Неловкость в обращении с деньгами знакома многим. Психологи расшифровывают несколько типичных случаев.
«Я не люблю тратить деньги: не приглашаю друзей к себе, никогда не дарю дорогих подарков, не даю денег в долг...»
Бережливость, доходящая до скупости, может проявляться в любых ситуациях, подразумевающих обмен - имущественный, эмоциональный, творческий. Нежелание тратить, дарить возникает из стремления компенсировать то ощущение беспомощности, которое мы испытали в детстве. Бессознательное желание сберечь, не потратить в символической форме дает ощущение безопасности, обладания чем-то и приятной возможности распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Такая утрированная независимость дарит человеку успокоение, за которое, увы, приходится расплачиваться: строить близкие и доверительные отношения с окружающими с таких позиций оказывается очень непросто.
«Я постоянно всем одалживаю деньги, регулярно плачу за других, трачу огромные суммы на подарки даже для малознакомых людей...»
Расточительность может говорить о бессознательной и неудовлетворенной потребности в любви, тепле и принятии. Человек проецирует эту потребность на других и торопится их облагодетельствовать, забывая при этом о собственных интересах. Нельзя сказать, что он «покупает любовь», благотворит с умыслом, в расчете на ответную поддержку. Напротив, как правило, он берет на вооружение какую-нибудь социально одобряемую идею (помощь ближним, забота о тех, кто слабее и т. д.), которая подкрепляла бы такое поведение и помогала объяснить его себе и другим, - словом, идет на любые уловки, лишь бы не признаться в том, что ему просто не хватает человеческого тепла.
«Меня приводит в ужас мысль о том, чтобы попросить прибавку к зарплате. Я не могу заговорить об этом с начальником...»
Если к ребенку с детства относятся с нежностью, пониманием и любовью, то у него вряд ли возникнет вопрос относительно собственной ценности. Если же родители ведут себя непоследовательно, то принимают, то отвергают его, чувство собственной ценности у него не формируется. В результате, повзрослев, такой ребенок оказывается не способен отделить представление о ценности своего «я» от денежной оценки собственного труда. Провести границу между своей человеческой сущностью и своей профессиональной ролью оказывается для него непосильной задачей. Неудача в материальной сфере становится для него психологической травмой: ему кажется, что его отвергли и недооценили не как профессионала, но как человека. И, естественно, в дальнейшем он будет избегать ситуаций, чреватых такими болезненными переживаниями.
«Я лучше буду перебиваться с хлеба на воду, пойду работать на стройке или мыть подъезды, но ни копейки не возьму у своих родителей...»
Такая резкая позиция говорит о проблемах с сепарацией, отделением от родителей. Если простая жизненная ситуация - обретение материальной независимости - становится поводом для столь эмоциональных заявлений, значит, проблема не разрешена и отнимает у человека много сил. Ему трудно почувствовать себя «отдельным» человеком, возможно, из-за слишком сильной эмоциональной привязанности к родителям, переходящей в зависимость от них. В других случаях это может быть реакцией на позицию родителей, сознательно или бессознательно требующих от ребенка возмещения «долга жизни» - словно он обязан компенсировать их усилия, потраченные на его рождение и воспитание. Однако в любом случае мы имеем дело не с осознанным выбором, но с отчаянным рывком, с радикальной попыткой обрести свободу, итогом которой могут стать как возврат к прежнему зависимому положению, так и полное прекращение всяких отношений с родителями.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.