Про школу | Падает успеваемость! Или проблемы самоорганизации и контроля?

Про школу  Падает успеваемость Или проблемы самоорганизации и контроля

Будучи школьным психологом, я наблюдаю разные истории наших учащихся, жизни в школе которых изменились не в лучшую сторону именно после 5 класса.

Анализируя эти истории, пришла к следующим выводам.

Чем отличается обучение при переходе в среднее звено от начальной школы?

Ребята становятся пассивными, чувствуют себя растерянными в изменившихся условиях обучения:

  • новые учителя, разные по характеру;
  • разные требования, часть которых не озвучивается учителями, но подразумевается / или путаются в требованиях между учителями, когда нет единых;
  • теряются в общем расписании уроков и их изменении и необходимости его регулярно проверять;
  • хождение по разным кабинетам, опоздание на уроки и блуждание по коридорами с "я не знаю, где мы должны быть";
  • резко сокращается степень участия классного руководителя в организации их учебной деятельности и личных взаимоотношений;
  • уходит регулярный надзор родителей за их учебной деятельностью и успеваемостью;
  • новые учебные дисциплины разной степени сложности;
  • оказываются беззащитны перед (новыми) конфликтными ситуациями с одноклассниками, которые извне никто оперативно не разруливает, и не разруливает их последствия, а обратиться за помощью часто не к кому.
1. Чему учили в начальной школе, в начальной школе и остаётся:

В психологическом представлении ребят при переходе из начальной школы в среднее звено то, чему их учили в начальной, остаётся в начальной. И потому они приходят в 5-ый класс как в 1-ый. Они "забывают" основные правила самоорганизации:

Самостоятельный сбор портфеля:  часто "как попало" собирают портфель, "по памяти", не проверяя по тому же дневнику, всё ли взяли с собой, необходимое на завтра, а если чего-то нет в наличие, то и нет.

Самостоятельное ведение дневника: перестают вести дневник, который уже ни так часто проверяется, забывают без напоминания учителя открыть и записать домашнее задание, а если не записали, то и не узнают/не уточняют у одноклассников.

Самостоятельное выполнение домашнего задания: если им непонятно, "как сделать", то выбирают "не сделать", чем спросить у учителя или узнать у одноклассников или просить помощи родителей связаться с родителями одноклассников; а если болеют, то не считают нужным домашние задания узнавать, у них же причина - болеют! и им же никто не позвонил и не сказал; и качество их выполнения резко снижается, потому что никто не просит пересказать/показать выполненное и не отправляет их переделать.

Эффект: Так начинается "участие" ребят в техническом снижении своей успеваемости. Дело часто ни в том, что у ребят падает вдруг интеллект, или они не тянут новую школьную программу, а в том, что они сами саботируют своё успешное усвоение знаний и получение высоких отметок. Падение начинается с неготовности к завтрашнему уроку, и эта неготовность аккумулируется в академическую задолженность, потом в углубление пробела в знаниях, и формируется "педагогическая запущенность" и "выученная (привычная) неуспешность". 

2. Родительское "Ты уже взрослый, сам должен...":

По вере и доверию к своим детям, резко снижается контроль родителей:

Портфель: проверять его сбор считается уже "несерьёзным", ведь "он уже взрослый".

Дневник: становится неким пережитком прошлого, и проверяется раз в неделю в лучшем случае, в худшем - раз в месяц.

Домашние задания: больше не просят показать дневник, показать тетрадки с выполненным, пересказать прочитанное.

Связь с классным руководителем: регулярные звонки классному руководителю с вопросом "Ну, как там наши дела?" становятся всё менее регулярными и быстро сходят на нет.

Участие в школьной жизни: если раньше ребятам поручались такие домашние задания и подготовка к мероприятиям, в которых дети не могли справляться самостоятельно, им требовалась помощь и присутствие родителей, то теперь родители самоустраняются в бытовые дела, семейные проблемы и трудности на работе, личные переживания, оставляя 5-классника один на один с его делами. Всё реже посещают родительские собрания. 

Эффект: У ребят формируется чувство, что они занимаются делом (учёбой), которое неценно, неважно, это какая-то формальность, за которую взрослые ругают от случая к случаю, потому что надо приносить какие-то цифры домой, и чем цифра выше, тем взрослые меньше "достают". Но к этому вырабатывается вскоре стойкий психоэмоциональный иммунитет. 

А уже за спиной 4 напряжённых года, в течение которых был более или менее жёсткий контроль, родители знали всё или многое, были в курсе всех двоек, провальных контрольных, конфликтов с учителями и одноклассниками. И в учебных делах, в которых они не могли справиться, родители им помогали. 

Родители в эти 4 года делали самое ценное, что поддерживает мотивацию и активность ребят - они выражали своё недовольство и отношение к происходящему, даже появлялись такие "взрослые, занятые и серьёзные" в выполнении их детских домашних заданий и участвовали в школьных мероприятиях.

Ребята откликались на хмурое настроение и порицание родителей ощущением личного дискомфорта и дискомфорта в психологической атмосфере дома. Но главное, они если и не знали, зачем учёба лично им, то знали и чувствовали, что то, что они делают очень важно, ценно, и это даже влияет на отношения родителей к ним, работает на "ослабевание" тёплых отношений, усиление тревожности.

В 5-ом классе эта "магия важности" развеивается.

