|
Работа с ограничивающим убеждением (отрывок из практики)Автор статьи: Марина Сергеева
Сегодня мне хочется описать работу с одним из своих клиентов по поводу ограничивающих убеждений, которые вызывали у него массу негативных эмоций и чувств и – что особенно важно – просто не давали ему совершать поступки, необходимые для его продвижения по работе и общения с окружающими. В данном отрывке будет показано использование психотехнологий интегрального нейропрограммирования (автор – Сергей Викторович Ковалёв). Не упомянуть имя автора не могу, поскольку техники не мои, однако хочу предупредить сразу, что механически повторять описанное не рекомендую, так как работа с данными психотехнологиями требует теоретической подготовки и практического опыта. Тем более, что в статье я даю словесное описание порядка работы, а "за кадром" остаются и передвижения, и само направление работы, которое выстраивается психологом, исходя из происходящего в личном пространстве клиента, а также с тем, как и что он переживает. Местами описание работы может показаться похожим на работу с «частями психики» в НЛП, но это не просто работа с ними, поскольку психика человека представляет собой сложную систему со своей иерархией, и необходимо понимать, с частью какого уровня ты сейчас работаешь, и, соответственно, как может повести себя эта часть. Со всеми вытекающими последствиями. И так как основным принципом работы психологов и психотерапевтов был и остается принцип «Не навреди», то статью эту я пишу не с целью дать технику для повторения, а с целью показать, какими возможностями помогать людям в преодолении их проблем в настоящее время обладают специалисты, практикующие (в частности) интегральное нейропрограммирование. Итак, первоначально запрос клиента состоял в его неспособности эффективно контактировать с окружающими и возникающими в связи с этой неспособностью проблемами как на работе, так и в личных отношениях. Имён в описании техники использовать не буду, обозначив клиента как К., а себя как П. Привожу часть работы, которая уместилась в полуторачасовой промежуток, во время которого были:
Итак, работа: К.: Мне очень обидно слышать слова людей, сказанные в мой адрес, даже когда я умом вроде бы понимаю, что это не должно иметь ко мне отношения, но всё равно обидно. П.: Подумай, пожалуйста, из-за чего возникает обида? Обида - это твоя реакция, а если она твоя (так же, как и правда своя у каждого – это связано с собственным толкованием действий других людей), то и источник возникновения - причина - находится в тебе. Итак,
К.: Факт, что в отношении меня говорится неправда - обида на несправедливую оценку. П.: Похоже, источником возникновения твоей обиды является сфера межличностных взаимодействий - твои взаимоотношения с миром и людьми. Как звучит твоя установка из серии кто в порядке, а кто не в порядке? Судя по этому примеру: я в порядке – другие не в порядке, так? К.: Да. П.: Какие еще мысли или убеждения у тебя с этим связаны? К.: Убеждения: Ошибаться нельзя => Если ошибусь, меня будут критиковать = ругать = смеяться => Лучше даже не начинать. (От автора статьи – подобные убеждения являются следствием одного из драйверов, которые нам дают родители или другие люди, воспитывавшие нас с детства. Здесь драйвер называется «будь сильным» - его очень часто можно встретить именно у мужчин, т.к. мальчикам с детства говорят: «ты же не девчонка, не плачь, ты мужик». В итоге ребенок, не умеющий анализировать и воспринимающий информацию «линейно» либо на уровне чувств, делает вывод: нельзя показывать своих чувств, а позже это становится запретом на испытывание чувств, также нельзя совершать ошибки и прочие нельзя, связанные у ребенка с пониманием силы.) П.: Давай сформулируем, как точно звучит это убеждение? Ошибаться нельзя? А, может, вообще: другие всегда правы, а я - нет? Потому и ранит, когда другие говорят не то, что ты сам думаешь и во что веришь, как в правду. К.: Что-то типа мужики не ошибаются, а если ошибся, то лох. П.: И вот эта установка на тему, что у мужиков не должно быть ошибок, отзывается у тебя в голове каким-то ощущением? (От автора статьи – изначально клиент говорил, что когда он чувствует обиду, то у него с ней связано некое ощущение в голове.) К.: Нет, ощущением отзывается несправедливость и связанная с ней обида. П.: Но корни её - в