравмы прибегают к суициду, но лица, обнаруживающие некоторые особенности личностного склада. Это напряжение потребностей и желаний при неумении найти подходящие способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода; слабое владение собой, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

Суицидальная готовность возникает на фоне длительных ударов судьбы, психотравмирующих переживаний. А вот поводом для самоубийства могут послужить самые безобидные вещи. У подростка повышается чувствительность к боли – теперь самая малость может вызвать невероятно бурную реакцию, нарастает агрессивность, обнаруживается неспособность противостоять житейским невзгодам.

Общая мотивация суицидального поведения – суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от нестерпимой психологической боли, уйти из травмирующих условий, добиться помощи, заботы. Нередко, это акт отчаяния, когда личности кажется, что суицид единственный, наилучший из доступных человеку в этот момент времени, выход. Самоубийство может окрашиваться и чувством мести обидчикам, протеста. Тогда суицид, это не что-то останавливающее, прекращающее жизнь, это скорее выход за сковывающие пределы, новая форма существования, в которой он сможет парить над всем, наблюдать свысока за раскаянием тех, кто его обидел, тешить свое самолюбие сожалением и любовью оставшихся и с завистью смотрящих ему вслед, посвящающих ему свои жизни… У подростков суицидальное поведение может быть подражательным. Кумир ярко покончил жизнь самоубийством и это вызывает цепную реакцию. Подросток, который сверял свою жизнь с жизнью своего героя, может скопировать и его уход из неё, суицид станет привлекательным. Привлекательным суицид может быть и в том случае, если к суициду прибегали родственники, тогда это – один из допустимых способов решения проблем.

Зачастую суицид воспринимается подростками в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как мужественное решение. Суицид может быть и побочным эффектом или средством борьбы за идеалы, дело, где жертвы неизбежны. Подростки с саморазрушительным поведением значительно выделяются на фоне своих благополучных в этом отношении сверстников: они менее удовлетворены жизнью, более скованы в проявлении чувств, зажаты, в межличностных отношениях легко ранимы. Их настроение тесно связано со степенью личной свободы, уверенности в себе. Отсюда становится вполне понятным их неудержимое стремление включиться в какую-либо группу. А это, как ни странно на первый взгляд, приводит к снижению ценности своей жизни. Инстинкт самосохранения уступает место другому инстинкту, не менее значимому – инстинкту сохранения вида, популяции. Находясь в связи с другой базовой иллюзией, иллюзией бессмертия, тенденция к саморазрушению, в какой-то степени является ее продолжением: моя смерть не важна, если дело группы живет и побеждает. Потому-то люди с такой готовностью гибнут за общественные идеалы – таким образом, они обретают бессмертие.

Подростки с саморазрушительным поведением часто происходят из дисфункциональной семьи (семья, в которой нарушены основные функции), растут заброшенными, без опоры на понимающего, поддерживающего взрослого.

Первые действия взрослого: в беседе разделить тяжесть переживаний и оказать всяческое содействие в обращении ребенка к специалисту. Сама беседа могла бы касаться темы страдания: как оно протекает, с кем вообще случается, что обычно делают люди в таких ситуациях, от чего следует воздержаться и почему, чем может помочь специалист.

Простое человеческое расположение и душевное участие является хорошей поддержкой. При этом, берясь за оказание помощи, поддержки человеку в суицидальном состоянии, нужно понимать, что это очень сложная ситуация, фактически вызов, и быть готовым, что это потребует много времени и будет достаточно тяжело эмоционально, поэтому стоит прибегнуть к помощи специалистов в области суицидологи для себя и самого человека в кризисе.

 



Просмотров: 301
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли суицид решить проблемы?
  • Как предупредить суицид. Что можно делать, чтобы угроза суицида миновала наших близких?
  • Суицид и суицидальные мысли: что толкает людей на кардинальные меры.
  • Сломанные социальные связи… или Почему подростки совершают суицид?
  • Подросток, манипуляции и суицид
  • Суицид. Некоторые размышления о явлении.
  • Суицид подростков
  • Про суицид: когда мгновение больше жизни
  • Суицид и ценности человека
  • Прерванная жизнь - суицид
  • Суицид... или битва за жизнь
  • Подростковый суицид: как быть и что делать родителю?
  • Суицид – это отсутствие любви и веры
  • Суицид как следствие одиночества подростка
  • Суицид — пугающее слово: не следует недооценивать силу депрессии
  • Смерть, панические атаки и суицид. Что общего?
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Подростковый суицид. Как помочь ребенку?
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Суицид. Крик души.
  • Подростковый суицид. Как помочь ребенку пережить кризис?
  • Психологический суицид
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Как распознать скрытый суицид
  • Суицид - это не проблема, это симптом
  • Портрет подростка группы "Суицид"
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь