Неверные данные. Как нас водят за нос

Здравствуйте, друзья!

Надеюсь, мы хорошо разобрались с ошибочными утверждениями в аргументации, о которых шла речь в прошлом выпуске. Теперь без долгих предисловий давайте перейдем к следующей категории – ошибочным данным.

Такая категория искажений также часто применяется в убеждающих выступлениях – нечаянно или намеренно. Это происходит, когда оратор использует для подтверждения своих аргументов неверные данные или когда правильные данные неверно интерпретируются, нарушаются логические связи между обоснованиями и утверждениями.  К сожалению, человеческий мозг устроен так, что его довольно легко обмануть с помощью различных когнитивных искажений, и псевдологика подчас выглядит настолько убедительно, что совершить ошибку очень легко. Так что – лучше знать врага в лицо ).

Ad populum – «аргумент к народу» – один из самых распространенных псевдологических ходов, связанных с подменой обоснования. Так называется обоснование аргумента широкой известностью или популярностью того или иного суждения о нем:

«Подавляющее большинство мужчин в мире используют бритвенные системы «Пиджак».  Выбирай лучшее – миллионы наших покупателей не могут ошибаться!»

Неверные данные Как нас водят за нос

 Минуточку, граждане! Популярность вовсе не означает автоматически лучшее качество. Если мы скажем, что «Пиджаки» - лучшие по продажам, это будет верно, так как аргумент явно следует из обоснования. Но их преимущества по всем остальным характеристикам однозначно нуждаются в дополнительных доказательствах. Предоставьте их – и тогда посмотрим. Так что – миллионы вполне себе могут ошибаться, и выбор большинства не может быть единственным достаточным доказательством для чего угодно. Будьте внимательны, требуйте дополнительных доказательств, если вас пытаются убедить в чем-то с помощью Ad populum, и избегайте этого неэтичного приема в своих выступлениях.

Ad verecundiam – «аргумент к скромности» - также чрезвычайно популярен в современном мире. Аргумент обосновывается ссылкой на известного человека, звезду эстрады, политического деятеля, на влиятельный социальный или властный институт, словом, на того, к чьему мнению стоит прислушиваться. При этом не важно, насколько хорошо данный авторитет разбирается в обсуждаемом вопросе. Но важно, что возражать ему порой небезопасно.

Достаточно вспомнить, например, что Эрнст Неизвестный долгое время считался плохим скульптором, потому что так решил Никита Сергеевич Хрущев.

Сейчас это, возможно, не так опасно для жизни, но весьма затратно для кошелька – посмотрите на рекламу.

Нас призывают доверять экспертности Джорджа Клуни в выборе кофе, Николь Кидман и Джонни Депп рекомендуют нам правильный парфюм, а Мария Шарапова – дезодорант. Они, правда, такие большие специалисты в этих областях?



 Давайте не будем впадать в транс от магии звездных имен. Выбор знаменитости – не гарантия лучшего выбора для нас. Попытка доказать свою правоту с помощью влиятельного союзника всегда вызывает вопросы к силе вашей собственной позиции. Подбирайте верные аргументы.

 Red herring – «Красная селедка» - ложный след, отвлекающий маневр. Также широко распространенный прием, который любят использовать в своих полемических играх политики. Его суть – в продуманном вбросе «горячих» дополнительных данных, не имеющих прямого отношения к обсуждаемому аргументу с целью отвлечь, запутать, сбить с толку оппонента и публику.

 «Мы очень уважаем кандидата от партии «синих», но не можем игнорировать тот факт, что его заместителя обвиняют во взяточничестве! На какие средства он построил себе трехэтажный дворец в заповедной зоне? Сколько можно терпеть коррупцию во властных структурах!»


Кстати, «red herring» - это копченая селедка по-английски. Сильно пахнущую рыбу таскали на веревке вокруг своих полей английские фермеры, чтобы сбить «с нюха» охотничьих собак, гонявших лис. Во время традиционной лисьей охоты аристократы на своих лошадях нещадно вытаптывали посевы – надо было как-то защищаться. Будьте внимательны – если от речей вашего оппонента потянуло копченым дымком, стоит присмотреться, что прячется за этой дымовой завесой ). И, конечно же, внимательно просматривайте собственную аргументацию, чтобы у слушателей не возникало поводов заподозрить в отвлекающих маневрах вас.

На прощание вновь задание вам, как и в прошлый раз – поискать примеры описанных искажений в информационной среде вокруг вас и в ваших выступлениях. Что, если кто-то успешно водит вас за нос? Находите и вскрывайте ошибки данных, делитесь интересными находками. В следующий раз разговор о других искажениях в логике аргументации. Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. Пишите на почту [email protected] До встречи в следующем выпуске.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Если что-то в вас не так
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Если все хорошо, но «что-то не так»
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Лучшее, что Вы можете сделать для своих денег в этом году
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Что нас не убивает, делает нас сильнее… или не совсем так?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что не так с браком, или почему у нас столько разводов?
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь