Этой статьёй я продолжаю рассказ о шагах фокусирования по Джендлину.
Когда после второго шага определённо чувствуешь в своём теле «нечто», связанное с твоей актуальной проблемой, хочется сразу понять, что же это такое. Третий шаг фокусирования называется трактовка. Это попытка лучше понять, как бы подробнее рассмотреть (прочувствовать телесно) «нечто».
Джендлин предлагает обратиться к свойствам, качествам этого «нечто» (какое оно? как ощущается в теле? какими словами, образами или, например, движениями можно его выразить?). К кому-то легче придут некие словесные понятия, фразы, предложения, которыми можно выразить. А к кому-то – визуальные образы, рисунок, картина. Или, быть может, выражение в движении тела (мимика лица, движение руки, пантомима, танец).
Лично мне изучение телесного «нечто» моей, к примеру, актуальной проблемы кажется очень интересным! Какое оно, это «нечто», само по себе? Что за «зверь» такой? :)
Как только обращаешься к своему интересу в этом, тут же начинают вмешиваться мысли: «Какой ещё интерес?! У тебя проблема! Это не игра какая-то, это серьёзно! Тебе делом надо заниматься, решать проблему! А ты?!!». Кстати, Джендлин предупреждает о возможности появления подобных мыслей. Они даже обязательны, я думаю. Пусть будут. Пусть постоят рядом. Если приходят, значит им так надо, для них важно. А я пока займусь свойствами моего «нечто».
Или это уже, кажется, не «нечто»?.. Уже появляется (появилось) какое-то более определённое представление (слово, образ, движение)?..
Джендлин пишет о том, что верное «попадание» в название (описание) осязаемого чувства проблемы сопровождается ясно ощущаемым телесным облегчением («вот оно! да, это так…»), выдохом, ощущением сдвига. Это уже начало изменений в проблеме, начало её решения. Потому что изменение уже произошло в самом человеке, в его теле.
Когда я думаю о третьем шаге фокусирования, я вспоминаю сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель». Если помните, отец отводит их в лесную чащу, чтобы оставить их там и чтобы они не нашли дорогу обратно. Но Гензель по пути бросает камешки, по которым они с сестрой всё-таки находят дорогу домой.
Третий шаг для меня – один из камешков в ретроспективном пути к основе (первопричине) проблемы. Путь очень непрост, запутан, забыт. Сама первопричина, как правило, надёжно скрыта от сознания. Но «путеводные камешки» фокусирования могут помочь её найти.
О четвёртом из этих «камешков» я расскажу в следующей статье.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.