|
Такое сложное/простое общение с детьмиАвтор статьи: Андрианова Светлана Евгеньевна
После окончания школы я, естественно, поступила в педагогическое училище (для поступления в институт не добрала балла, классика жанра). У нас были потрясающие преподаватели! Их мастерство и умение свои знания нам передать, отработка на практике всего, что в нас вкладывалось на все 200%, плюс общение с детьми на протяжении всей своей юности, смиксовалось в довольно удачную смесь, позволяющую и «ключик» к каждому ребёнку найти, и понять в чём сложность в обучении или что вызвало бурную реакцию протеста, такую же бурную радость или повергло в печаль и отчаяние. И чем старше становилась, чем более грамотно выстраиваться отношения с детьми начинали, тем больше ловила себя на мысли, что сами по себе все дети, изначально, как бы избито не звучало, действительно уникальны и неповторимы, только непонятно для чего родители их под «одну гребёнку» пытаются сравнять. Для чего эти вечные состязания между братьями и сёстрами, сравнения с одноклассниками (более успешными и достойными, с точки зрения родителей), в конце концов, с какими-то историческими личностями, не говоря уже о том, что «на кого ты только похож! Я в твои годы! Мы с папой/мамой такими не были! Нам бы в голову такое не пришло!» И нет предела этим версиям. Потом приходит время и усреднённого, обезличенного ребёнка практически за шиворот вталкивают в кабинет психолога и говорят (в его присутствии!!!): «Сделайте с ним что-нибудь». Страшно слышать такое и страшно за ребёнка, что он это слышит и живёт рядом с такими чужими, но самыми родными и близкими людьми. Ведь это вы его лишили всего! Заставили стать подобием или копией своей или чьей-то! А когда вы узнали в нём себя и увидели со стороны того, кто не радует, решили избавиться от такого груза? Часто, разговаривая о предполагаемых причинах проблемного поведения ребёнка от родителей, слышу такой ответ: «Да он вылитый дедушка, тому тоже ничего не скажи, сразу негодовать начинал», «Я тоже очень вспыльчивая, конечно, но мне сколько лет! А с ней что будет, если она уже кричит чуть что с такого возраста?», «Меня тоже так воспитывали, ничего, выросла, а его уважать надо, смотри-ка, заслужи и докажи сначала», не говоря уже о «Мы всё ради неё! Сами не смогли в своё время себе позволить, так хотели, чтобы она добилась всего!» При этом спросить у ребёнка, что он на самом деле хочет, и мысли не возникает. Что?! Он чего-то хочет? Да что он знает и понимает? Нам, родителям, лучше знать, на кого он похож и чего ему надо! Начав вспоминать по моей просьбе, каким ребёнок был в детстве, родитель начинает осознавать, что изначально всё было по-другому, но обратить внимание и взрастить, развить то другое не было то сил, то времени, а если честно – желания. Странно это было и не так, как у него, у родителя, что с этим делать не знали, вот и начали сравнивать, обобщать, требовать, критиковать. В общем, постарались, как смогли, сделали человека из ребёнка, только вопрос в том какого человека и где настоящий ребёнок остался? А настоящий ребёнок так глубоко внутри спрятался, что и сам не знает, что он, лично он, любит делать, во что играть, какое блюдо любимое, время года, автор и произведение, чем заниматься хотел бы, когда вырастет и т.д., и т.п. Нет его потому что, настоящего! Есть подделка, копия, а как жить с этим не знает. Вот и мучается чувством вины, что неблагодарный, что не похож на того и сего, что, наоборот, вылитый такой-рассякой тот да этот, что копуша, что громкоговорящий, что чувствительный не в меру, да и много чего такого, только всё не то и не так. А как и кто меня любить будет, такого недочеловека? И пошло-поехало! Протесты тихие плавно переходящие в полноценные бунтарские проявления по полной программе. Я же всё равно неудачник и неумеха, всё что я не делаю всё только на огорчение вам, родителям! Так уже хуже не будет! Лети оно всё в тартарары! И вот вытворяет это всё наш дитёнок, а сам ждёт только одного, когда меня остановят, когда кто-нибудь увидит меня настоящего, когда кто-нибудь догадается просто-напросто принять меня таким, какой я есть и ничего лепить из меня под кого-то не будет, а научит меня жить и принимать мир (чтобы он в последствие принял меня) таким, какой он есть и какой в нём есть я. Сложно и просто всё одновременно… Сложно сохранить самоидентичность своего ребёнка, так как даже если мы адекватные родители, то много есть тех, кому он сам вдруг захочет начать подражать, а просто сохранить свою любовь к нему, к такому, какой он настоящий, ведя его по дороге жизни и показывая, как всё, что в нём заложено, может помочь ему в этом походе, развивая и направляя исподволь, ошибаясь с ним, исправляясь с ним, растя и развиваясь, совершенствуясь с ним. И ещё одна сложность. Тоже в банальной истине, - чаще вспоминайте, каким ребёнком были вы и сохраните частичку ребёнка в себе для своих детей) Не удовлетворяйте за счёт своего ребёнка свои амбиции, позвольте ему выбрать свою дорогу и научитесь смотреть на жизнь глазами своего ребёнка. Тогда вы тоже овладеете маленьким секретом) Тогда вы поймёте, почему вашим детям так легко и радостно общаться с нами, психологами/учителями, почему они с нами другие) И тогда ваша жизнь будет наполнена тем светом и добром, которое можно испытать только при общении с детьми, которое греет и заставляет идти вперёд, не смотря ни на что, освещая каждый день новыми красками. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|