Роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" - самое значительное произведение великого французского писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле. Первая книга этого романа вышла в свет без малого пять сотен лет назад. К ней добавились еще четыре книги, и постепенно выстроилась целая династия обжор-великанов, любящих жизнь со всеми ее радостями: король Грангузье, его сын Гаргантюа и сын Гаргантюа Пантагрюэль. И с тех самых пор люди зачитываются, хохочут до слез или задумываются над этим великим романом, а произнося фразы "Аппетит приходит во время еды" или "Все приходит вовремя, если люди умеют ждать", мы даже и не подозреваем, что первым их сказал именно он - Франсуа Рабле.
Когда-то в техникуме по предмету "Зарубежная литература" я изучала литературу Франции 16 века. Очень мне запомнился рассказ преподавателя о книге, основным объектом сатиры которой являлось высмеивание белого духовенства и монашества в Позднее Средневековье. Сам автор, Франсуа Рабле, в молодости был монахом, но покинул монастырь, так как жизнь в его стенах была ему не по душе. Из источников было выявлено то, что Рабле собирал фольклор, предания, истории, пословицы, шутки своего народа. Он хотел высмеять людскую глупость и тупость. Эпоха была карнавальная, где мат, восхваление низших страстей и потребностей тела было главным для людей. Своим произведением он призывает нас к тому, чтобы мы возвысились над своими страстями и пороками. Именно так можно достичь высокого духовного развития и самосовершенствовать себя. Стремления к идеалам, к тому, чтобы стать лучше, гармоничнее и благороднее - основа цели любого человека.
В романе он высмеивает многочисленные притязания церкви, пороки, невежество и лень монахов. Массовый протест в период Реформации вызывали: непомерное стремление к наживе, претензии попов на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Отдельным насмешкам удостоены некоторые места из Библии. В своём романе Рабле не только борется со «старым миром» при помощи сатиры и юмора, но и провозглашает новый мир так, как он его видит. Средневековой косности и бесправию Рабле противопоставляет идеалы свободы и самодостаточности человека.
Обращаясь к достославным пьяницам и досточтимым венерикам, автор приглашает их развлекаться и веселиться, читая его книгу, и просит не забыть за него выпить.
Каждая книга Рабле это эпизод из жизни главного героя, основным смыслом жизни которого является вкусно и до отвала поесть, попить, помолиться и испражниться. Особенно интересно путешествие совершаемое помощниками-очистителями по толстому кишечнику героя. Проникнув через его ухо внутрь они совершили большую внутреннюю работу по очищению и исцелению владельца тела.
К концу пятого года Грангузье, возвратившись после поражения канарийцев, навестил своего сына Гаргантюа. Обрадовался он ему, как только мог обрадоваться такой отец при виде такого сына: он целовал его, обнимал и расспрашивал о всяких его ребячьих делах. Тут же он не упустил случая выпить с ним и с его няньками, поговорил с ними о том о сем, а затем стал подробно расспрашивать, соблюдают ли они в уходе за ребенком чистоту и опрятность. На это ему ответил Гаргантюа, что он сам завел такой порядок, благодаря которому он теперь самый чистый мальчик во всей стране.
– Как так? – спросил Грангузье.
– После долговременных и любопытных опытов я изобрел особый способ подтираться, – отвечал Гаргантюа, – самый, можно сказать, королевский, самый благородный, самый лучший и самый удобный из всех, какие я знаю.
– Что же это за способ? – осведомился Грангузье.
– Сейчас я вам расскажу, – отвечал Гаргантюа.
Приведу Вам более 14 оригинальных способов гигиены после испражнения тела, эксперимент-анализ героя:
Бархатной полумаской одной из придворных, дам и нашел, что это недурно, – прикосновение мягкой материи к заднепроходному отверстию доставило мне наслаждение неизъяснимое.
В другой раз – шапочкой одной из помянутых дам, – ощущение было то же самое.
Затем шейным платком.
