|
Хочу быть с людьми, боюсь быть с людьмиАвтор статьи: Елизавета Зубова
Я девочка, мне 13. Захожу в новый класс. Незнакомые лица. Злые? Добрые? Равнодушные? Лет через 15 он окажется за решеткой из-за пьяной драки. Но сейчас он школьник – и проведет оставшееся время до выпуска, изводя новенькую, которая сразу ему не понравилась. Слишком умная. Слишком воображает. Сама напросилась. Учителя будут делать вид, что ничего не происходит. А родители слишком заняты на работе, чтобы разбираться. *** Я стараюсь хорошо учиться, я прилежная и старательная. Но это не приносит мне ни радости, ни друзей. Мои попытки сблизиться заканчиваются болезненно и неудачно. Я с головой ухожу в учебу, получаю красный диплом, меня рекомендуют в аспирантуру. Родители довольны – они всегда видели меня ученым. А я чувствую себя пустой матрешкой. Сверху неестественная улыбка, внутри ничего... Я прихожу домой, разговариваю с родителями, веду собаку на прогулку. Мультифункциональный робот. Отлично отрабатываю заданную программу. «Ты такая молодец, дочка! – говорит мама. – Только почему так мало времени проводишь со сверстниками? В твоем возрасте уже пора думать о замужестве». Прости, мама, тут программа дала сбой. *** Но это не я. Потому что внутри мне все еще 13. И я хорошо помню, что ничего хорошего ждать от окружающих не приходится. Я помню лицо каждого из своих обидчиков. Форму носа, цвет глаз, манеру ухмыляться. Я периодически вижу их фотографии в соцсетях. Они выросли, похорошели, ушли вперед. А я стою на месте. Я все еще на пороге нового класса, где меня ждут долгие четыре года унижений, издевательств, одиночества... *** Если вам трудно общаться с людьми, создавать отношения, приближаться, сближаться – это значит, что дает сбой механизм, отвечающий за взаимодействие, за процесс контакта. В норме этот механизм мы осваиваем еще в детстве. Учимся общаться сначала с родителями и братьями-сестрами, потом с детьми на площадке, потом в детском саду и школе. Сначала отношения, которые мы строим, совсем простые, больше потребительские – получить еду, отобрать машинку. Потом они усложняются, наполняются новыми смыслами, фокусируются не на потреблении, а на обмене. Но случается так, что ребенок или подросток оказывается в состоянии хронической фрустрации. Отношения с окружающими становятся опасными, страшными, неприятными, полными ненависти и ужаса. И хорошо, если рядом есть внимательный взрослый, способный разглядеть школьную или дворовую травлю, принять меры, отвести ребенка за руку в другой коллектив. Но далеко не всегда это возможно. И естественный механизм контакта, коммуникации оказывается сломан, разлажен. Восстанавливать его – дело непростое и небыстрое. Это чем-то похоже на приручение дикого котенка, который чудом спасся от собачьих зубов или из-под палки дворника. Даже если котенок сам тянется к людям, он все равно будет шипеть и кусаться, если приближение будет слишком резким. И много любви, осторожности, терпения, ласки придется вложить в отношения с таким котенком, прежде чем он сможет снова доверять другому существу. Похожие процессы происходят в психотерапии, когда проблема клиента связана с нарушенной коммуникацией – с опытом травли, непринятия, хронического одиночества, недоверия людям. И психолог в глазах клиента – хочет он этого или не хочет – становится периодически тем самым обидчиком, дворником с палкой, кусачей собакой, равнодушным родителем – разными персонажами истории клиента, с которыми связаны болезненные переживания. Потому что это тот опыт коммуникации, который есть. Другого пока нет. Хорошая новость в том, что психотерапия постепенно помогает получить этот другой опыт общения. Убедиться в том, что люди вокруг – разные, и не все из них представляют опасность. Отыскать внутри доверие и интерес, которые сейчас прячутся под страхом и ужасом. Что еще почитать Боюсь сближаться – что делать? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|