|
Родитель внутри меняАвтор статьи: Злата Михайловна Захарова
Согласно теории Эрика Берна, с самого рождения каждый из нас принял в свою психику внешние фигуры, которые являются/являлись для нас авторитетами (наше старшее окружение). В первую очередь это: -родители (отец, мать); -прародители (бабушки/прабабушки, дедушки/прадедушки); -дяди и тёти; -воспитатели/учителя/тренеры; -яркие авторитетные образы из сказок/фильмов или мультфильмов; -авторитарные фигуры вождей и кумиров, а также другие важные личности в жизни ребёнка, имевшие влияние на него. Все эти фигуры оставляют отпечаток в душе ребёнка и запечатлеются в его психике. Итак, составляющая психики сформированная из внешнего влияния-это Эго-состояние -Родитель. «КОГДА Я ОЦЕНИВАЮ-Я РОДИТЕЛЬ». I. Описание.—-> Внешняя авторитарная реальность детских лет отпечатанная в психике человека. Чужие ценности и нормы впитанные под давлением или из любви к родительским фигурам. Р. стремится доминировать и подавлять другие состояния. Считает что всё знает и Немет в себе мудрость поколений (даже если это и не так). Этика. Стереотипы социального поведения. II. Функции...—-> Близость. Воспитание и забота. Контроль и опека. Защита. Рост и развитие ребёнка. Сбережение опыта предыдущих поколений; хранение этических норм и моральных ценностей; хранение традиций. Следование правилам. Границы. Кормит. Оберегает. III. Основное отличие...—-> Выражается в проявлении родительских инстинктов. IV. Физические, мимические и пантомимические признаки: мимика/жесты...Типичные проявления накапливаются в семьях и передаются «по наследству».——->..... поджатые губы, сдвинутые брови, тон голоса назидательный/поучающий/ надменный/сочувствующий, заботливый/обвиняющий/покровительственный, похлопывание по спине, нахмуренный лоб, качание головой, указывающий перст указательного пальца, сложенные на груди руки, взгляд сверху вниз, голова откинута, поглаживание другого по голове, закинутая нога на ногу, стук по столу, заламывание кистей рук. V. Слова/звуки/словесные обороты;выражения/фразы. Использует любые слова оценки, назидания, повеления, указания, категоричные суждения. Для Р. типичны приказы и Советы. Использования в речи пословиц и поговорок.——->>> Надо; должен; обязан; следует; «прицокивание»:ццццц; ну-ну; Я лучше знаю, что надо сделать; я же говорил/а; хватит; всегда; никогда; итак, «мне/тебе нельзя», «я/ты должен», «я/ты обязан»так принято; я знаю что говорю, я вам помогу; прекрати это; я сказал/а; делай так-то...; ни за что на свете; я бы на твоём месте; не задавай лишних вопросов; следует поступать так-то...; лучше сделать так. Оценка: капризный, нелепый, умный, несносный, способный, молодец, капризный, неуправляемый, отвратительный, непослушный, хорошо/плохо, плохой, хороший. VI. Запреты (начинается со слов «Не ...нельзя....»). Передаются ребёнку, в основном, невербально, реже, вербально-открыто. ...——>
VII. Разрешения (начинается со слов «Хорошо....» «ты можешь....»). Передаются ребёнку, в основном, невербально, реже, вербально-открыто. 1.Бери 2.Раздавай 3.Живи 4.Проси 5.Люби и будь любимым 6.Получай удовольствие 7.Мир так прекрасен 8.Радуйся 9.Будь счастливым 10.Чувствуй 11.Расти 12.Будь близким 13.Будь здоровым VIII. 1.Прямое влияние на личность. 2.Косвенные влияния на личность.—> 1.«Делай как я!». 2.«Делай не как я делаю, а как я велю делать!». IX. Родительские послания (драйверы). Эти сообщения проявляются в виде указаний для ребенка, что и как нужно делать и каким быть.—->
X. Положительное влияние —>
4.Покровительствует. XI. Отрицательное влияние—->
XII. Родитель Заботливый/Воспитывающий/ Позитивный/Поощряющий. «ПРЯНИК». Заботливый Р. верит в человека о котором заботится. «Давай, у тебя получится»...Негативное проявление-гиперопека. «Ты маленький/не опытный, я помогу тебе, я сделаю это лучше тебя или за тебя. Я лучше знаю, что тебе нужно». «Ты ещё ничего не понимаешь». —->
3.Проявляет любовь и заботу. 4.Поддерживает рост и развитие. 5.Стабилизирует/контенирует психоэмоциональное состояние ребёнка. 6.Даёт ресурсы. 7.Вдохновляет. 8.Хвалит. 9.Стимулирует развитие. 10.Обучает/даёт конструктивные знания о мире. 11.Создает ребёнку безопасность. 12.Усиливает потенциал ребёнка. 13.Остается рядом и позволяет ошибаться.
XIII. Родитель Критический/Контролирующий/. «КНУТ». Критикующий Родитель может проявляться позитивно или негативно. 1)Позитивно: -искренняя помощь и поддержка другим; -сохранение здоровья и благополучия. 2)Негативно: -игнорирует потребности и эмоции другого человека; -обесценивает успехи и способности. КР может направлять свою энергию как на поддержку, так и на критику своего внутреннего Ребенка.—->
3.Грозит. 4.Критикует. 5.Ограничивает. 6.Требует послушания и выполнения наставлений (даже в ущерб ребёнку). 7.Всегда прав только он один. 8.Назидает. 9.Приказывает. 10.Не считается с чувствами и желаниями ребёнка (главное, чтобы все было правильно). 11.Не критичен в чувственно-эмоциональном аспекте. 12.Гиперопекает. 13.Живет сам и требует от других жить по строго установленным правилам. 14.Стремиться все и везде контролировать. 15.Подавляет. 16.Манипулирует.
XIV. При блокировки/отсутствии Родительского эго-состояния в структуре личности—->Личность живет ориентируясь лишь на свои желания. (Антисоциальные личности. Представители власти.) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|