той установке (убеждении), до которого мы в итоге дошли? К.: Да. П.: Ты готов поработать с этими чувствами и убеждением сейчас? К.: Да. Надоело чувствовать себя зависимым от этого. (От автора статьи – данный клиент очень точно обозначает, что его гнетёт в этой ситуации дополнительно, кроме самой проблемы, поскольку часто человек, который сам всё понимает, тем не менее, не может решить проблему, ибо не все проблемы решаются путем только осознавания и понимания их причин, есть ещё такой фактор, как вовлеченность и даже зависимость человека от проблемы, с которым пониманием не справишься.) П.: Хорошо, сейчас закрой глаза. (От автора статьи – я не занимаюсь специальным введением в транс, мне достаточно имеющегося раппорта, а если у клиента и возникает легкое состояние транса, то это делает его бессознательное. Просьба закрыть глаза помогает отделиться от внешних объектов, чтобы лучше сосредоточиться на происходящем внутри человека.) Теперь подумай, если бы это ощущение было снаружи, а не внутри твоей головы, то где бы оно располагалось в пространстве относительно тебя? (Для пояснения происходящего воспользуюсь вновь словами Сергея Викторовича: «Вы психику видели? Не видели. А она есть». Так вот, чтобы начать взаимодействовать с психическими процессами и явлениями, требуется подобрать подходящие для этого способы и инструменты. И в данном случае используются определенные коды для взаимодействия с частями психики, с помощью которых и ведется диалог с некой частью, что и даёт замечательные результаты в работе. Коды – это: вижу, слышу, ощущаю, думаю, а, кроме того, задействуется ещё и пространственный код: А где оно, если бы оно было где-то относительно тебя?) К.: Это серо-фиолетовый мягкий шар, по структуре как теннисный мяч с ворсинками, но мягкий и не держит форму. Снаружи он сейчас слева от меня, на столе. П.: Посмотри на этот шар, какие чувства он у тебя вызывает? Можешь подумать, что хорошего он тебе даёт? К.: Он защищает меня как личность. П.: Сколько лет этому мячу? Говори быстро первое, что придет в голову. К.: Цифра 5. П.: Тебе вспоминается какая-то ситуация в том возрасте? (Клиент не отвечает сразу.) К.: Осень, серое время суток. П.: Если не вспоминается ситуация, скажи, какие чувства у тебя сейчас в связи с этим смутным воспоминанием? Тебе грустно, обидно, что-то ещё? К.: Нет, вышло другое, солнечно, что-то похожее на футбольное поле, я что-то сделал, рад и горд. П.: А серое тогда что было? (Важно поддерживать раппорт и не упускать деталей.) К.: Сегодняшнее время и сам мяч. П.: Тогда что было дальше после сделанного и радости с гордостью? К.: И дальше меня «опускают», что я сделал что-то не так… это никому не нужно, и вообще делать надо было не так и не то. П.: Глядя на себя того, подумай, чего тебе тогда не хватило, чтобы не упасть духом при этом опускании? Какого чувства, мыслей, чьей-то поддержки? К.: Веры в себя, пофигизма, любви... вот! – защиты. П.: Защита - основное? К.: Да. П.: Сейчас в тебе взрослом есть такая вера в себя, пофигизм и любовь к себе, чтобы пережить подобную ситуацию? К.: Нет, я могу сделать определенное усилие, и мне не будет так больно, но незамеченным оно не проходит. П.: Где сейчас относительно тебя ты тот, в возрасте 5 лет? К.: Прямо передо мной. П.: Какое решение он принял по итогу той ситуации? Какой вывод для себя сделал? К.: Все – плохие. П.: А кто мог бы дать ему защиту тогда - мама или папа, или вообще кто-нибудь из персонажей книг, сказок? Чьей защиты хочется и в каком виде? Чего так страстно хочется тому, по-детски, в ответ на понимание несправедливости? К.: Защиты отца, матери, послали бы того, кто критикует, и сказали бы, какой я молодец, чтобы заметили – то, что сделал, было хорошо. П.: Тогда бери и отца, и мать, и пусть они окажутся там и пошлют того, кто обидел, чтобы сказали: "Ба, сынок, так ты же хорошо сделал!". Ну давай, рисуй мысленно эту картинку во всех красках. Прочувствуй итог ситуации, скажи, получается ли представить, что они могут тебя поддержать, обнять, заслонить собой? К.: Да, отец меня подкидывает в воздух, мать игнорирует и отмахивается от того, кто критиковал, ему или ей стыдно, обидно, что остались без внимания... я радуюсь. П.: Почувствуй, ты получил по ощущениям то, что надо? Чувство справедливости и защищенности? Можешь на некоторое время глаза прикрыть и хорошо прочувствовать этот момент - вот вы с родителями держитесь за руки, вы все вместе и вместе вы - сила! К.: Тут еще важно, что они не оправдываются за меня, а им правда пофиг на тех, кто что-то говорит! П.: А сейчас скажи, что тот маленький ты думает теперь, когда всё так здорово повернулось? Что чувствует? Какое решение принимает по итогу ситуации и во что теперь верит? К.: Он в восторге, горд, ему даже хочется сделать приятное тому, кто ругал. И солнце стало ярче, и плевать, что где-то что-то не так. П.: А мысли о мире и других какие? Другие люди - они плохие или хорошие? К.: Где-то еще есть плохие люди, но не здесь. У меня и в мире вокруг меня всё хорошо. П.: Что стало с тем мячом, который был на столе? К.: Мяч в лужицу превратился, а когда я стал на лужицу смотреть, она пропала. П.: А тот ты – маленький, какой он сейчас? К.: Он сейчас с серьезным видом, такой только дети могут делать, когда исследуют мир. Кстати, он стал меньше по возрасту, он еще еле ходит. (В работе до этого всплыл критический инцидент, который случился в 5 лет, но до него, как правило, бывает ещё и момент возникновения убеждения, которое вызывает подобные инциденты. И клиент в процессе работы сам «вышел» на момент возникновения убеждения.) Я понял, это меня совсем маленького пугали бабайкой, если я буду плохо себя вести! Это ещё тогда я начал думать, что вокруг что-то не так… П.: Очень хорошо, что ты это вспомнил сам. Тогда ещё вопрос к тебе - какие чувства и желания он совсем маленький вызывает у тебя? Что бы хотел сделать - оставить его в том возрасте, дать ему какой-то ресурс или что-то другое? Между ним и тобой есть связи по ощущениям, визуально или как-то ещё? К.: Нет, связей нет. Ему там нормально, но я хочу подарить ему воздушный шар, который он захочет сделать через восемь лет, чтобы знал, что всё, что он задумал, получится! П.: Дари! Какого цвета этот шар, какого размера? К.: Это яркий желтый воздушный шар, для воздухоплавания, размером не очень большой в проекции, потому что я маленький сидел, а передо мной в углу был стол, здесь другой бы не влез, но это проекция, потому что я маленький очень обрадовался, залез в корзину, пригласил мамку с отцом, и шар улетел в окно. П.: Ты тот - счастливый ребенок сейчас? К.: По ощущениям – да. П.: Хочется «забрать» его в себя или отпустить летать на шаре? К.: Пусть летит, он свободен, у него есть все, что ему надо. П.: Хочешь, чтобы иногда он прилетал к тебе? К.: Да. Только не хочу его заставлять. П.: Заставлять и не надо. Просто сейчас поблагодари его, он ведь сделал важную работу. Скажи, чтобы летал там и так, как и где ему хочется, и чтобы иногда залетал к тебе в гости как муза и приносил вдохновение, например… К.: Да, он обещал прилетать. У меня сейчас пошли чувства внизу живота и в голове, от «я» в груди самые яркие точки (и слезы). П.: Проживи их до успокоения, просто сиди, чувствуй, дыши, устоится сейчас. Скажешь, когда придешь в ровное состояние, осталось немножко ещё проверить кое-что. К.: (смеётся) Сперва не понял, что сказала, потом стало смешно. Здесь описание нашей работы остановлю, поскольку получается довольно объемно. С этим клиентом далее мы поработали ещё и над предписанием «Не чувствуй». В ходе работы также было много интересных моментов, которые говорят за себя сами. Если читателей заинтересует продолжение, я его напишу. А пока, завершая, хочется ещё раз сказать, что в современной психологической (а точнее будет сказать, психотерапевтической - ведь благодаря работе по данным психотехнологиям происходит действительное исцеление психики человека) практике существуют методы и способы, с помощью которых можно решить многие серьезные проблемы, начиная от поведенческих затруднений, заканчивая психосоматическими расстройствами. А если кого-то заинтересует, где можно обучиться таким способам работы, также сообщу – в Институте инновационных психотехнологий под руководством Сергея Викторовича Ковалёва. Ну и, конечно, на практике, которая продолжается не один год и с помощью которой начинаешь заниматься творчеством, поскольку с пониманием замысла и принципов работы данной системы невозможно не творить. А в конечном итоге ещё и получать огромную радость от возможности помогать людям в решении их проблем и трудностей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|