Родитель внутри меня

Согласно теории Эрика Берна, с самого рождения каждый из нас принял в свою психику внешние фигуры, которые являются/являлись для нас авторитетами (наше старшее окружение).

В первую очередь это:

-родители (отец, мать);

-прародители (бабушки/прабабушки, дедушки/прадедушки);

-дяди и тёти;

-воспитатели/учителя/тренеры;

-яркие авторитетные образы из сказок/фильмов или мультфильмов;

-авторитарные фигуры вождей и кумиров, а также другие важные личности в жизни ребёнка, имевшие влияние на него.

Все эти фигуры оставляют отпечаток в душе ребёнка и запечатлеются в его психике. Итак, составляющая психики сформированная из внешнего влияния-это Эго-состояние -Родитель.

«КОГДА Я ОЦЕНИВАЮ-Я РОДИТЕЛЬ».

I.

Описание.—->

Внешняя авторитарная реальность детских лет отпечатанная в психике человека. Чужие ценности и нормы впитанные под давлением или из любви к родительским фигурам. Р. стремится доминировать и подавлять другие состояния. Считает что всё знает и Немет в себе мудрость поколений (даже если это и не так). Этика. Стереотипы социального поведения.

II.

Функции...—->

Близость. Воспитание и забота. Контроль и опека. Защита. Рост и развитие ребёнка. Сбережение опыта предыдущих поколений; хранение этических норм и моральных ценностей; хранение традиций. Следование правилам. Границы. Кормит. Оберегает.

III.

Основное отличие...—->

Выражается в проявлении родительских инстинктов.

IV.

Физические, мимические и пантомимические признаки: мимика/жесты...Типичные проявления накапливаются в семьях и передаются «по наследству».——->.....

поджатые губы, сдвинутые брови, тон голоса назидательный/поучающий/ надменный/сочувствующий, заботливый/обвиняющий/покровительственный, похлопывание по спине, нахмуренный лоб, качание головой, указывающий перст указательного пальца, сложенные на груди руки, взгляд сверху вниз, голова откинута, поглаживание другого по голове, закинутая нога на ногу, стук по столу, заламывание кистей рук.

V.

Слова/звуки/словесные обороты;выражения/фразы. Использует любые слова оценки, назидания, повеления, указания, категоричные суждения. Для Р. типичны приказы и Советы. Использования в речи пословиц и поговорок.——->>>

Надо; должен; обязан; следует; «прицокивание»:ццццц; ну-ну; Я лучше знаю, что надо сделать; я же говорил/а; хватит; всегда; никогда; итак, «мне/тебе нельзя», «я/ты должен», «я/ты обязан»так принято; я знаю что говорю, я вам помогу; прекрати это; я сказал/а; делай так-то...; ни за что на свете; я бы на твоём месте; не задавай лишних вопросов; следует поступать так-то...; лучше сделать так. Оценка: капризный, нелепый, умный, несносный, способный, молодец, капризный, неуправляемый, отвратительный, непослушный, хорошо/плохо, плохой, хороший.

VI.

Запреты (начинается со слов «Не ...нельзя....»). Передаются ребёнку, в основном, невербально, реже, вербально-открыто. ...——>

  1. Не будь ребёнком
  2. Не будь близким
  • Не расти
  1. Не будь собой
  2. Не думай.
  3. Не живи/не будь(умри)
  4. Не чувствуй
  5. Не будь здоровым
  6. Не достигай успеха
  7. Не будь значимым
  8. Не принадлежи

VII.

Разрешения (начинается со слов «Хорошо....» «ты можешь....»). Передаются ребёнку, в основном, невербально, реже, вербально-открыто.

1.Бери

2.Раздавай

3.Живи

4.Проси

5.Люби и будь любимым

6.Получай удовольствие

7.Мир так прекрасен

8.Радуйся

9.Будь счастливым

10.Чувствуй

11.Расти

12.Будь близким

13.Будь здоровым

VIII.

1.Прямое влияние на личность. 2.Косвенные влияния на личность.—>

1.«Делай как я!».

2.«Делай не как я делаю, а как я велю делать!».

IX.

Родительские послания (драйверы). Эти сообщения проявляются в виде указаний для ребенка, что и как нужно делать и каким быть.—->

  1. Радуй других
  2. Будь совершенным
  3. Старайся/пытайся
  4. Будь сильным/не показывай чувств
  5. Спеши/Торопись

X.

Положительное влияние —>

  1. Позволяет быть эффективным в роле родителей своих детей.
  2. Уверенный поддерживающий Р. успокаивает человека.
  3. Р. имеет мнения и решения на все случаи жизни.

4.Покровительствует.

XI.

Отрицательное влияние—->

  1. Чрезмерно суров и строг к себе и окружающим.
  2. Новую информацию или ситуации воспринимает настороженно и критично.
  3. Имея множество возможностей, а они живут в старой реальности, со старыми устоями.
  4. Часто у людей, которые воспитывались очень пожилыми родителями или бабушками и дедушками, информация о мире в Родительском состоянии особо устарела. И личность испытывает много трудностей в общении с другими людьми и при адаптации в обществе.

XII.

Родитель Заботливый/Воспитывающий/ Позитивный/Поощряющий. «ПРЯНИК».

Заботливый Р. верит в человека о котором заботится. «Давай, у тебя получится»...Негативное проявление-гиперопека. «Ты маленький/не опытный, я помогу тебе, я сделаю это лучше тебя или за тебя. Я лучше знаю, что тебе нужно». «Ты ещё ничего не понимаешь». —->

  1. Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем».
  2. Поддержка, и союзник Внутреннего Ребенка.

3.Проявляет любовь и заботу. 4.Поддерживает рост и развитие. 5.Стабилизирует/контенирует психоэмоциональное состояние ребёнка.

6.Даёт ресурсы.

7.Вдохновляет.

8.Хвалит.

9.Стимулирует развитие.

10.Обучает/даёт конструктивные знания о мире.

11.Создает ребёнку безопасность. 12.Усиливает потенциал ребёнка. 13.Остается рядом и позволяет ошибаться.

  • Оказывает необходимую помощь и приучает справляться самому. 15. Даёт конструктивную критику. 16. Даёт позитивные поглаживания:хвалит, одобряет.
  • «Запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения. 18. Балует, потворствует.

XIII.

Родитель Критический/Контролирующий/. «КНУТ». Критикующий Родитель может проявляться позитивно или негативно. 1)Позитивно: -искренняя помощь и поддержка другим; -сохранение здоровья и благополучия. 2)Негативно: -игнорирует потребности и эмоции другого человека; -обесценивает успехи и способности.

КР может направлять свою энергию как на поддержку, так и на критику своего внутреннего Ребенка.—->

  1. Бестолочь, в кого ты такой?!» «Опять ты опоздал?!».
  2. Блокирует Внутреннего Ребенка человека, перекрывая доступ к радости, любви, наслаждению, спонтанности и самовыражению, настоящим желаниям и потребностям человека.

3.Грозит.

4.Критикует.

5.Ограничивает.

6.Требует послушания и выполнения наставлений (даже в ущерб ребёнку). 7.Всегда прав только он один. 8.Назидает.

9.Приказывает.

10.Не считается с чувствами и желаниями ребёнка (главное, чтобы все было правильно).

11.Не критичен в чувственно-эмоциональном аспекте. 12.Гиперопекает.

13.Живет сам и требует от других жить по строго установленным правилам. 14.Стремиться все и везде контролировать.

15.Подавляет.

16.Манипулирует.

  • Понижение значимости ребёнка и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут»). 18.Родитель одители всегда прав, и не может ошибаться.
  • «Не опаздывай».

XIV.

При блокировки/отсутствии Родительского эго-состояния в структуре личности—->Личность живет ориентируясь лишь на свои желания. (Антисоциальные личности. Представители власти.)



Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Установка 3. "Не будь ребенком, не будь маленьким!"
  • Женские родовые программы и сценарии: не будь пешкой, будь творцом
  • Не будь собственником и не будь ничьей собственностью
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Почему мотивация "Будь сильным!" может не работать?
  • Будь сильной или не будь вообще
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • «Не будь таким, какой ты есть! Будь таким, как я хочу!» Нарциссическая травма.
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Установка 5. "Не делай успехов!", "Не будь успешным!"
  • Освободи мужчину от обязанности делать тебя счастливаой. Просто будь счастливой
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Глава 3 "МОЙ ВНУТРЕННИЙ РОДИТЕЛЬ - критикующий и заботливый"
  • Будь проще и люди к тебе потянутся!
  • Современный родитель: как уменьшить негативное влияние на ребенка от просмотра тв?
  • Только не будь в унынии и страхе, когда бывший муж решил забрать ребенка
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не живи" (Не будь)
  • Немотивированный клиент? Будь попроще и люди к тебе потянуться
  • Будь собой, остальные места заняты (об уникальности личности)
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Когда родитель решает проблемы за счёт ребёнка...
  • «Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив» Софокл (о рейтинге на сайте)
  • Чувство "Меры" || Интуиция в помощь! (будь в Мере)
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • "Будь собой!": комплексная расшифровка фразы
  • Родительские послания: Будь как все! Не выделяйся!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь