Поле возможностей. "Путь садовника".
Метафора невероятной красоты, пригодная как для терапевтических отношений, так и в общении и воспитании детей, и в плане саморазвития, была подарена студентам Еленой Самойловной Слепович, потрясающим исследователем в сфере специальной психологии (крупнейшим в Беларуси и одним из самых мастеровитых на постсоветском пространстве), чьи работы переведены даже на японский и признаются мировым сообществом.
Елена Самойловна перессказала один момент из беседы с племянником, который до глубины души тронул меня как слушателя, вызвал размышления о вариантах собственного отношения к жизни, о случаях из профессиональной практики и дружеского общения, когда подобные же слова, вспомни я их, могли бы изменить отношения с клиентом или стать прекрасным предложением поддержки без перекладывания ответсвенности для друга.
Привожу эту метафору в том виде, в котором успела её записать, дополняя собственными размышлениями:
"Представьте, что ваша жизнь похожа на поле, в котором могут быть как хорошие, красивые растения, так и сорная трава. Так вот, чем больше вы высадите и взрастите хороших растений, тем меньше места останется плохим. Можно сосредоточиться, конечно, на искоренении сорной травы, рыхлить землю, заниматься прополкой, но я предлагаю забыть о сорняках, просто не уделять им внимания, а увлечься развитием тех зачатков, которые обещают вырасти в волшебный сад. Давайте расширим поле достоинств - и при должном внимании и уходе, чем пышнее будут они цвести, чем больше их будет, тем меньше места останется для недостатков".
Этот образ поля, в котором можно взрастить сад-огород достоинств, поразил меня своей лаконичностью, стройностью и живостью. По словам Елены Самойловны, её племянник, которому было предложено забыть о борьбе с недостатками и заняться развитием собственных достоинств, возликовал, ведь он наконец услышал, что МОЖНО перестать бросать вызов, насиловать себя, уничтожать, запрещать, наказывать, пересиливать, жить в состоянии боя с собой - и МОЖНО идти другим путём, путём СОЗИДАНИЯ, путём любви к себе, путём творческого труда и заботы. И ведь правда, привычно для многих, в том числе для меня, жить в борьбе - борьбе с ленью, с депрессией, с плохим настроением, с вредными привычками, с запретными желаниями, с собственными пороками и слабостями, болезнями и печалями, проблемами. После слов Елены Самойловны я представила, что моя жизнь в те моменты, когда в ней превалирует борьба с недостатками, похожа на жизнь нерадивого садовника, который совсем забыл о семенах и ростках и занят исключительно уничтожением одуванчиков, крапивы, мокрицы, плюща. Жизнь такого садовника проходит в труде, но труде разрушительном: он только убирает своё поле. И есть риск весь земной срок потратить на это дело. Конечно, иллюзия того, что на свершенно чистом взрыхлённом поле лучше будут расти цветы, кустарники и деревья, манит, но правда ли, что без всех этих работ сада не вырастить? Думаю, сад возможно вырастить без генеральной уборки, начав с малого, начав с ухода за уже взошедшими ростками, за посевами. Мало того, путь садовника нерадивого грозит гибелью забытых, оставленных "без полива и заботы" достоинств. Зато в его жизни будет полно колючек, грязи, усталости и злости. Спроси такого садовника, рыхлившего поле всю жизнь, что он запомнил - и это будут крючковатые корни сорняков, усилия, потраченные на них, земляные комья, черви, поколотые руки и прочие неприятные подробности. А в итоге - голый участок чернозёма, да и только.
Представление этого испугало меня своей бессмысленностью и мрачностью.
Что же запомнит садовник, который растил достоинства? Безусловно, в его жизни будут и моменты, когда нужно очистить корни добрых растений от сорняков, и черви, и земля, и зудящие руки, но кроме того будут стволы плодоносящих деревьев, ароматное цветение по весне, сбор яркого и сочного урожая. И много удовольствия от своей жизни. И чудесный сад в конце, пусть даже и не на всё поле, пусть даже и не на идеальной почве, и взращенный понемногу.
Искренне желаю каждому, кто проникся этой метафорой, самому выбрать, как жить, чему уделять внимание. Я же как никогда чётко осознаю, что не хочу бороться. Принцип терапии и развития через удовольствие, созидание и заботу кажется как никогда более ясным и простым именно благодаря этой метафоре, хотя идея о таком образе жизни посещала ранее, обсуждалась как желаемый вариант для себя и в профессиональном становлении.
С признательностью к Елене Самойловне за её щедрость и искренность, передаю дальше мысли о поле достоинств и недостатков, а на самом деле - о поле возможностей.
Ваша Катя Ковалёнок-Глуховская.