|
Про школу | Падает успеваемость! Или проблемы самоорганизации и контроля?Автор статьи: Попенкова Ирина Михайловна
Будучи школьным психологом, я наблюдаю разные истории наших учащихся, жизни в школе которых изменились не в лучшую сторону именно после 5 класса. Анализируя эти истории, пришла к следующим выводам. Чем отличается обучение при переходе в среднее звено от начальной школы? Ребята становятся пассивными, чувствуют себя растерянными в изменившихся условиях обучения:
1. Чему учили в начальной школе, в начальной школе и остаётся: В психологическом представлении ребят при переходе из начальной школы в среднее звено то, чему их учили в начальной, остаётся в начальной. И потому они приходят в 5-ый класс как в 1-ый. Они "забывают" основные правила самоорганизации: Самостоятельный сбор портфеля: часто "как попало" собирают портфель, "по памяти", не проверяя по тому же дневнику, всё ли взяли с собой, необходимое на завтра, а если чего-то нет в наличие, то и нет. Самостоятельное ведение дневника: перестают вести дневник, который уже ни так часто проверяется, забывают без напоминания учителя открыть и записать домашнее задание, а если не записали, то и не узнают/не уточняют у одноклассников. Самостоятельное выполнение домашнего задания: если им непонятно, "как сделать", то выбирают "не сделать", чем спросить у учителя или узнать у одноклассников или просить помощи родителей связаться с родителями одноклассников; а если болеют, то не считают нужным домашние задания узнавать, у них же причина - болеют! и им же никто не позвонил и не сказал; и качество их выполнения резко снижается, потому что никто не просит пересказать/показать выполненное и не отправляет их переделать. Эффект: Так начинается "участие" ребят в техническом снижении своей успеваемости. Дело часто ни в том, что у ребят падает вдруг интеллект, или они не тянут новую школьную программу, а в том, что они сами саботируют своё успешное усвоение знаний и получение высоких отметок. Падение начинается с неготовности к завтрашнему уроку, и эта неготовность аккумулируется в академическую задолженность, потом в углубление пробела в знаниях, и формируется "педагогическая запущенность" и "выученная (привычная) неуспешность". 2. Родительское "Ты уже взрослый, сам должен...": По вере и доверию к своим детям, резко снижается контроль родителей: Портфель: проверять его сбор считается уже "несерьёзным", ведь "он уже взрослый". Дневник: становится неким пережитком прошлого, и проверяется раз в неделю в лучшем случае, в худшем - раз в месяц. Домашние задания: больше не просят показать дневник, показать тетрадки с выполненным, пересказать прочитанное. Связь с классным руководителем: регулярные звонки классному руководителю с вопросом "Ну, как там наши дела?" становятся всё менее регулярными и быстро сходят на нет. Участие в школьной жизни: если раньше ребятам поручались такие домашние задания и подготовка к мероприятиям, в которых дети не могли справляться самостоятельно, им требовалась помощь и присутствие родителей, то теперь родители самоустраняются в бытовые дела, семейные проблемы и трудности на работе, личные переживания, оставляя 5-классника один на один с его делами. Всё реже посещают родительские собрания. Эффект: У ребят формируется чувство, что они занимаются делом (учёбой), которое неценно, неважно, это какая-то формальность, за которую взрослые ругают от случая к случаю, потому что надо приносить какие-то цифры домой, и чем цифра выше, тем взрослые меньше "достают". Но к этому вырабатывается вскоре стойкий психоэмоциональный иммунитет. А уже за спиной 4 напряжённых года, в течение которых был более или менее жёсткий контроль, родители знали всё или многое, были в курсе всех двоек, провальных контрольных, конфликтов с учителями и одноклассниками. И в учебных делах, в которых они не могли справиться, родители им помогали. Родители в эти 4 года делали самое ценное, что поддерживает мотивацию и активность ребят - они выражали своё недовольство и отношение к происходящему, даже появлялись такие "взрослые, занятые и серьёзные" в выполнении их детских домашних заданий и участвовали в школьных мероприятиях. Ребята откликались на хмурое настроение и порицание родителей ощущением личного дискомфорта и дискомфорта в психологической атмосфере дома. Но главное, они если и не знали, зачем учёба лично им, то знали и чувствовали, что то, что они делают очень важно, ценно, и это даже влияет на отношения родителей к ним, работает на "ослабевание" тёплых отношений, усиление тревожности. В 5-ом классе эта "магия важности" развеивается. 3. Классный руководитель больше не "мамочка-наседка": Учебные трудности и оценки: новый классный руководитель физически не может оперативно собирать всю информацию обо всех учащихся своего класса за сегодняшний учебный день: были ли опоздания, кто не готов к уроку, кто завалил контрольную, и т.