Затем атласными наушниками, но к ним, оказывается, была прицеплена уйма этих поганых золотых шариков, и они мне все седалище ободрали. Антонов огонь ему в зад, этому ювелиру, который их сделал, а заодно и придворной даме, которая их носила!
Боль прошла только после того, как я подтерся шляпой пажа, украшенной перьями на швейцарский манер.
Затем как-то раз я присел под кустик и подтерся мартовской кошкой, попавшейся мне под руку, но она мне расцарапала своими когтями всю промежность.
Оправился я от этого только на другой день, после того как подтерся перчатками моей матери, надушенными этим несносным, то бишь росным, ладаном.
Подтирался я еще шалфеем, укропом, анисом, майораном, розами, тыквенной ботвой, свекольной ботвой, капустными и виноградными листьями, проскурняком, диванкой, от которой краснеет зад, латуком, листьями шпината, – пользы мне от всего этого было, как от козла молока, – затем пролеской, бурьяном, крапивой, живокостью, но от этого у меня началось кровотечение, тогда я подтерся гульфиком, и это мне помогло.
Затем я подтирался простынями, одеялами, занавесками, подушками, скатертями, дорожками, тряпочками для пыли, салфетками, носовыми платками, пеньюарами. Все это доставляло мне больше удовольствия, нежели получает чесоточный, когда его скребут.
– Так, так, – сказал Грангузье, – какая, однако ж, подтирка, по-твоему, самая лучшая?
– Вот к этому-то я и веду, – отвечал Гаргантюа, – сейчас вы узнаете все досконально.
10. Я подтирался сеном, соломой, паклей, волосом, шерстью.
11. Бумагой, но —Кто подтирает зад бумагой, Тот весь обрызган желтой влагой*.
12. Потом я еще подтирался, – продолжал Гаргантюа, – головной повязкой, думкой, туфлей, охотничьей сумкой, корзинкой, но все это была, доложу я вам, прескверная подтирка! Наконец шляпами. Надобно вам знать, что есть шляпы гладкие, есть шерстистые, есть ворсистые, есть шелковистые, есть атласистые. Лучше других шерстистые – кишечные извержения отлично ими отчищаются.
13. Подтирался я еще курицей, петухом, цыпленком, телячьей шкурой, зайцем, голубем, бакланом, адвокатским мешком, капюшоном, чепцом, чучелом птицы.
14. В заключение, однако ж, я должен сказать следующее: лучшая в мире подтирка – это пушистый гусенок, уверяю вас, – только когда вы просовываете его себе между ног, то держите его за голову. Вашему отверстию в это время бывает необыкновенно приятно, во-первых, потому, что пух у гусенка нежный, а во-вторых, потому, что сам гусенок тепленький, и это тепло через задний проход и кишечник без труда проникает в область сердца и мозга. И напрасно вы думаете, будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами, и таково мнение ученейшего Иоанна Скотта.
Книга эта изменила в своё время жизнь Европы. Внесла новую, живую, озорную струю в мир мрачного, пропитанного религиозным фанатизмом средневекового мировоззрения. Автор показал, что в жизни есть место не только подвигу во имя Господа, и радость бытия заключается не только в религиозном экстазе а в простых, доступных и повседневных вещах — хорошо поесть (и выпить) , хорошо поспать (и переспать) , хорошо похохотать над аскетическими монахами (и не только над ними) . Автор радовался жизни и хотел, чтобы окружающие тоже не зацикливались на мыслях о загробном мире, а поглядев вокруг увидели всю полноту вселенной скрытую церковными шорами. Он хотел возродить античное представление о предназначении человека на земле. Книга эта освободила дух, дала свободу разуму. А может мы сейчас и мыслим-то так свободно благодаря Рабле. Можно, конечно, придираться и к стилю и к фривольности и даже к откровенному литературному хулиганству. Ну и пусть. «Человечество расстаётся с прошлым смеясь. А над похождениями этих жизнелюбивых толстяков народ смеётся уже не один век.
