Эмоциональное насилие на рабочем месте

Эмоциональное насилие на рабочем месте

Всем нам время от времени приходится вливаться в новый коллектив. И это не обязательно новая работа с новыми коллегами, это может быть новая студенческая группа, новый спортклуб, новые соседи и даже огромная очередь к доктору в медучреждении. Обычно к новичкам относятся с настороженностью. Присматриваются так сказать: чего от него ждать? Проявляют бдительность. Потому что это заложено в природе человека – воспринимать с осторожностью и опаской все неизведанное. Это механизм выживания.

Например, в очереди к врачу установилось правило: проходят два человека по записи, а третий проходит по очереди.  Две пожилые дамы из очереди ревностно следят за соблюдением этого правила. И если вдруг появится новичок, который, скажем, поведет себя «неправильно» -  попытается нарушить устоявшийся порядок, мотивируя это тем, что он лучше знает правила, то ему не поздоровиться.
МОББИНГА ему не избежать.

Мо́ббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения

В животном мире стадо травоядных иногда нападает на хищника (феномен описан биологом Конрадом Лоренцем), это явление также называется моббинг.

Поведение, способное вызвать моббинг:

- Конкуренция с  действующим и признанным авторитетом (через отклонение от психологических рамок коллектива, сообщества, начальства, группы людей в ограниченном пространстве, сведенных вместе обстоятельствами и пр.)

- Определенный стиль поведения (жертва, стукач, подхалим, задавака, сноб, слабак)

- Непринятие навязываемого стиля поведения

Причины появления моббинга со стороны инициатора:

- Зависть

- Желание унизить (для самоутверждения, развлечения…)

- Желание подчинить

Проявления моббинга бывают самые разнообразные, Ханц Лейман обозначил 45 моделей поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание…

Чаще всего моббинг протекает по двум сценариям. «Черный» моббинг - это когда зачинщик (мобер) затевает конфликт по любой причине, и к нему с энтузиазмом подключаются коллеги. Похоже на поведение стаи. Все против одного.

При этом сценарии жертва ведет борьбу, пытаясь доказать свою невиновность. Отчаявшись, пишет заявление «по собственному желанию». Как правило, все протекает очень краткосрочно.

При «белом» моббинге психологическое насилие проходит в вежливой атмосфере и внешнем благолепии.

Работнику не даются задания, его не включают в перспективный проект, делаются замечания о профпригодности, внешнем виде, манере поведения и прочее и прочее. Жертва одновременно становится объектом домыслов, слухов и сплетен. Как бы невзначай до нее доходят слухи о некомпетентности, и эта ситуация может тянуться довольно продолжительное время.

Пример «белого» моббинга:
Молодой экономист Марина, после окончания университета устроилась работать в бухгалтерию престижного предприятия. Прошла большой конкурс и была просто счастлива. В отделе ее приняли дружески и пообещали поддержку при освоении трудовых высот. Вникнув в курс дела, Марина поняла, что работают здесь совсем не так, как учили в ВУЗе и с этим срочно необходимо что-то делать. «Надо их научить работать правильно» - решила Марина и принялась за дело с большим энтузиазмом.
Сначала на эти попытки их переучить сотрудники смотрели с удивлением и скептицизмом. Затем они начали откровенно протестовать. А затем как то все стихло… Марине показалось, что протест сменился  смирением и подчинением новым правилам. Марина радовалась, как все замечательно получилось. Марина уже в мечтах сидела в  кресле начальника. Радужные мечты о карьерном взлете прервал телефонный звонок с просьбой секретаря зайти к главному экономисту предприятия.
- Что это такое? – главный схватил со стола бумаги и тряс ими в воздухе.
 Марина узнала свой отчет, который сдала пару дней тому назад.
- Это мой отчет, испуганно сказала Марина, совершенно не понимая, что происходит.
- Вы что здесь понаписали? Вот, посмотрите на реальные цифры.
Он бросил бумаги на стол, это был отчет, составленный ее коллегой, и цифры в нем были совсем другими.
- Я не собираюсь разбираться, зачем вам двойная бухгалтерия, вы уволены! Голос главного звучал железно и неумолимо.
Когда Марина,  тихо попрощавшись, закрыла за собой дверь, ее бывшие сотрудницы только иронично усмехнулись ей вслед.

 Практические рекомендации по избежанию моббинга

Необходимо помнить о первом впечатлении. Как правило, оно чаще всего обманчиво, поэтому нельзя выстраивать отношения, опираясь только на него.

Присмотритесь к окружению, проникнитесь их интересами, изучите привычки и характеры, вникните в их взаимоотношения. Так вы вернее найдете с коллегами общий язык, и ничего страшного не будет в том, что это случится не так быстро, как бы вам того хотелось.

Между сотрудниками, еще до вашего появления в коллективе, могут происходить всевозможные разборки и противостояние. Ни в коем случае не позволяйте быть в эти споры втянутым. Не думайте, что таким образом вы быстрее освоитесь в коллективе. Есть большой риск  остаться крайним.

Старайтесь не выделяться своим внешним видом. Если вы не знаете, как принято одеваться на предприятии, в свой первый день оденьтесь официально. Это будет нормальным, даже если все вокруг окажутся одетыми в джинсы, ведь официальная одежда показывает  уважение к окружению. Люди, как правило, на уважение к себе стремятся ответить взаимностью.

Помните о том, что люди очень легко «считывают» информацию друг о друге по невербальным сигналам. Хорошая осанка, расправленные плечи, уверенные интонации – все это во многом определяет отношение тех, кто вас окружает.

Уверенное поведение вызывает уважение. Как впрочем и скромность. Только если эта скромность в меру, не в ущерб собственным интересам. Всегда нужно уметь отстоять свои интересы и свое достоинство.

Кого в коллективе не любят, так это тех, кто не умеет постоять за себя. Найдутся те, кто будет жалеть слабых и беспомощных, но все до поры до времени, а при первом удобном случае от таких избавляются.

Поводом для моббинга очень часто становится зависть менее удачливых коллег. Часто люди на фоне чужого успеха чувствуют свое несовершенство, неудачливость. Имея привычку сравнивать себя с другими, люди огорчаются, когда кто-то обгоняет их.

Голливудские звезды при получении награды выступают с пламенной речью, в которой благодарят всех за вклад в свой успех. Когда коллектив будет чувствовать себя частью вашего успеха, этот успех не будет вызывать у них раздражение. Поэтому искренне благодарите всех и подчеркивайте их важность и значимость для вас.

Любимчики руководства, как и те, кого оно недолюбливает, тоже рискуют стать жертвой моббинга.

В одном рекламном агентстве девушка Маша работала два с половиной года. В коллективе у нее сложились хорошие дружеские отношения. Как то на общем собрании Маша предложила пару идей для очередной рекламной компании. Идеи были просты в исполнении и гендиректору они показались просто гениальными. Он был в восторге от Машиного предложения. Несколько дней он не уставал превозносить Машины таланты. Отношение сотрудников агентства к Маше как то резко изменилось. В ответ на ее бодрое утреннее приветствие она услышала непривычную тишину. Когда она обращалась с вопросом или просьбой, в ответ слышала, что помочь ей не могут ну совсем ничем…
- Ты же самая умная, сама справишься!
Когда Машино терпение лопнуло (а она считала себя очень  терпеливым человеком), она пошла к директору, за справедливостью.
- Маша, вы замечательный работник, но…, - директор устало вздохнул, - в последнее время атмосфера в агентстве просто невыносимо напряженная, и причина этого безобразия вы. Думаю, вам лучше уйти, - помолчав, выдал он.
И Маша уволилась.

Коллектив, он как  живой организм,  в котором существуют годами отлаженные процессы, и эти процессы ни в коем случае нельзя нарушать новичку. В первые же дни пребывания на новом месте, новичку лучше превратиться в такой чуткий локатор – приглядываться и прислушиваться, вникать и постигать какие правила здесь приняты (конечно, если это не вступает в диссонанс с собственным мироощущением,  морально-ценностными нормами).

Например, если на новом месте принято ходить обедать коллективом отдела, новичку лучше последовать общему правилу, даже если у него имеется  привычка приносить еду с собой из дома, потому что  так  поступали все на бывшем месте работы.  

Если принято «проставляться», то новичку с первой же зарплаты необходимо это сделать. И если коллектив пятничным вечером идет после работы в бар пить пиво, новичку в любом случае, даже при огромной нелюбви к этому напитку, для начала лучше поддержать компанию.

Как уже говорилось выше, люди устроены так, что опасаются всего неизвестного. Поэтому наилучшая стратегия для новичка – это открытость и прозрачность намерений. А также уважительное отношение к другим людям.

Уважительное отношение к людям – это не только корректное обращение, прежде всего уважение выражается  в принятии другой, противоположной точки зрения на тот или иной вопрос.

