|
Путеводитель по метафорам фильма Дэвида Кроненберга "Паук"Автор статьи: Анастасия Коновалова
В прошедшее воскресенье посмотрела это кино в Институте психологии и психоанализа. Я очень благодарна всем организаторам и участникам этого мероприятия, т.к. получила большое интеллектуальное удовольствие. Как верно заметил кто-то из участников (хочется написать - коллег - но я пока ещё не психоаналитик) каждый посмотрел свой фильм. В этой заметке я расскажу о том, какие метафоры Кроненберга стали ключевыми для меня.
На мой взгляд главная тема фильма - отношения с матерью и кастрация. На первых кадрах фильма мужчина сходит с поезда и долго копается в штанах, после чего достает мешок, в котором хранит самое ценное. И это становится первой подсказкой для зрителя. Он только что выписался из психиатрической лечебницы и приехал жить в общежитие для адаптировавшихся душевно-больных. По дороге к новому месту жительства он встречает большой дом с заложенными кирпичом окнами. И это вторая подсказка. Общежитием управляет женщина, которая все комнаты и шкафа запирает на ключ. Связку ключей она носит с собой. Этот дом убог и скуден, здесь живут еще несколько мужчин-пациентов, а среди персонала только женщины: хозяйка и повариха. И это третья подсказка. Иногда мужчины выходят в поле - только тогда погода становится солнечной, краски - яркими, а лица мужчин счастливыми. И это четвертая подсказка. Все эти подсказки символизируют, что власть в этом доме принадлежит женщинам. У мужчин нет доступа к женской природе, к тому же живется лучше без женщин. Мужчины как будто и не знают о том, какой силой обладают т.к. достают из штанов всё что угодно кроме самого очевидного. Ключ - символ мужской силы - принадлежит женщинам и поэтому всё наслаждение, связанное с тем, что заперто в шкафах и комнатах - мужчинам не доступно. Об этом же предупреждает красивый дом с закрытыми окнами. Этот дом такой огромный - словно говорит главному герою: мир женщины холодный и закрытый для тебя. История главного героя такова: он живет в полной семье. Мать его холодная, соблазняющая и посылающая двойные послания. Тем не менее как ребенок он привязан к ней и стремиться заслужить её любовь. Мать, рассказывая ему историю о паучихе, не готовой вкладываться в детей после их рождения, на самом деле рассказывает ему о себе. Она пустая, высохшая и больше ничего не может дать сыну. Её больше интересуют отношения с отцом мальчика. Мальчик идеализирует мать. И конечно, проживает Эдипов комплекс - не хочет делить мать с отцом. Он хочет занять место отца и поэтому называет себя пауком. Мальчик видит, что у отца есть гораздо больший доступ к матери, чем у него и для него это не переносимо. Ему кажется, что отец причиняет матери боль своими посягательствами. Его детская психика не готова столкнуться с сексуальностью - любое проявление её вводит его в ступор, обескураживает и он избегает встречаться с ней. Он ещё маленький и у него нет доступа инструменту, которым владеет его отец. Отец не занимается сыном, поэтому мальчик не может идентифицировать себя с сильным отцом - присвоить себе свою мужскую силу и захотеть других женщин. Таким образом его сексуальное желание к матери трансформируется в ненависть к отцу. С помощью простой символики о трубах и отце-водопроводчике, Кроненберг рассказывает об отношениях между матерью и отцом. Однажды вечером мальчик ушёл искать мать, которая пошла за отцом в бар. В тот вечер он застал своих родителей совокупляющимися в сарае на огороде. Так как он идеализировал мать, то его психика не смогла выдержать такой поворот событий. Его идеальная мать не могла так вести себя. Вместо матери он видит в кресле шлюху, которую раньше встречал в баре. Мальчику кажется, что отец разносит матери голову лопатой. Однако это всего лишь символика происходящего с психикой мальчика. Естественно роль агрессора выполняет отец - т.к. это проекция ненависти мальчика. После "смерти" своей матери мальчик приходит лежать на земле огорода (мать-земля) - т.к. для него это единственный способ соединится с матерью. В хозяйке дома он снова видит мать-шлюху и снова хочет убить её. Ему удается выкрасть ключи у неё, но на уровне символики он всё равно терпит фиаско. Кроненберг снимает забавный эпизод: хозяйка обыскивает Паука и достает из его штанов все что угодно, но только не ключи. Вроде бы он и вышел победителем, т.к. она его не поймала, но в тоже время, заветного ключа его штанах не обнаружилось. Ночью Паук пробирается в комнату хозяйки. Эта очень богатая комната. Её убранство легко заметить на фоне всего скудного фона других комнат фильма. Это комната любимой матери и она не может быть убогой. В этой комнате красивые обои разных цветов, статуэтки на полках, добротная мебель, шкаф с большим количеством нарядов. Паук приходит в комнату ночью с желанием убить мать, но приблизившись к ней чувствует возбуждение и замирает. Она просыпается и спрашивает его: "Что ты сделал?". Этот вопрос возвращает его в прошлое, где он встречается с воспоминанием об убийстве матери. В этот момент он понимает, что потерял мать и перестаёт видеть её в хозяйке дома. Хозяйку это спасает от смерти. Паука забирают обратно в лечебницу. В машине он уезжает маленьким мальчиком, что я воспринимаю как подсказку о том, что он снова утратил память об убийстве матери также, как это с ним случилось много лет назад. А это значит, что он снова будет пытаться восстановить цепочку событий. Таким образом его паутина становится его могилой, потому что выход из неё один - осознание убийства матери, а это для него невозможно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|