Высмеивание: Момент воскрешением Эпистемона Панургом, пародирует известную библейскую легенду о воскрешении Лазаря Иисусом Христом, а повествование о великане Хуртали высмеивает сказание о Ноевом ковчеге. Слепая вера в божественное чудо и духовный фанатизм отражены в эпизоде рождения Гаргантюа из уха матери, всех кто не верит в возможность появления дитя из уха, по воле всемогущего Господа Бога, Рабле называет еретиками. Благодаря этим и другим богохульским эпизодам, все 5 томов «Гаргантюа и Пантагрюэля», были признаны богословским факультетом Сорбонны еретическими.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» неразрывно связан с народной культурой Франции позднего Средневековья и Возрождения. Из неё Франсуа Рабле позаимствовал своих главных героев и некоторые литературные формы. Автор призывает нас знать меру во всём, в еде и в удовольствиях тела. Не забывать о душе своей, заботиться о своей духовности, так как главная цель человека стать гармоничной личностью.
Чревоугодие (обжорство) – это пристрастие к вкусной, обильной и вредной пище, нарушение постов. Неумеренность и жадность в еде унижает достоинство человека. В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к еде, сколько размышление о её истинном месте в жизни.
Преподобный Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях», разделял грех чревоугодия на две составляющие:
Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.
Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от вкуса.
Чревоугодники возвышали всегда чувственное удовольствие, а не духовность. Это победа тела над духом, которая доводит человека до скотского состояния. Обжорство погружает человека в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чтобы лечить болезнь нужно выяснить откуда она появилась и убрать факторы риска.
Рекомендации по излечению:
1. Начинаем контролировать размер порций еды. Ежедневно снижаем его понемногу.
2. Выпивать за 15 минут до еды стакан тёплой воды.
3. Начинаем соблюдать режим дня, совершаем прогулки и делаем зарядку.
4. Меняем рацион, состав пищи.
5. Приём пищи 5-6 раз в день, каждые 2-3 часа мини-порциями (две ладошки).
Смысл дробного питания заключается в разделении приемов пищи на 5-6 раз и уменьшении объемов порций. Разделив питание на 2,5 — 3 часа, можно сформировать привычку здорового питания, сбросив в неделю до 1,5 кг.
Слизистой желудка вырабатывается гормон грелин при длительных перерывах между трапезами. Он отвечает за чувство голода. Чем больше он вырабатывается, тем быстрее ощущается голод. Уменьшая промежутки времени в питании, добиваются того, что грелину не будет хватать времени для набора необходимой концентрации. Это позволит повысить уровень метаболизма, снизить вес и закрепить результат. http://islimming.ru/9997/pitanie-malenkimi-portsiyami/
Нарушение нормального процесса работы кишечника приводит к запору, диареи. Микрофлору кишечника образуют лактобактерии, бифидобактерии, пропионобактерии, энтерококки, кишечная палочка.
Причины, способствующие нарушению работы кишечника:
стрессы, депрессия, психологические расстройства;
неправильное, несбалансированное питание;
малоподвижный образ жизни (работа в офисе, к примеру);
частые переезды (смена климатических условий);
заболевания — сахарный диабет, сбои в нервной системе, геморрой и т. д.;
некачественная, либо высококалорийная пища;
запоры. Трудности с опорожнением кишечника могут возникнуть на фоне употребления высокого количества белков, растительной пищи и воды;
лекарственные препараты — наркотические анальгетики, слабительные, антидепрессанты, препараты для сердца и лекарства, понижающие давление.
Чтобы стабилизировать работу кишечника нужно отказаться от вредных привычек, нормализовать своё питание и режим дня. Для этого потребуется большая сила воли и человеку самому порой не справиться. Сейчас создано много медицинских центров по оказанию помощи людям, которые нуждаются в психологической помощи по этому вопросу. Не затягивайте с этим! Берегите себя и своё здоровье!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.