3. Классный руководитель больше не "мамочка-наседка":

Учебные трудности и оценки: новый классный руководитель физически не может оперативно собирать всю информацию обо всех учащихся своего класса за сегодняшний учебный день: были ли опоздания, кто не готов к уроку, кто завалил контрольную, и т.д.

Если раньше классный руководитель вёл все уроки, то он и знал обо всех трудностях и долгах ребят, вся картинка сегодняшней готовности учащегося была у учителя перед глазами, а в 5-ом классе классным руководителем становится учитель, который ведёт 1-2 предмета у своего класса, и видит их 1-2 раза в неделю общей массой для "воспитательных" бесед и объявлений. Он может только по готовности на своём уроке оперативно что-то сигнализировать родителям. 

А бывает, что классный руководитель не ведёт никаких часов у своего класса и имеет представление о готовности своих ребят только по сообщениям других учителей. Как обстоят дела на других предметах - это дело 5-15-минутного расследования по каждому ученику.

Но, так или иначе, периодичность контроля прихода на уроки вовремя, готовности и успеваемости - контролируется несколько раз в неделю, а то и вовсе в конце недели для выписки пропусков и успеваемости и "раздачи слонов" провинившимся. И то если учитель не замотается и не забудет. 

Отношения с одноклассниками: ребята больше не находятся "круглоурочно" на глазах классного руководителя, и он не может вовремя развести их по углам, когда случается драка, пресечь какие-то насмешки, если начинается какая-то травля, и не имеет возможности по горячим следам разобрать "что случилось, кто виноват, что делать". И в основном классные руководители имеют слабые или даже ложные представления о том, какие группировки образуются в его классе, какие между ними и внутри них отношения, кто лидер, кто изгой, и когда будет "стрелка" за гаражами.

Связь с родителями: периодичность контактов школы с родителями резко сокращается по сравнению с начальной школой, потому что в основном вся нагрузка на связь ложится на личный счёт сотового телефона классного руководителя, потому что родители больше не заходят в школу, чтобы привести/забрать ребёнка, заплатить за питание/билеты в театр и попутно спросить о своём ребёнке. А так как классный руководитель должен ещё подготовиться к встрече с родителем (навести справки об успеваемости), то этот разговор откладывается на следующую неделю или до самого родительского собрания.

Эффект: Родители теряют реальную картинку о происходящем с его ребёнком в школе, и узнают о каких-то проблемах несвоевременно, когда "момент уже не актуален". Основными источниками (дез)информации становятся сами ребята, которым, конечно, выгодно что-то умолчать, что-то приукрасить, а также другие родители, находящиеся в таком же неведении и заблуждениях. 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Представьте, что ваш ребёнок в свои 10-11 пошёл ни в 5-ый класс, а 1-ый, только ходить туда и оттуда домой может сам, сам может читать и писать. 

Портфель:

Хотя бы раз в неделю, в две недели просите вам показать наличие канцелярии, учебников, контурных карт, рабочих тетрадей и прочего. Чего-то может не быть, и пытающийся адаптироваться 5-классник может спекулировать на том, что у него чего-то нет, и это повод для невыполнения домашних заданий и неучастия в работе на уроках.

Особенно так поступайте, если дневник пестрит "не готов к уроку" - что значит, "не готов"? Нет школьных принадлежностей или не делает домашние задания? Если всё есть, а замечания всё ещё всплывают, уделите 5 минут тому, чтобы каждый день в течение одной недели брать дневник, сесть на стульчик в его комнате и по расписанию попросить сложить на стол всё, что нужно на завтра и пусть при вас это сложит в рюкзак.

Так вы не дадите возможность ему схитрить и будете уверены, что как родитель вы обеспечили его всем необходимым.  

Дневник:

Каждый день просматривайте дневник и ставьте роспись.

Смотрите оценки и замечания от учителей, проводите по ним разъяснительные беседы.

Домашние задания:

Если видите пустые графы с домашним заданием, проверяйте и уточняйте через его одноклассников (звоните ребятам или их родителям) или проверяйте группы в социальных сетях, куда это могут выкладывать, если у вас такая группа есть, или электронный дневник на школьном сайте.

Просите показать вам сделанные письменные задания, погоняйте по вопросам в конце параграфа устных предметов или спросите наизусть определения, которые есть в параграфе.

И отправляйте доделывать и дочитывать с подтверждением, что оно таки доделано. 

Помните, домашние задания задаются всегда! Проверяйте любую информацию, что "не задано". Успеваемость вашего ребёнка может падать из-за не выполнения домашнего задания или плохой подготовки.

Связь с классным руководителем:

Хотя бы раз в неделю, в удобный вам день, звоните сами классному руководителю поинтересоваться, как дела вашего ребёнка в школе, есть ли к нему замечания.

Или поддерживайте связь в социальных сетях. 

Учебные дела: 

И по возможности хотя бы раз в две недели или раз в месяц проводите дежурный рейд по учителям, на предметах которых у вашего ребёнка особо низкие или нестабильные оценки.

Спросите общее впечатление о вашем ребёнке.

Попросите посмотреть его работы и попросите посмотреть 5 работ на оценку "5" и на оценку "2", чтобы сравнить, что с "вашим ребёнком ни так". 

 

Как вам удаётся удерживать успеваемость своих детей?

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ"



Просмотров: 482
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь