Основной механизм воздействия происходит через эмоциональное переживание сказки, отождествление себя с главным персонажем, а значит и идентификацию (сравнение) своих чувств и чувств главного героя, внутренней поиск правильного решения и преодоление вместе с ним жизненных перипетий, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации. В процессе прочтения ребенок поймет, что не только он сталкивается с подобными сложностями и испытывает сильные и порой противоречивые чувства по отношению к близким. Заключительная и самая главная часть психотерапевтической сказки это моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Всегда позитивный финал формирует у малыша веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила.
Пишем свою сказку.
Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это с успехом получается у маленьких фантазеров. Родителям лучше всего отталкиваться оттого, что придумывает малыш, и умело вплетать детские фразы в общее повествование. Наверняка, вам захочется записать, то, что у вас получилось. Чем хороша сказкотерапия: малыш может подключиться к работе практически на любом ее этапе, а также в процессе работы Вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, а еще и развиваете активную речь, мышление и воображение ребенка. Поэтому не жалейте времени на эти занятия, они окупятся вам сторицей.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя:
Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.
Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка. Например, девочке необходимы сказки, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров.
Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне.
Для того чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку нужно знать принципы ее построения.
Создаём образ главного героя.
Главным героем сказки может быть очень большой спектр персонажей: это и обычные предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления, да, собственно, всё что угодно, ведь это ваш волшебный мир. Отталкиваться нужно оттого, что нравиться вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции, важно чтобы главный герой был «созвучен» ребенку, и возможно чем-то был на него похож (но не обязательно во всем), отражал его некоторые черты характера, и включал те особенности поведения, которые вы хотели бы проработать. Выдуманное имя также может отражать характер персонажа. Например, такое забавное имя для застенчивого дракончика – Заёлочкин (отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым).
Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
Исходить нужно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформированные в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, т.е. что же на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать это самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя так, а не иначе? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает наш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
Образы друзей и помощников – это олицетворение потенциальных способностей главного героя. Например, в случае неправильного поведения главного героя, друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения. А враги и препятствия – это страхи и неверие в самого себя.
4. Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.
Они нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможный репертуар действия в сложных ситуациях, т.е. показать: можно справиться так, а вот смотри, есть и еще такой способ.
В метафорической форме некоторые сложности в преодолении препятствий могут решаться разными путями, например:
Прямая агрессия: сразить дракона мечем, т.е. решить проблему с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Другой вариант - использование хитрости, умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы. (Пример с Котом в сапогах, победившим Людоеда).
Использование волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов-талисманов, внушение чувства защищенности и уверенности);
Совет мудреца. Например, главный герой получает совет крайне уважаемого персонажа в волшебной стране и следует ему.
А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.
Получены новые знания, опыт правильного поведения, но он еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей ещё необходимы подбадривание, похвала, которые придают уверенности в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление своих внутренних барьеров и страхов или изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.
Наконец-то герой становиться уверенным, что делает все правильно, потому что он получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает, он справился со всеми сложностями и стал другим.
Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя. Получение новых возможностей благодаря победе над собой.
Вопросы к сказке.Их также можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает ребенку обратную связь, т.е. как могут оценивать поведение главного героя окружающие и что они при этом чувствуют.
О чем эта сказка, чему она нас учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой?
Правила работы со сказками:
Читать сказку должен взрослый, которому ребенок целиком и полностью доверяет, и если есть какие то конфликты и непонимание в отношениях с ребенком, то сначала нужно из них выйти (самостоятельно или с помощью профессионала).
Если Вы прорабатываете какие-либо волнующие ребенка вопросы или его страхи важен телесный контакт: посадите на колени, обнимите, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, когда он будет встречаться с тем, что его особенно волнует.
Не торопливым, спокойным голосом читайте ребенку. Интонации и ваш голос должен передавать атмосферу сказки, диалоги также должны быть прочитаны эмоционально.
Если ребенок совсем маленький или быстро устает, то обсуждение можно сделать немного отстроченным, вернуться к этой сказке еще раз, пересказав краткое содержание.
Как в любой ситуации психологической работы, у детей постарше может возникнуть сопротивление, не желание отождествлять себя с главным героем. Никогда не надо указывать этого напрямую, т.е. говорить вот ты ведешь себя точно также и т.п. Это и так произойдет, если сказка попала «в точку», особенно когда ребенок понимает, что персонаж изначально ведет себя не очень красиво. В этом случае опирайтесь на положительные изменения, которые произошли в поведении главного героя в результате определенных событий, сконцентрируйтесь на том, что любой человек может исправиться – главное верить в него.
Для работы с определенной проблемой неплохо подобрать слова, которые как можно лучше будут способствовать ее решению. Например, в книге Джойс Миллс и Рачарда Кроули «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» есть сказка, работающая с энурезом. Авторы используют следующие слова: контролировать, удерживать, отпускать и т.д., все то, что дает возможность психологически контролировать свой мочевой пузырь. А главный герой – слоненок, который не умеет удерживать воду в своем хоботе и постепенно учится это делать.
Замечательные приемы, которые помогут Вам творчески подойти к написанию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.
Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю используя эти слова.
Ввести уже в известную ребенку сказку комического персонажа или придумать продолжение.
Игра - наоборот. Несоответствие характера образу, например как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная ….»
Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, бумага, ветер и что же произошло дальше?
Необычный герой – предмет, который оживает, или существо, которое вообще не существует в природе и придумано Вами.
Сказка, где Ваш ребенок является главным действующим персонажем. Здесь важно, чтобы он выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми сложностями на пути (даже если в жизни он неуверенный, робкий, застенчивый). Так родители могут передать своему ребенку надежду на успех авансом.
Статья из личной монографии: Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 160 с. - (Сказкотерапия: теория и практика" с.12-20.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.