|
Как обмануть дьявола? Фильм Призрачный гонщикАвтор статьи: Илья Архипов
Фильм Призрачный гонщик начинается с предыстории – легенде о том, как проклятая душа обманула дьявола. Чтобы раскрыть символизм образа, обратимся к истории. Сатана - в религиозных представлениях авраамических религий главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели. Дьявол – клеветник, в Новом Завете выступает как «князь мира сего». В фильме присутствует фигура Мефистофеля – а это дьявол из германской повести «Фауст» Гете, заключивший договор с человеком. Сама же легенда о Фаусте очень напоминает библейскую историю об Иове, в которой с разрешения Бога, Сатана искушает Иова, чтобы показать, что он не праведен. Если попытаться перевести религиозный миф на психологический символизм, я бы предположил, что Мефистофель – архетип коллективного бессознательного человечества, присутствующий в нем с древних времен. Это теневая фигура в человеческой истории, которой приписывают все плохое, что происходит с людьми. Абсолют света – это Бог, с ним связано все хорошее, созидательное, от него приходит милость и спасение. А все негативное – от Сатаны, он - абсолют тьмы. Такое черно-белое мышление делит поступки на хорошие и плохие, благие и грешные. Но это еще не все, что включает в себя образ Сатаны. Если в человеческой психике идеализируется определенная идея, возьмем нестандартный для христианства пример, – идею о многоженстве. И если эта идея доминирует в сознании – то другие идеи становятся отрицаемыми, плохими – и вытесняются в подсознание, образуют своего рода Тень, тень доминирующей идеи. В Тибете, например, доминирует многомужество – и это считается нормой, и выходить замуж за одного мужчину никто не хочет, считается, что это вариант для неудачницы. Теневая сторона коллективного бессознательного здесь будет – моногамия. Её будут наделять плохими качествами, словно она от лукавого. Так вот к чему эти примеры – Сатана/Мефистофель – это еще и то, что считается неприемлемым в человеке и социуме, это то, что подавляется и вытесняется в самые дальние уголки бессознательного, как опасное или недостойное быть осмысленным. В предыстории Призрачного гонщика, всадник – это аналог грешника, который пошел на поводу у Дьявола. Классическое развитие ситуации здесь – выбор наиболее легкого пути, так сказать получить желаемое даром, не прилагая усилий, не платя за это, получить в долг. Перенесем это понимание на процессы в психике и можем предположить, что есть два пути психического развития – трудный и легкий. Трудный это естественный путь – путь воли, взросления, обучения, преодоление трудностей через страдания, путь постепенных достижений. Это путь, требующий времени и постепенного развития всех структур организма, а следовательно, и обладания большого терпения. Легкий путь – путь безволия, потакания сиюминутным желаниям, безответственности. Человек, выбирающий второй путь хочет все и сразу, и бесплатно. Примером легких путей могут быть: внешняя ситуация – воровство, наркомания; внутренняя ситуация – раз мы коснулись христианства, возьмем семь смертных грехов – гнев, уныние, тщеславие, гордыня, печаль, алчность, блуд, обжорство. В психологическом смысле потакание одному из «грехов» - это путь безволия, который приносит вред организму. Психика тратит всю энергию, например, на беспорядочные половые связи, и уже не хватает энергии на поддержание равновесия, гомеостаза организма – начинаются депрессии, болезни и т.п. Тоже и с обжорством или гордыней – наблюдается дисбаланс психических сил. В предыстории Призрачного гонщика фигурирует тысяча проклятых душ. И все вместе они символизируют в психологическом смысле бессознательную структуру или комплекс, заряженный крайне негативно. Как может повлиять на ситуацию в психике такое большое количество теневого, вытесненного из сознания материала – определенно, возникнет невроз или психоз. И по фильму - для Мефистофеля эти грешные души представляют большую ценность, для него они как миллион долларов для обывателя. Что бы сделал для среднестатистического человека миллион долларов? Он бы изменил его жизнь. В лучшую сторону или в худшую еще вопрос – но изменил бы точно. Так и в нашей истории - Дьявол хочет получить тысячу проклятых душ, потому, что такое большое количество отрицательной энергии сместило бы баланс сил в его сторону. Если мы примем Дьявола за теневую фигуру коллективного бессознательного человечества, то получение этой структурой большого количества дополнительной негативной энергии приведет к тому, что человечество в целом утратит контроль над психическими процессами и погрузится в неосознанность и безволие, в массовый психоз. Толпа бушующих зомби, вероятно, - именно то, что хотел бы видеть Мефистофель в итоге успешного завершения своего предприятия. Итак, кульминация предыстории – абсолютно непредсказуемый поступок всадника. Казалось бы – что его не устраивало – по фильму он обладал колоссальной мощью, обладал сверхъестественными силами и служил преспокойно одной из главных сил. Если у Бога слуги ангелы, то у Дьявола – демоны. По сути, всадник стоял во втором ряду после князя мира сего. Но он решил пойти ему наперекор. Почему же? Мое предположение с психологической точки зрения – всадник попал под влияние своей подчиненной функции, это были проснувшиеся внезапно чувства, т.