Уважение в отношениях. Личностные границы.

Нередко во взаимоотношениях встает вопрос - "Почему он (она) позволяет ей (ему) плохое обращение? Неужели у него (нее) совсем нет самоуважения?" Вопрос о том, что это значит и как развить в себе самоуважение возникает в терапии и в обычной жизни довольно часто. Самоуважение может проявляться не только во взаимоотношениях, но и в сфере работы, и в повседневной жизни.

Отсутствие самоуважения можно в самом общем виде описать так: я пренебрегаю собой в интересах другого. Скорее всего, в жизни ребенка возникали такие события, в результате которых он своил это правило и теперь применяет его в жизни.

Пример. 

Взрослая женщина обращается с вопросом о трудностях в отношениях. В результате работы выясняется, что по каким-то, не понятным ей самой причинам, она чувствует, что больше заинтересована в развитии этих отношений, нежели ее партнер. В беседе выясняется, что несмотря на то, что вместе пара достаточно давно, партнер не считает нужным объяснять ей свое отсутствие на несколько дней и позволяет себе выражения, которые она считает непримелемыми. Возникает вопрос - что держит ее в отношениях. Однако дальнейшее общение с ней приводит к тому, что в целом такое поведение партнера для нее нормально, самым важным же она считает физическую верность и то, что несмотря ни на что, они уже давно вместе. Это можно перевести следующим образом: "Неважно КАК со мной обращаются, главное, что я не одна". Ценность самих отношений важнее их качества, удовольствие от процесса взаимодействия с партнером, от близости становится несущественным. 

Почему так происходит?

Рассмотрим развитие процесса на примере нашей клиентки. В детстве для ее семьи нормальной была ситуация, в которой она была "разменной монетой" для своих родителей. Потребности ребенка обеспечивались только функциональным образом - определить в школу, в детский сад, обеспечить минимальным питанием и одеждой, при этом ни о какой эмоциональной связи речи быть не могло. У клиентки была проходная комната в квартире, в которую в любой момент мог зайти отец. Клиентка, будучи ребенком, не всегда могла найти себе еду в доме и возможность спокойно делать уроки, так как вынуждена была становиться участником конфликтов родителей. За счет скопления большого количества факторов, разрушающих базовое спокойствие, необходимое для дома, клиентка находила другие возможности для реализации своих потребностей. Она начала общаться с большим количеством людей, вступала в различные организации и общины, в ее психике сформировалась стойкая установка быть успешной, чтобы суметь выбраться из гнетущей атмосферы и свободной от родительских влияний, и это ей удалось. Однако привычка жертвовать своими интересами ради другого осталась, что и стало проявляеться в актуальных отношениях. Нет опыта частной собственности, личной территории, опыта защищенности от агрессивных воздействий среды - с детства клиентка вынуждена была приспосабливаться к существующим условиям. 

Почему еще так происходит?

Одной из базовых потребностей человека является принадлежность к группе - к семье, к работе, друзьям, единомышленникам. Но то, как мы строим отношения, какие мы в них - эгоистичные, жертвенные, спасатели - закладывается из детства, как опыт. Если у человека нет опыта уважения в отношениях, то потребность остается, но удовлетворяется частично. То есть, то, что со мной кто-то есть является более важным, чем благополучие и совместность. Вопросы о том, "как ко мне относятся?", "что я в итоге получаю?", "чего на самом деле хочу?" не являются приоритетом. Это очень характерно именно для российской действительности, в которой после военного времени выбирать с кем быть не приходилось (кому интересно, можно прочитать великолепную статью Людмилы Петрановской о травмах поколений http://www.soznatelno.ru/otnosheniya/travmy-pokoleniiy.html).

Что можно делать взрослому?

В первую очередь, нужно понимать, что если вы начали замечать, что вам становится неудобно, отношения все меньше и меньше нравятся, то это уже замечательно - вы начинаете осознавать свои потребности, что-то в вашей жизни сильно изменилось. Можно разрешить себе больше не страдать, прямо так и решить: "Я уже пострадал(а), теперь можно попробовать и по-другому". Это, конечно же, не панацея и для изменений требуется гораздо больше усилий. За то время, что вы живете, вы привыкли поступать определенным образом, у вас сформировались интересы, круг общения относительно того, что уже есть, и ломать это не стоит. Можно окружать себя людьми, которые будут приятны вам, общаться с ними и просить именно ту поддержку, которая вам нужна в данный момент. Впечатляться, обращать внимание на то хорошее, что есть у вас. Полезно обращать внимание - в какой конкретно момент вы начинаете чувствовать потерю энергии, несправедливое обращение, на что именно реагируете. 

Что можно делать в отношении ребенка?

Интересоваться его мнением, учиться договариваться. Очевидно, что взрослый умнее и опыта у него больше, но какой в этом толк, если за всем этим стоит пренебрежение? Можно стараться видеть в своем ребенке личность, которая нуждается в том, чтобы свободно выражать свои мысли и чувства, выбирать (пусть даже это касается выбора игрушки или одежды на улицу). Вы можете начать беседу с того, что "Слушай, я понимаю, что ты хочешь именно эту игрушку, но мне она кажется слишком дорогой. Как думаешь, может мы сможем выбрать что-нибудь еще? Я помню, ты давно хотел трансформера". 

Уважение и самоуважение тема достаточно глубокая, но на мой взгляд, она стоит того, чтобы ее обсуждать. 



Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Эмоциональная зрелость или "а теперь я могу и мне можно".
  • Можно ли "привязать" мужчину ребенком? Манипуляция и отношения
  • Можно ли "привязать" мужчину ребенком? Манипуляция и отношения
  • Зачем "копаться в прошлом" или как этого можно не делать
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Можно оставить в покое "внутреннего ребенка"?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • Доверять можно никому. Почему человек "закрытый"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Как можно "зарезать" словами и не только.
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Ещё раз об Упражнении "Колесо Жизни". Из опыта работы.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Женщина, которая была "замужем" за своим прошлым
  • "Я хочу, чтобы ты была девственницей!"
  • Отношения с едой: качели от ежовых рукавиц до "можно все"
  • Баланс "можно" и "нельзя"
  • Можно ли до конца "отгоревать" потерю?
  • "А можно всех посмотреть?" или как выбрать карьерного консультанта?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь