|
Треугольник Карпмана - фигура не присвоенной силы.Автор статьи: Розенсон Мария Александровна
На сегодня многим известна модель зависимых и созависимых отношений в семье "Агрессор-Жертва-Спасатель". Отношений, безусловно, разрушительных и некомфортных. Но почему-то попавшие в эти отношения люди не спешат из них выходить. Часто говорят о вторичной выгоде этих отношений, которая конечно в них присутствует. Но по моим ощущениям в них есть еще нечто большее, чем вторичная выгода. Потому что даже признание ее не всегда выводит человека из этих отношений. Если же посмотреть на роли с точки зрения процессуального подхода? Роль жертвы. Это не защищенный ребенок, не защищенный на базовом уровне, не получивший достаточно любви, заботы внимания в тот период, когда они была действительно необходима. И чтобы ее получить психика ребенка выстраивает механизмы ее получения - болезнь, вызывающее поведение, чрезмерное послушание т.д. В общем, все то, что позволяет привлечь к себе внимание близких, если они его не дают по-другому. Признание этой потребности и обращение к своей взрослой части позволит попросить о помощи, внимании адекватно. Роль спасателя. Самая священная роль. В ней много светлой энергии. Так уж человек устроен, что ему важно делать добрые дела. Когда мы свершаем добрые бескорыстные поступки, становимся лучше в собственном ощущении. И как будто мир вокруг становится тоже лучше. Важно еще принять, что спасатель помогает своей внутренней жертве, выручает своего внутреннего ребенка. Но, если это состояние, эта энергия не осознается и не присваивается, есть риск свалиться либо в жертву, либо в агрессора. Роль агрессора. Фигура защитника личностных границ через нападение. У агрессора есть потенциал и спасателя и жертвы. Но и конечно же свой собственный, на животном уровне. Агрессор защищает свою внутреннего ребенка, вставая в роль гиперспасателя. В природе, у самки защищающей своего детеныша от реальной опасности, нет тормозов. Также и у агрессора, не получившего адекватную защиту в ситуации опасности, чаще всего в детстве, эти тормоза отсутствуют. При этом у него огромная сила, только демонстрируя которую он может чувствовать себя в безопасности. Выходом в этом случае будет признание фигур – кого защищают и кто спасает, а так же присвоение силы агрессора, которая может проявляться в ситуации действительной, а не мнимой опасности. Следующим шагом будет интеграция этих трех состояний и осознанный выбор или узнавание своей роли в той или иной ситуации. Каким же образом можно освоить энергию этих фигур? Для меня, как для специалиста, лучшими инструментами является процессуальная работа и системные семейные расстановки. Процессуальный подход помогает в присвоении энергий. А системные семейные расстановки знакомят с фигурами, которые обладали этой энергией в семейной системе, снимая переплетения с ними, и приводят человека к его собственной жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|