к. до этого всадник представлял собой бездушного демона (душу забрал Сатана). Внезапно в абсолютно рациональном всаднике, следующем правилам, по которым он может забирать грешные души – возникает иррациональный чувственный импульс. Что это был за импульс – история умалчивает. Толи всаднику стало жалко все человечество, толи в нем зашевелилось чувство гордости и желание отомстить Мефистофелю за старые обиды и свою несвободу. В любом случае – всадник поддался чувствам, а это изменило расстановку сил. В психологическом смысле – в план Мефистофеля вмешался архетип целостности психики(по Юнгу - Самость). Эта структура бессознательного пришла к выводу, что негатива итак хватает, что психика с ним может не справится, и через эманацию Героя (героический импульс, возникший у всадника) – пробудила в нем иррациональное желание поступить наперекор судьбе. В этом контексте возникает философский вопрос – является ли психологический аналог Мефистофеля темной стороной Самости или же это иная структура бессознательного? Это как дать ответ на вопрос – является ли Дьявол в подчинении у Бога или же это его обратная, неосознаваемая сторона? Верующие в любом случае назовут подобные мысли ересью, но мы не будем затрагивать религиозный смысл этих явлений. В психологическом смысле, К. Юнг склонялся к выводу, что в бессознательном нет четких границ, все размыто и взаимосвязано. Лишь наше сознание, пребывая в дуальности выделяет отдельные элементы и архетипы бессознательного. Лично мне близка эта идея, но еще ближе та, в которой присутствуют две точки зрения одновременно. С точки зрения рационального восприятия эго представляются темная и светлая стороны Самости, как Дьявол и Бог, противостоящие друг другу. С точки зрения интуитивного восприятия не-ума –подобного деления нет, есть единство и взаимодействие противоположностей, бессознательное включает в себя все и сразу, в нем всё едино. Рассмотрим психологический символизм основной истории фильма Призрачный гонщик В начале фильма звучит ключевая фраза, произнесенная отцом Джонни – «Если действуешь необдуманно, то уже не ты делаешь выбор, а уже он управляет тобой.» В этой фразе сжато изложена вся суть того, чему Джонни придется научиться по ходу развития сюжета. Джонни – весьма чувственная и импульсивная натура, им целиком управляют чувства и инстинктивные побуждения. Ведущая функция – чувственная, и она полностью подавляет его способность к рациональному мышлению. Джонни совсем еще ребенок, сильно привязан к отцу, рано потерял мать. Отождествляясь с образом отца и не получив вдоволь материнской любви, он ищет острых ощущений, чтобы чувствовать еще острее и острее и этим подъемом эмоций заменить любовь. Привязанность к отцу не дает ему уехать с любимой девушкой. Этот момент символизирует конфликт мыслей и чувств, долга и желаний. Джонни, своими чувствами выбирает Рокси, но долг и привязанность велят ему заботиться об отце, т.к. он узнает о его смертельном заболевании. Итак, у Джонни назрел внутренний конфликт – он не может бросить отца, но и не может уехать с любимой. Что же делать в подобной ситуации? Рациональным выходом является жертва – либо тем, либо другим. Но Джонни чувствующая натура и не может сделать волевой выбор, он в смятении. И здесь приходит соблазн, в виде Мефистофеля, который предлагает «Грандиознейшее на земле шоу». Дьявол по сути предлагает ему компромисс – отец будет здоров, Джонни сможет спокойно уехать с любимой – это то, чего он хотел. И никаких жертв, взаимоисключающих выборов. Момент подписания договора с Дьяволом тоже символичен – Джонни не принимает сознательного решения продать душу взамен решения своих проблем, договор подписывается сам, когда он «случайно» режет палец. Этот момент я бы интерпретировал, что решение было принято на бессознательном уровне, без участия эго – всё решило подсознание, а возможно это был план Самости, иницирующий Джонни к дальнейшему развитию, индивидуации. И смерть отца толкает его на самостоятельный путь. Продажа души, по сути, - отказ от чувств. И когда Мефистофель забирает у него душу, Джонни вовне теряет все, что он любит – отца, Рокси – фактически он теряет способность любить и чувствовать, впадает в забвение. В психологическом смысле, трагедия с отцом создала в психике комплекс, подавивший все чувства, чтобы эго не испытывало боли. И вся его дальнейшай жизнь – путь адреналинового наркомана, который пытается через страх и риск хоть что-то почувствовать. По фильму можно проследить три стадии индивидуального развития, которые проходит Джонни. Первая - инфантильная детская, еще до потери отца, стадия единства эго и Самости. Вторая стадия - стадия отчуждения – потеря отца и любимой девушки, Джонни пытается найти себя, но следует по шаблону, который вложил в него отец. Третья стадия - единения с силами бессознательного - превращение в призрачного гонщика и осознанное управление данными ему сверхсилами - это установление оси эго-Самость. Дальше в Призрачном гонщике появляется Блэкхарт, сын Мефистофеля. И сюжет истории переходит от описания индивидуальной ситуации Джонни, к коллективному мифу, в котором Джонни лишь винтик. Блэкхарт ищет договор Сан-Венганзы, чтобы отобрать власть у Мефистофеля, сын хочет уничтожить отца, чтобы обрести абсолютную власть над миром людей. Но скорее всего, в психологическом смысле, он хочет доказать своему отцу, что он чего-то стоит, что он лучше него. В отчичае от Блэкхарта, Мефистофель следует отведенному порядку вещей и забирает то, что ему положено. Ему отведена сфера ответственности (Земля) и он заправляет ею, выполняя возложенные на него обязанности. Да, он искушает Эго и влияет на него - но это необходимый этап развития эго - быть искушенным и научиться справляться с искушением. В сравнении Мефистофеля и Блэкхарта, как ни станно, первый представляется положительной фигурой, если учесть его функции, по отношению к целому. По функциям, своейственным организму, Мефистофель ближе к нервной клетке – у него нет цели разрушить весь организм, он, словно управляющий, выполняет отведенную ему функцию – забирает в ад тех, кого положено, т.е. он элемент порядка и правил. Как смерть – неотделимый элемент жизни, так Мефистофель неотделимый элемент коллективного бессознательного, выполняющий свою роль.. В отличае от него, Блэкхарт в своей маниакальной алчности, явно дйствует не в интересах целого. Он словно раковая опухоль, хочет разрастись и подчинить себе всех и вся, уничтожить в есь мир. И в психологическом плане он может символизировать психоз, который хочет неограниченно распространиться и подчинить своей идее психическое целое. Джонни находится меж двух огней - с одной стороны Мефистофель, с другой - Блэкхарт. Мефистофель, как сила порядка коллективного бессознательного, заставляет Джонни (в психике - Эго) действовать в его интересах, чтобы победить негативный психологический комплекс – Блэкхарта. Итак, в фильме Призрачный гонщик есть два уровня развития сюжета – первый это процесс индивидуации Джонни, его взросление и эволюция. Это сознательный уровень, видимый. Второй уровень – ситуация коллективного бессознательного, в которой Джонни в качестве демона-гонщика выступает инструментом Самости в борьбе с психозом по имени Блэкхарт. Можно упрощенно соеденить оба этих уровня и считать, что индивидуация (процесс индивидуального развития) происходит на двух уровнях – сознательном, в котором Джонни –гонщик экстремал, и бессознательном, в котором Джонни – Призрачный гонщик. И по фильму происходит интеграция этих уровней – сознание Джонни постепенно интегрируется с бессознательным Призрачным гонщиком, и Джонни даже учится управлять его инстинктивной силой. Еще одна возможная юнгианская аналогия – образы Призрачного гонщика есть процесс активного воображения, происходящий в сознании Джонни и ведущий его к индивидуации. В процессе овладения силами "гонщика", Джонни помогает предыдущий призрачный гонщик – он как наставник Джонни, и позитивная сторона Самости, противостоящая ее теневой стороне – Мефистофелю. В конце фильма Блэкхарт поглощает в себя тысячу душ, надеясь обрести небывалое могущество – «имя мне легион». Джонни, уже научившийся управлять силами бессознательного – пользуется уязвимостью Блэкхарта и отправляет все души в ад. Джонни делает сознательный выбор больше не идти на поводу у Сатаны, он принял волевое решение остаться Призрачным гонщиком - «И хотя души у него и нет, но дух его силен и крепок». Иными словами, победа над психозом – сделала его сильнее духом и мудрее разумом. Джонни в конце фильма уже не тот потерянный мальчик, которым был поначалу, а зрелая волевая личность, расставившая приоритеты и имеющая четкую жизненную цель - он обрел свое предназначение! Источник: Психология Good! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|