д. Если раньше классный руководитель вёл все уроки, то он и знал обо всех трудностях и долгах ребят, вся картинка сегодняшней готовности учащегося была у учителя перед глазами, а в 5-ом классе классным руководителем становится учитель, который ведёт 1-2 предмета у своего класса, и видит их 1-2 раза в неделю общей массой для "воспитательных" бесед и объявлений. Он может только по готовности на своём уроке оперативно что-то сигнализировать родителям. А бывает, что классный руководитель не ведёт никаких часов у своего класса и имеет представление о готовности своих ребят только по сообщениям других учителей. Как обстоят дела на других предметах - это дело 5-15-минутного расследования по каждому ученику. Но, так или иначе, периодичность контроля прихода на уроки вовремя, готовности и успеваемости - контролируется несколько раз в неделю, а то и вовсе в конце недели для выписки пропусков и успеваемости и "раздачи слонов" провинившимся. И то если учитель не замотается и не забудет. Отношения с одноклассниками: ребята больше не находятся "круглоурочно" на глазах классного руководителя, и он не может вовремя развести их по углам, когда случается драка, пресечь какие-то насмешки, если начинается какая-то травля, и не имеет возможности по горячим следам разобрать "что случилось, кто виноват, что делать". И в основном классные руководители имеют слабые или даже ложные представления о том, какие группировки образуются в его классе, какие между ними и внутри них отношения, кто лидер, кто изгой, и когда будет "стрелка" за гаражами. Связь с родителями: периодичность контактов школы с родителями резко сокращается по сравнению с начальной школой, потому что в основном вся нагрузка на связь ложится на личный счёт сотового телефона классного руководителя, потому что родители больше не заходят в школу, чтобы привести/забрать ребёнка, заплатить за питание/билеты в театр и попутно спросить о своём ребёнке. А так как классный руководитель должен ещё подготовиться к встрече с родителем (навести справки об успеваемости), то этот разговор откладывается на следующую неделю или до самого родительского собрания. Эффект: Родители теряют реальную картинку о происходящем с его ребёнком в школе, и узнают о каких-то проблемах несвоевременно, когда "момент уже не актуален". Основными источниками (дез)информации становятся сами ребята, которым, конечно, выгодно что-то умолчать, что-то приукрасить, а также другие родители, находящиеся в таком же неведении и заблуждениях. ЧТО ДЕЛАТЬ? Представьте, что ваш ребёнок в свои 10-11 пошёл ни в 5-ый класс, а 1-ый, только ходить туда и оттуда домой может сам, сам может читать и писать. Портфель: Хотя бы раз в неделю, в две недели просите вам показать наличие канцелярии, учебников, контурных карт, рабочих тетрадей и прочего. Чего-то может не быть, и пытающийся адаптироваться 5-классник может спекулировать на том, что у него чего-то нет, и это повод для невыполнения домашних заданий и неучастия в работе на уроках. Особенно так поступайте, если дневник пестрит "не готов к уроку" - что значит, "не готов"? Нет школьных принадлежностей или не делает домашние задания? Если всё есть, а замечания всё ещё всплывают, уделите 5 минут тому, чтобы каждый день в течение одной недели брать дневник, сесть на стульчик в его комнате и по расписанию попросить сложить на стол всё, что нужно на завтра и пусть при вас это сложит в рюкзак. Так вы не дадите возможность ему схитрить и будете уверены, что как родитель вы обеспечили его всем необходимым. Дневник: Каждый день просматривайте дневник и ставьте роспись. Смотрите оценки и замечания от учителей, проводите по ним разъяснительные беседы. Домашние задания: Если видите пустые графы с домашним заданием, проверяйте и уточняйте через его одноклассников (звоните ребятам или их родителям) или проверяйте группы в социальных сетях, куда это могут выкладывать, если у вас такая группа есть, или электронный дневник на школьном сайте. Просите показать вам сделанные письменные задания, погоняйте по вопросам в конце параграфа устных предметов или спросите наизусть определения, которые есть в параграфе. И отправляйте доделывать и дочитывать с подтверждением, что оно таки доделано. Помните, домашние задания задаются всегда! Проверяйте любую информацию, что "не задано". Успеваемость вашего ребёнка может падать из-за не выполнения домашнего задания или плохой подготовки. Связь с классным руководителем: Хотя бы раз в неделю, в удобный вам день, звоните сами классному руководителю поинтересоваться, как дела вашего ребёнка в школе, есть ли к нему замечания. Или поддерживайте связь в социальных сетях. Учебные дела: И по возможности хотя бы раз в две недели или раз в месяц проводите дежурный рейд по учителям, на предметах которых у вашего ребёнка особо низкие или нестабильные оценки. Спросите общее впечатление о вашем ребёнке. Попросите посмотреть его работы и попросите посмотреть 5 работ на оценку "5" и на оценку "2", чтобы сравнить, что с "вашим ребёнком ни так".
Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ" Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|