В отдел по работе с клиентами пришла новая сотрудница, умница и красавица Екатерина. Катя была поклонницей и поборницей ЗОЖ. А еще вегетарианкой, не носящей мехов. В первый же день пребывания на рабочем месте, Катя раскритиковала по отдельности почти каждого сотрудника.  Павлу она сказала, что находиться с ним рядом просто мука (столы их соприкасались), так как она не выносит запах табака.
Когда все пошли обедать, Катя заявила, что не ест трупы животных, поэтому не пойдет в столовую, а когда Вера Петровна достала из шкафа енотовую шубу, Катя ей стала объяснять, какие милые енотики, и как не права Вера Петровна, допуская такое «кощунство» в 21 веке.
Сотрудники не долго терпели Катины нотации. От критики любой человек чувствует раздражение, даже если человек очень терпелив. Он начинает вырабатывать контрстратегии. «Правильная» Катя в отделе одна, а «неправильных» сотрудников шесть человек. Думаю вы уже догадались, кто победил.

Отношения очень усложняются, если не стыкуются нормы и ценности, потребности, установки и манера поведения.

Робость и слабость, как и заносчивость, очень часто становятся поводом для возникновения моббинга.

Высокомерие и заносчивость часто используются людьми как защитный панцирь. И это очень неверная стратегия.

Что всегда привлекает в людях – это открытое, доброжелательное  и понятное поведение. Понятное - значит предсказуемое (в хорошем смысле, действия человека  можно просчитать), т.е знакомое. А знакомое - значит свое.

Ну и конечно в первую очередь нужно быть готовым к встрече с коллективом, который является организмом, и как любому организму ему свойственна здоровая агрессия, как одно из средств выживания. Поэтому не нужно терять расположение духа при встрече с агрессивными реакциями, напротив, необходимо оставаться эмоционально грамотным (выдержанным) человеком. Спокойно реагировать, спокойно наблюдать, анализировать и ориентироваться в новой, пока еще, среде.

Вопрос:  уйти или остаться?

Часто человек не хочет продолжать работу в коллектив где ему плохо. Но и решиться уйти никак не может  по ряду причин. Например, держит достойный уровень зарплаты и ипотека.

Не стоит долго тянуть с решением и доводить ситуацию до предела своих возможностей. Последствия моббинга могут быть очень разрушительными для психики: страх, депрессия, нервозность, низкая концентрация внимания, низкая самооценка,головные боли, боли в спине и шее, и прочее...

Здесь не нужно ждать советов и помощи со стороны. Для принятия решения человеку необходимо найти внутренние ресурсы спокойствия и уверенности. Вдвоем со специалистом психологом  этот процесс пройдет быстрее и успешнее.

Необходимо посмотреть на ситуацию под другим углом: моббинг это не только ваша проблема, но и сложность всей компании.  

В компании, где проявляют заботу о сотрудниках такие явления не имеют распространения, ровно как и в компаниях где сотрудники "загружены под завязку" и несут ответственность за свой участок работы. Им там не до террора, с работой бы управиться...

Если вы приняли решение остаться, значит вам предстоит борьба: постарайтесь отстраниться от эмоций, пусть отныне эта ситуация вами используется как своеобразный тренажер для развития воли и характера.

  • Определите инициатора травли и постарайтесь пойти с ним на прямой диалог.
  • Если руководитель не участвует в моббинге, попробуйте поговорить с ним, объясните что происходит, возможно, он даже не подозревает о нездоровой ситуации у него «под носом».
  • Необходимо осознать, в чем ваша ошибка, и  искать пути как ее исправить.
  • Старайтесь не думать в нерабочее время о ситуации на работе: гуляйте, встречайтесь с людьми, которые вас ценят и любят, занимайтесь любимыми делами, тем, что вас радует и расслабляет.

Никто не в восторге от конфликтов. Но конфликты случаются везде, где вместе работают люди. Часто именно конфликты могут обозначить и проложить пути для личностного развития.

Уважайте себя и других, и помните: Вы управляете конфликтом, а не он Вами. У Вас для этого имеется достаточно ресурсов. Боритесь за свое место под солнцем.

Если конфликт зашел слишком далеко,  вы все время думаете только об этом, и ваши силы на исходе - не стесняйтесь обратиться за помощью.

автор: Елена Савина



 

 

 

 



Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Если очень нужно замуж, то побудь одна...
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Как быть, если у влюбленных очень различный уровень доходов?
  • Если мужчина звонит и пишет только когда ему плохо
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Почему мужчины могут оставаться в отношениями, даже если уже разлюбили
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Я не люблю себя, поэтому… А если бы любила…
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Как встретить Новый год, если не с кем, да и не очень хочется
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • 9 причин ежедневно ХВАЛИТЬ СЕБЯ вслух, даже если особо и не за что…
  • Если нельзя, но очень хочется… О проверке запретов на прочность
  • Что ни в коем случае нельзя делать если вы хотите замуж
  • Если очень нужны объятия, а рядом никого нет. Что делать?
  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь