Перинатальные потери. Глава 1. Что это?

                                                                     Что случилось?

   К большому сожалению, беременность и роды не всегда заканчиваются так, как это есть в понимании большинства людей. Когда женщина узнает о беременности и сообщает о ней своим родным (нередко не только им), у всех "посвященных" запускаются представления о том, что скоро в семье будет пополнение, обязательно родится здоровый малыш, все будут очень рады и счастливы. Однако немногие, кто сталкивался с перинатальным потерями (напрямую или косвенно), знает, что есть и другое развитие событий. 

    К перинатальным потерям относятся случаи (по И. В. Добрякову):

  • Внематочной беременности (трубная, брюшная, яичниковая, межсвязочная, шеечная, в рудиментарном роге матки и интерстициальная);
  • Невынашивания беременности (самопроизвольное прерывание беременности до 22 полных недель);
  • Антенатальной (внутриутробной) гибели плода;
  • Интранатальной (в процессе родов) гибели плода;
  • Смерти младенца в возрасте до 28 суток после рождения.

    Отдельно рассматриваются случаи, имеющие особую специфику в переживаниях и оказании психологической помощи:

  • "Необъяснимая" антенатальная гибель плода (например, неразвивающаяся (замершая) беременность);
  • Аборт по медицинским показаниям вследствие МВПР/ВПР плода (множественные/врожденные пороки развития плода);
  • Поздний самопроизвольный выкидыш (ранние преждевременные роды (с 22 по 28 неделю) с последующей гибелью плода);
  • Потеря одного из плодов на любой стадии пренатального (внутриутробного) развития в случае многоплодной беременности;
  • Неудачи при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО);
  • Ситуация смерти новорожденного после проведения своевременных реанимационных мероприятий;
  • Некурабельное (неизлечимое) бесплодие. 
                                                                     Почему так?

    Факторы риска неблагоприятного исхода беременности И. В. Добряков разделяет на биологические, биосоциальные и психосоциальные. Остановимся подробнее на последних, так как, на мой взгляд, им уделяется гораздо меньше внимания (если вообще уделяется) со стороны пары, чем требуется:  

Незапланированная  беременность (негативное отношение двух или даже одного участника процесса к такой беременности, как правило, сопровождается и соответствующими эмоциями, что сказывается на межличностных отношениях пары (см. пункт 3); в случае принятия решения оставить ребенка → искажение антенатального взаимодействия "беременная-плод" и как следствие задержки созревания плода, преждевременные роды, слабость родовой деятельности и их последствия; в случае принятия решения о прерывании беременности → риск возникновения постабортного синдрома у женщины);

Нежеланная беременность (излишняя тревожность и напряжение вследствие такой беременности заставляет нервную систему включать сопротивление источнику текущего эмоционального состояния,  в организме начинают развиваться процессы, по сути представляющие собой реакцию на стресс, опасность, что никак не может способствовать спокойному течению беременности. Однако вероятность того, что неразрешенный конфликт материнства и женственности может быть причиной спонтанного выкидыша очень и очень низкий);

Дисгармоничные отношения супругов (неразрешенные конфликты с мужем, его компенсаторное поведение делает женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается на течении беременности);

Дисгармоничные отношения с близкими родственниками (недостаточная семейная поддержка, конфликты, ссоры, домашнее насилие, неприемлемый уклад семейной жизни и т. п.); 

Неконструктивные мотивы беременности (могут нести угрозу повышения тревоги, появления депрессии, ухудшения или разрыва отношений и т. п.);

Наступление беременности в неблагоприятную стадию развития семейных отношений (вне брака, на стадиях конфронтации, экзистенциального личностного кризиса и др.);

Значительные повседневные перегрузки (угрожающие, оскорбительные, связанные с потерями, предвещают негативные перемены: ситуации на работе, конфликты с родственниками, эмоциональное давление (угрозы, унижения, шантаж), психологическое насилие и т. п.);

Психотравмирующая ситуация (в некоторых случаях сам факт беременности, увольнение с работы, супружеская измена и т. п.);

Критические события датированные и локализованные в пространстве, сопровождающиеся стойкими эмоциональными реакциями и требующие более продолжительного времени и больше затрат на адаптацию: развод, травма, авария, новая работа, перемена места жительства, изменение финансового статуса и т. п.); 

Стресс и связанная с ним психическая травма (событие высокой интенсивности, превышающее приспособительный потенциал беременной и приводящее к нарушениям адаптации: катастрофа, смерть супруга или близкого члена семьи и т. п.).

                                                                   Что происходит?

    Утратой определяется потеря значимого объекта сильной аффективной привязанности, того, без кого (чего) человек не ощущает целостности и стабильности своего существования. При перинатальной потере происходит утрата физическая (гибель эмбриона, плода, ребенка) и символическая (статуса родительства, представлений, мечты, потери "Я" или его части и т. д.). Перинатальная утрата, оказывая длительное деструктивное воздействие на психику, является психической травмой и как и любая другая накладывает свой отпечаток на личность и жизнь человека. 

    Такая потеря провоцирует со стороны психики переживание процесса горевания, в связи с чем происходят физические, социальные, поведенческие и психологические изменения, позволяющее смириться и адаптироваться к возникшей ситуации. Общая динамика процесса горевания при перинатальной потере выглядит так:

Женщине поступает информация о неблагоприятном исходе беременности или родов.

