|
Как воспитать ребёнка счастливым.Автор статьи: Цуркан (Савинова) Светлана Юрьевна
Все счастливые люди воспитаны, но не все воспитанные счастливы.
Слава богу, что с определением понятия воспитанности всё обстоит гораздо проще. Давайте определим её как знание правил поведения в обществе и следование им. И вы, наверное, согласитесь со мной, что важная задача семейного воспитания как раз состоит в том, чтобы ознакомить ребёнка с этими правилами и привить потребность следовать им. Может ли человек, не принимающий и не соблюдающий общепринятые культурные и нравственные нормы, быть счастливым? Конечно нет. Иначе общество в лице конкретных людей, социальных институтов будет стараться избавиться от него. Мой опыт работы в образовательных учреждениях от детского сада до среднего профессионального образования позволяет утверждать, что воспитанники и учащиеся, регулярно нарушающие дисциплину, в подавляющем большинстве (как показывают и социометрические исследования) попадают в категорию «отвергаемых» коллективом. Это значит, что сверстники не хотят с ними взаимодействовать как в стенах учреждения, так и за его пределами. Трудно представить себе счастливым человека, которого никто не любит, с которым не хотят общаться. Но приходится встречаться и с другой крайностью. Некоторые родители слишком усердствуют в воспитании своего ребёнка и формируют у него сверхценное отношение к правилам и культурным нормам. От него ожидают и требуют соблюдения огромного количества разных правил. Понятно, что родители действуют из лучших побуждений и очень хотят, чтобы их ребёнок вырос хорошим человеком. Поэтому слишком много ругают и стыдят, слишком много ограничивают, требуют и ожидают. В жизни такого ребёнка запретов намного больше чем разрешений. И практически нет места веселью, удовольствию, спонтанности. Сломав школьную принадлежность, получив замечание, замарав брюки ребёнок переживает глубокое чувство личной вины. Потому что ему «нельзя ничего забывать, нельзя марать одежду, нельзя ходить по лужам, нельзя бегать» и ещё жуть как много всего нельзя. Иногда ему трудно понять почему другим многое из того, что ему нельзя — можно. Почему другие дети могут радостно бегать, не боясь замарать одежду, скатиться по перилам, гоняться друг за другом по школьным коридорам и не бояться идти домой с замечанием в дневнике. Иногда ребёнок может прийти к мысли, что хорошим быть скучно и грустно, а плохим интересно и весело. Он будет стоять перед моральной дилеммой: продолжать ли ему быть хорошим, но жить скучно и грустно или кинуться в весёлую и интересную жизнь… Представляете, как трудно ему сделать этот выбор?! Не дай бог самим стаять перед подобной дилеммой? И тот и другой выбор ведёт в противоположную сторону от личного благополучия. До некоторых пор родители довольны собой и ребёнком. Действительно их сын или дочь практически не доставляет им хлопот. На него не жалуются в детском саду и школе, он старательно выполняет домашние задания, сильно переживает если что то не сделал, искренне и всерьёз раскаивается, если поддался импульсу и пошалил вместе с другими детьми. И родителям кажется, что всё идёт как надо. Часто долго не замечают, что ребёнок редко смеётся, что самой частой его эмоцией становится тревога и страх. Часто родители спохватываются лишь тогда, когда у сына или дочери появится невротическая симптоматика (нарушение сна, тики, навязчивые движения) или признаки депрессии (постоянно сниженное настроение, апатия, нежелание жить). Воспитывая ребёнка нужно помнить о том, что в структуру любой психически здоровой личности входит способность не только усваивать общепринятые нормы, но и способность нарушать их. Благодаря наличию обеих этих способностей человечество развивалось и продолжает развиваться. Первая способность даёт возможность передавать из поколения в поколения опыт, вторая — даёт возможность менять устоявшиеся правила, создавая условия для прогресса. Если бы наши предки поступали только так как принято, то мы бы до сих пор наверняка не пользовались бы огнём и уж точно не летали бы в космос. Да и в рамках жизни одного человека способность нарушать запреты, а значит выходить за рамки личного и общепринятого опыта, невероятно важна. Это качество является важным компонентом способности к адаптации к новым условиям в постоянно меняющемся мире. Как же научить маленького человека двум противоположным вещам: уважать и следовать правилам и быть способным их нарушать? Вот несколько основных рекомендаций, которые помогут вам в этом. Объясняйте в доступной для ребёнка форме значимость каждого ограничения и каждого правила, избегая безличных формулировок: «Это не прилично!», «Это опасно!». Наполняйте своё объяснение описанием конкретных возможных последствий, не сгущая краски, не отходя от реальности. Понимание сути ограничения даст возможность взрослеющему человеку относиться к нему творчески, стать более гибким. Интеллектуальная и поведенческая гибкость залог высокой адаптивности. Каждое «нельзя» сопровождайте 3-5 «можно» («Бегать по лужам нельзя — ты ведь в красивых туфельках, от воды они размокнут. Мы можем пойти домой, одеть сапожки и вернуться / мы можем измерить глубину у этой лужи, например, вон той палкой… / а может быть мы представим, что это настоящее море и придумаем из чего сделать кораблик… / а может быть разуться и побегать босиком?!». Во многих ситуациях избегайте запретов, а описывайте возможные последствия, давая возможность принять самостоятельное ответственное решение («Эта горка слишком большая для тебя, есть опасность, что ты упадёшь, это может быть больно, но не смертельно! Решай сам, насколько тебе это надо! Я конечно тебя пожалею, но больно будет тебе. Если ты готов рискнуть и готов потерпеть дерзай! Что решил?... Подумай как ты можешь это сделать наиболее безопасно?»). Не наказывать, а давать возможность сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Вместо «Я тебя наказываю и я на месяц заберу у тебя планшет!», скажите: «У тебя проблемы в учебе и чтобы наверстать упущенное тебе придётся усиленно заниматься - у тебя совсем не будет времени на игры в планшете, а чтобы ты на него не соблазнялся я его на месяц отнесу на работу». По сути одно и тоже действие, но в первом варианте оно преподносится как наша злая воля, а во втором как естественные последствия и наша помощь в их преодолении. Иногда вместе с ребёнком весело и радостно понарушайте какие-нибудь правила. Например, устройте дома снегопад из рваных бумажек или конфетти, а потом дружно всё подметите и уберите; поупражняйтесь в дизайне, разрисовав красками футболку; устройте неделю ночных приколов как в пионерском лагере и т.п. И, наверное, самое важное правило — будьте счастливыми сами! Помните, что в жизни должно быть место не только подвигам. Они, как правило, сами нас находят. Со страной нам в этом плане повезло!))))) В жизни должно быть место и радости. Поэтому детей нужно не только «воспитывать», но и показывать пример того, как можно жить и получать удовольствие от процесса!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|