|
Брошенность и запрет проявлятьсяАвтор статьи: Рассказова Евгения Михайловна
Переживания мучительной зажатости и скованности в общении (то, что мы называем «запретом проявляться») бывают связаны с эпизодами брошенности в раннем возрасте. Нет человека, который в детстве не пережил бы ситуацию, когда его оставляли близкие люди. Но не всякая оставленность становится именно брошенностью, травмой. Весь вопрос в том, как оставили, кто оставил, на какой срок. Расскажу вам историю работы с женщиной по имени Мария.
Это была деловая женщина, которая вела одновременно два бизнес-проекта. Она пожаловалась на то, что ей крайне трудно заявлять о себе в профессиональном сообществе и общаться с мужчинами. На рисунке она изобразила, что её «запрет проявляться» – это высокий стеклянный купол. Он появляется всякий раз, когда ей важно общаться с кем-то, он не дает ей говорить и двигаться. Я попросила вспомнить конкретный случай, когда она ощутила, что закрыта этим куполом, и показать, как это происходило. Мария рассказала, как недавно на отдыхе она познакомилась с интересной компанией. «Мы сидели за завтраком в красивом зале, в отеле у самого моря, болтали о разных пустяках, и мужчина спросил меня: «Ну, а ты, Мария, чем занимаешься?» В этот момент моё горло сковало настолько, что я ничего не могла сказать. Я также не могла двигаться, как будто вплотную ко мне прижата прозрачная стенка». Я предложила Марии выбрать в группе персонажей на роль всех персонажей сцены и «Купола», который появляется в момент, когда мужчина задаёт свой вопрос. Когда она пошла на роль «Купола», я попросила показать движением, как он останавливает Марию. «Купол» похлопал по голове Марии, типа: «Сиди, не высовывайся». В ответ на это воздействие героиня начала приседать, подняла руки в положение «Сдаюсь» и откинулась назад. «Купол» сказал ей: «Ну же, ты сопротивляйся!». Но она не могла сопротивляться. Я спросила у «Купола», когда он появился в жизни Марии, и он ответил: «Когда ей было полтора года». Мария вспомнила, что в возрасте полутора лет мама с папой отвезли её жить к бабушке. До этого она там никогда не была, а тут они привезли её спящую, оставили и уехали. Она проснулась, а родителей нет. Я спросила, почему они так поступили, как они это объясняли. Она ответила: «В семье наступили финансовые трудности, нужно было выживать». Мария вспомнила, что был ещё один эпизод, возможно, связанный с появлением «Купола»: в более позднем детском возрасте она много раз видела, как отец сильно бил старшего брата. Она наблюдала за этим и всё время ожидала, что когда-нибудь отец начнёт бить и её. Этого не произошло, но она этого боялась. В такие моменты, когда клиент предлагает для работы два эпизода, я испытываю растерянность и даже впадаю в ступор, я с трудом могу сделать выбор. Здесь нужно было выбрать тактику работы. Если взять эпизод в полтора года - нужно работать с травмой брошенности, а если эпизод в пять лет - то с «травмой свидетеля». Это разные тактики. Что вернее поможет женщине, при том, что это не сессия в продолжительной терапии, а единичный тренинг, и, возможно, Марию я больше не увижу? Чтобы справиться с замешательством и найти внутри себя опору, я стала перебирать эпизоды своего похожего опыта. Я вспомнила свою брошенность, когда меня неожиданно перевезли в интернат в 6 лет и оставили там. «Травма свидетеля» у меня тоже была, но другого рода, когда я видела много мёртвых непохороненных людей, которые лежали в городе во время эпидемии. Что и как сильнее повлияло на мою собственную скованность, которая тоже когда-то сильно мешала мне общаться с людьми… Я до конца сейчас не осознаю, как был сделан выбор: то ли Мария мне подсказала, то ли что-то изнутри меня подтолкнуло, но мы занялись первым эпизодом. Я предложила показать место, где всё происходило. Она описала коридор, где её спящую оставили родители. Она просыпается, вместо них бабушка, а у нее горе и отчаяние, и полнейшая потерянность. Я предложила Марии представить, что сейчас она в роли себя маленькой. Но она может выразить все свои чувства, осознать их, сформулировать, так как это делает «маленький мудрец». Для начала я предложила выразить звуком то, что она чувствовала в этот момент, и она стала хрипеть. Хриплый звук начинался тихо а потом усиливался. Я стала хрипеть вместе с ней, затем предложила прибавить к звуку движение и слова, в которых она может выразить свой протест и требование к родителям не оставлять её таким образом, не поступать с ней настолько жестоко. А даже если семье никак иначе не выжить, то сначала приучить её к дому бабушки, привозить и оставлять сначала ненадолго, разговаривать с ней маленькой, обещать вернуться, оставить с ней утешительную мягкую игрушку, то есть, сделать всё это каким-то более человечным способом. Мария начала двигаться, двигать плечами, руками, и даже бить ногами в сторону «мамы» и «папы», которые стояли перед ней. Я предложила ей ещё взять себе в помощь какого-то ресурсного персонажа, который подскажет ей, как нужно требовать своего. Мария сказала, что она хочет видеть рядом с собой кого-то в роли Юлии Гиппенрейтер. Из её роли она сказала самой себе маленькой: «Не бойся говорить, как ты злишься и как ты требуешь, чтобы они остались, чтобы не были такими злыми и жестокими к тебе. Ты можешь кусаться, щипаться и кричать!» Женщина в роли Юлии Борисовны была очень живая и активная. И пока Мария показывала, как она щипается и кричит, вся группа ужасно смеялась, в этом было много энергии. Позже мы все выдохнули. Когда мы завершали сцену, я предложила ей остановиться и посмотреть, почувствовать, где «Купол», который когда-то появился в этот момент жизни. Она сказала: «Я его не вижу и не чувствую. У меня ощущение, что сейчас всё моё пространство принадлежит мне». Примерно через неделю после работы мы поговорили с Марией, и я спросила, как она ощущает себя после семинара. Ведь это была всего лишь 40-минутная сессия, помогла ли она хоть немного? Мария сообщила, что с тех пор она ощущает прилив сил, много энергии, и ей удалось сделать вот что: построить детальную стратегию развития нового проекта, о котором раньше она боялась даже мечтать и найти нескольких людей, которые могут быть партнерами в этом деле. «Я больше не фокусируюсь на страхах, а фокусируюсь на необходимых действиях». Конечно, я рада была узнать об этом. Хочется, чтобы этот эффект был долговременным. Мне нравятся слова «Всё моё пространство принадлежит мне». Желаю, чтобы ваше пространство тоже принадлежало вам. * * *
Друзья и коллеги, приглашаю на писательский тренинг "ПИШИ ЛЕГКО" с 16 по 28 августа в Москве https://www.psyoffice.ru/trainings/pishi_legko/ Буду рада вас видеть)
* Примечание: Согласие клиента на публикацию истории получено, анонимность соблюдена. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|