I стадия — эмоциональный шок и ступор: расхождение ожиданий и реальной действительности порождает внутренний конфликт, когнитивные и личностные проявления которого выражаются в отрицании случившегося, дезорганизованном или заторможенном мышлении, потери чувства времени, рассеянном внимании, трудностях оценки ситуации и принятия решения и т. д., влекущие за собой эмоциональные проявления различного спектра (крики, истерика, эйфория, плач, оцепенение, безразличие ко всему происходящему и т. д.). 


II стадия — поиск и тоска (протест): в случае, если причину фатального исхода беременности не удается выявить на физиологическом уровне (травмами, эндокринными нарушениями, инфекциями, генетическими особенностями и пр.), если нет объективных причин почему все закончилось именно так, процесс поиска не отменяется, он начинает выражаться в поиске действий, которые могли бы предотвратить потерю, в самообвинении ("не уберегла", "сделала что-то не так", "сделала что-то, что не должна была"), в обвинении мужа, близких или врачей, или же, если причина явно известна, начинает проявляться чувство собственной уникальности ("почему именно я", "за что мне это","никто не понимает"). При этом эмоциональный фон выражается в виде агрессии, гнева, раздражительности, вины, либо желании подавлять в себе эмоции переживания, зависимости от своих мыслей и застревании в них и т. д.).


III стадия — дезориентация и страдание: вследствие длительного физического и психологического напряжения в связи со сложившейся ситуацией проявляется истощение психических процессов; полное осознание утраты влечет за собой чувство пустоты, апатию, потерю интереса к жизни, бессмысленность существования, возникает ощущение утраты части себя. Мучительные воспоминания и анализ произошедшего обостряет чувство вины и собственной несостоятельности, снижается забота о себе, снижается двигательная активность, происходит сбой вегетативной системы (сон, вес, тахикардия и т. д.). Развивается болезненное страдание или даже зависть к тем, у кого есть то, что было утрачено, избегание коммуникаций и обособленное поведение по отношению к другим людям. 


IV стадия — реорганизация и разрешение: в случае оказания своевременной психологической помощи и благоприятной семейной ситуации симптомы постепенно начинают купироваться. Боль утраты становится терпимой, позволяет жить дальше: вернуться к домашним делам, профессии. Восстанавливается социальный и эмоциональный контакт с окружающим миром. Женщина более адекватно оценивает ситуацию, начинает видеть перспективы дальнейшей жизни, может строить реальные планы на ближайшее и отдаленное будущее. Женщина прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в настоящем. Нормализуется физическое и соматическое состояние. Грусть может охватывать в праздники или при виде счастливых родителей с колясками, однако эта печаль ощущается уже не как острая пронзительная боль. Тихая светлая печаль служит напоминанием о том, что малыш навсегда поселился в душе, а жизнь продолжается.

                                                                  Бывает иначе?

   Как говорится, все люди разные, поэтому да, бывает. Проявление и течение процесса переживания могут протекать почти так или вообще не так как описано выше, это сказывается на типе и интенсивности реакций, временных промежутках, скорости возврата в ресурсное состояние, поведении и эмоциональном состоянии в целом. На это, соответственно, влияют разные факторы:

  • характер утраты;
  • количество, период, анамнез вынашивания беременности;индивидуальные личностные особенности скорбящего;
  • этническая и религиозная принадлежность;
  • особенности супружеских и расширенных родственных взаимоотношений;
  • роль, статус и функции родительства;
  • проекции, фантазии, образы о будущем ребенке;
  • наличие/отсутствие других детей в семье;
  • репродуктивные отклонения у мужчины или женщины; 
  • невыраженность феномена отсутствия (нет реалистичных воспоминаний) и т. д. 
                                                                    Что в итоге?

   Когда происходит потеря себя беременной, как некий образ, нет чувства единения с плодом, статус материнства разрушается. В результате этого женщина больше не может доверять своему телу для последующей беременности и успешных родов, так как происходит потеря особого внимания к себе. При таком нарушении функций самоуважения, которое основывается на способности к вынашиванию беременности очень значимо, поскольку оно может повлиять на процесс переживания потери, которое отличается от других видов переживания утраты. Такая потеря приводит к опустошению внутренних резервов женщины. Смерть ребенка нарушает базовую родительскую установку, поэтому для родителей признание утраты вызывает огромную трудность. Перинатальная потеря оказывает влияние не только на эмоциональное состояние родителей, но и на качество жизни, которое в дальнейшем будет влиять на последующую беременность и воспитание детей.

      Психологическая травма, связанная с потерей ребенка, одна из самых тяжелых ситуаций в жизни любой семьи. Таким образом, необходимость в психологическом сопровождении семей с перинатальной потерей очень высока. 

                                                                  Ведущие специалисты 

Добряков Игорь Валерьевич   

Коваленко Наталья Петровна 

Абрамченко Валерий Валерьевич 

Блох Мария Евгеньевна 

Филиппова Галина Григорьевна 

Мне будет очень приятно увидеть любую дополнительную литературу на эту тему в комментариях! 


Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что можно назвать "сумасшествием" при беременности.
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Мужская измена во время беременности жены и после родов. Кто виноват и что делать?
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Потеря беременности: особенности психологической поддержки
  • Кровотечение при беременности. Что делать?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как пережить аборт? Терапия утраты беременности.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Искажение реальности или "что со мной не так"
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Книга о прерванной беременности. Как пережить потерю ребенка. Перинаталья утрата.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Нездоровые желания или "Так хочу, что умираю!"
  • "Со мной что-то не так" или Преображение гадкого утенка
  • Бесплодие и невынашивание беременности. Что делать и кто поможет?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • В поисках «Папы», или почему девушкам "до..." так интересны мужчины "за..."
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Секс во время беременности: что нужно знать
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • Изменения в организме при наступлении беременности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь