|
Звук внутри расстановок, расстановки внутри звукаАвтор статьи: Любовь Колчанова
С 2013 года мы с Ольгой Плистик разрабатываем метод Voicing Fields - Звучащие Поля. Мы начали с интеграции голоса в расстановки, и делали это несколькими способами:
⦁ Выставление фигуры, связанной со звучанием, например, "Мой голос", "То, что хочет звучать во мне". Мы смотрим на взаимодействие этой фигуры с клиентом. Такие конфигурации быстро распаковывают актуальный внутренний процесс клиента, в них обычно большой энергетический заряд, много движения. В зависимости от ситуации дальше с этим материалом мы работали либо в расстановочном ключе, либо в телесно-голосовом. ⦁ Выставление и озвучивание структурных фигур, например, Тело, Разум, Чувства; Верх и Низ (в работе с телесным процессом), Личность и Самость и другие. Заместителя каждой из фигур в расстановке мы просили найти свое внутреннее звучание, проявить свой голос. Это звучание как будто становилось самостоятельной фигурой расстановки: оно видоизменялось, вступало в отношения с другими фигурами, участвовало в общем движении расстановки. Такого рода работа может проводиться без явно сформулированного запроса, и очень хороша для ситуаций, когда требуется понимание происходящего не из уровня рационального, в тех случаях, когда процесс клиента настолько тонкий или глубокий, что к нему не подобраться прямолинейными инструментами вербальной терапии. Часто участники наших групп на старте предъявляют единственный запрос - свое желание петь, звучать, так или иначе проявляться через голос, но есть затруднения в этом. Эмоциональная заряженность этого желания и боль от невозможности его реализовать настолько сильны, что совершенно ясно, что за этими "безобидными" темами лежат более глубокие и значимые. Уже на этом этапе работы мы увидели, что звучание динамизирует процесс расстановки (добавляет интенсивности) и точнее "настраивает" фигуры. Энергия расстановки в поле ощущается более ясно, если попросить заместителей не вербально описывать свои ощущения, а найти из роли, какой тут звук. Часто этот прием (звучание из роли) открывал неожиданный проход к темам и решениям, которые иначе были не видны. Другими словами, звук в расстановке усиливает полевой резонанс, помогает точнее войти в заместительское восприятие и яснее проводить энергию, которая тут есть. Мы каждый раз убеждались в этом, работая в разных группах, с разными заместителями и разными ситуациями.
После этих первых экспериментов со звучанием в расстановках мы стали более целенаправленно использовать звук (речь идет о естественном звучании голоса в виде интуитивно взятого тона или мелодии) для выявления скрытого движения. Звук является частью любой ситуации, частью любых отношений и любого внутреннего процесса, поэтому он всегда имплицитно присутствует в поле. Его проявление, облачение в живой звук через тело заместителя, придает дополнительную силу работе: ситуация из прошлого, в которую мы попадаем через расстановку, получает возможность развернуться более полно, допрожиться и завершиться. Благодаря этому из жизни клиента уходит напряжение, связанное с данной ситуацией (речь может идти как о ситуации из личного опыта клиента, более раннего или более позднего, так и о ситуации из жизни его предков, с которой он резонирует на бессознательном уровне). Состояние клиента меняется на телесном и энергетическом уровне, и как правило, возможность клиента звучать увеличивается! Звучание, которое проявляется в расстановке, может быть самым разным. Иногда это звуки плача, иногда нежная мелодия колыбельной, иногда низкий утробный гул, иногда ангельское звучание, напоминающее волшебные переливы литургии Иоанна Златоуста Рахманинова. Интересно, что в расстановочном поле люди не испытывают технических сложностей с попаданием в нужный тон, хотя участники - обычно люди без какой-либо специальной музыкальной подготовки и вокальной практики. Для нас это говорит о том, что звук изначально присутствует в поле, и что его возможно проявить обычным для расстановки способом - через заместительское восприятие. Заместитель пропускает через себя находящийся в поле звук и выдает его наружу при помощи голоса.
Для этого мы используем телесно-вокальные упражнения разработанной Ольгой Плистик методики Voice Fitness, задача которых - на телесном уровне создать адекватное "русло" для течения энергии, "прочистить" засоры на пути ее движения.
⦁ Природное поле - это биологический аспект человека, человек как часть живого мира, живущая по законам биологии и физики. Здесь у каждого человека свое звучание, обусловленное параметрами его звучащего "инструмента" - тела. И где-то в глубине своего телесного сознания мы помним, чувствуем свое родство с каждым существом на планете Земля, и можем становиться созвучны ему, будь то дерево, лягушка, пантера или даже медленно растущий минерал. ⦁ Человек также часть своего рода, и в нем на генетическом уровне записана информация о его предках, память рода, которая хранит, помимо прочего, и "звуковые файлы" из жизни предыдущих поколений. "Берущие за душу" народные мотивы и ритмы - это попадание именно в родовое поле, узнавание себя как части рода и этноса на глубоком бессознательном уровне. ⦁ В социальном поле человек существует в аспекте личности, которая проявляет себе через взаимодействие с другими людьми; тут свои законы звучания и выражения себя, обусловленные многими контекстами. Как правило, социальное поле в звуковом отношении является скорее источником запретов и ограничений, чем источником ресурсов. Тут действуют "правила приличия" и преобладает вербальное взаимодействие. ⦁ Человек как носитель созидающего начала, творческая частица Вселенной проявлен в духовном поле, частью которого является искусство и эстетическое восприятие мира. Звучание в духовном поле помогает ощутить вертикаль, связь со своим высшим началом, экстатическое над-личностное состояние единения с мирозданием. Все эти поля существуют одновременно и взаимопроникающе. Полнота жизни человека - это полнота присутствия в каждом поле. Звучание служит проводником к более глубокому проживанию себя в каждом из аспектов существования. В практических целях для каждой конкретной ситуации возможно найти ресурс в одном из полей звучания (или в нескольких). В заключение - несколько слов о "видовой принадлежности" метода. Мы не считаем метод Звучащие Поля подвидом классических системных расстановок, так как концептуально и технически выходим за рамки работы с семейной системой и Родом. Скорее родство ощущается с системным ритуалом, который растет из шаманского ритуала и структурных расстановок (как расстановочную практику системный ритуал разрабатывают Даан ван Компентхаут, Гуни Лейла Бакса и Кристина Эссен). Также мы опираемся на биоэнергетику Лоуэна, с его представлениями о теле как о системе, в которой течет энергия жизни, нарушения ее течения вызваны эмоциональными причинами и выражены в закрепощениях на уровне тела. При этом телесноориентированная работа в методе Voicing Fields обогащена представлениями о системных и трансгенерационных причинах нарушения течения энергии. Голос, звук в нашей работе - это то, что соединяет тело и поле, позволяет быстро и точно включаться в ситуацию как на этапе конкретизации проблемы, так и на этапе нахождения и активации ресурсов. В поиске ресурсов и опор мы обращаемся к родовому полю, к социальному, к природному и к духовному. Сайт о методе Зучащие Поля: voicing-fields.ru Об авторах метода Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|