|
Работа с травмой и последствиями насилия в ЭОТАвтор статьи: Линде Николай Дмитриевич
Линде Н.Д. Возвращение «подарка» (или возвращение зла)
К разряду весьма продвинутых приемов ЭОТ относится метод возвращения «подарка» или «возвращения зла». Он позволяет удачно разрешать ряд конфликтных ситуаций. Но главное его предназначение – помочь избавиться от последствий тяжелой травмы, произошедшей в результате агрессии другого человека. Имеется в виду изнасилование, избиение и другое чрезвычайно травматическое воздействие. Этот метод предназначен для избавления клиента от «застрявших» в его психике травматических переживаний. Для пояснения этого приема рассказывается притча про Будду. Однажды Будда сидел под своим любимым деревом бодхи. К нему пришел его идеологический противник, начал его критиковать и, прямо скажем, “поливать грязью”. Будда спокойно слушал критику в течение нескольких часов. Когда оппонент уже устал и закончил свою ругань, Будда спросил: - Скажи, когда ты идешь к кому-то на праздник, и купил этому человеку подарок, кому принадлежит подарок?.. - Ну, наверное, пока что мне, - ответил тот. - А когда ты пришел и вручил этот подарок, то кому он теперь принадлежит? - Ну, конечно, тому, кому я его подарил. - А если этот человек не принял твой подарок и вернул его тебе обратно? - Ну в этом случае он снова принадлежит мне. - Так вот я не принимаю твоих слов. Но этот прием предназначен не для избавления от критики или обид, а для более серьезных случаев. Наше предложение клиенту состоит в том, чтобы представить образ этих отрицательных воздействий, которые он, когда-то принял, а теперь испытывает постоянно, и вежливо, но настойчиво вернуть этот “подарок” тому, кто его “подарил”. Конечно, терапевт должен убедиться, что это воздействие было несправедливо и даже жестоко, потому что в противном случае он рискует потакать клиенту в иллюзорных обидах. Для этого достаточно попросить клиента привести пример как с ним поступили. И если он не в состоянии этого сделать, то может быть, он скорее проецирует на других свои собственные агрессивные импульсы. Этот прием работает очень эффективно даже в случаях, когда клиент уверен, что не сможет выдержать агрессию противоположной стороны (насильников, родителей, свекрови, начальства и т. д.). Пример. Гном в красной шляпе После одного из медитативных упражнений, вызвавшего у большинства участников мастер-класса исключительно положительные чувства, к моему удивлению, одна из студенток пожаловалась на ужасное психосоматическое состояние. У нее возникло сильное сердцебиение, ей было трудно дышать и ее как-то всю «трясло», она готова была потерять сознание. Я предложил ей выйти на «горячий стул». Образ ужасного состояния был парадоксально безобидным: это был какой-то гном с бородой и в красной шляпе. Однако, по ее субъективному восприятию этот гном был злобным и хотел унизить и издеваться над ней. Он явно считал, что она ни как не сможет его победить. Зная словарь образов, я легко догадался об истинном смысле ее переживаний и напрямую спросил, не подвергалась ли она изнасилованию. Многие студенты удивились такой догадке, но по моему опыту, гном в шляпе является фаллическим символом, а в сочетании с его злобностью, стремлением унижать и тяжелым состоянием студентки решение было только одно… И я спросил, не подвергалась ли она изнасилованию. Она подтвердила, что когда ей было 12 лет, группа пьяных молодых парней поймала ее и еще нескольких девочек, загнала в овраг, и принудила их заниматься с ними оральным сексом. Она никому об этом не рассказывала, но тяжелые переживания преследовали ее до сих пор. Главное, что она ощущала - сильнейшее чувство унижения. Я предложил ей представить себя достаточно сильной и сделать с этими парнями то, что ей бы хотелось. Она категорически отказалась от этого варианта, считая, что она не хочет причинять никому зло. Тогда я сказал, что это зло все равно ходит вместе с ней, что главная цель насильника - восторжествовать над жертвой, унизить ее. Поэтому я предложил ей перестать держать это зло в себе, поскольку она не несет ответственности за происхождение этого зла. Она сомневалась. Я объяснил, что это зло порождено этими парнями, а если она продолжает носить его с собой, точнее в себе, то, следовательно, она способствует выполнению плана этих негодяев, становится их сообщницей. Я предложил ей мысленно вернуть им все то зло, которое они ей причинили, не больше, но и не меньше. Для этого необходимо было обнаружить это зло в своем теле и, выпустив оттуда, вежливо передать им, упаковав например в коробочку с бантиком. Такое предложение было ей принято и, сосредоточившись, она несколько минут выполняла задание, пока не подтвердила, что чувствует, что все им вернула. При этом почти все негативные психосоматические симптомы исчезли: прошло сердцебиение, полуобморочное состояние, дрожь в руках, выровнялось дыхание и т.д. Она сказала, что в ее груди почему-то возник образ тарелки с голубыми цветочками по ободу. Она раньше была разбита, а теперь снова целая, но трещина еще есть. Я сказал, что это означает, что она все-таки не все вернула и надо продолжать работу. Она признала, что не все вернула, опять сосредоточилась, вернула по ее словам совсем все, после чего «тарелка» стала совсем целой, а не только по ободку, но уже в центре ее, возник образ крупного синего цветка. Теперь девушка улыбалась. Я проинтерпретировал это так, что тарелка символизирует ее душу. Акт изнасилования разбивает душу, а возвращение зла обратно его источнику восстанавливает ее целостность. Она затратила много сил на работу, и вернулась в общий круг. Дальнейшая работа в мастер-классе протекала своим чередом, но терапевтический процесс в ее душе все еще продолжался. В конце занятий она сказала, что теперь ее «тарелка», стала золотой, засияла и улыбается. Она добавила, что все ее тело как будто смазано какой-то целебной мазью, создающей слегка ментоловое и очень приятное ощущение, как вьетнамская мазь «звездочка». Она сказала, что ей очень хорошо. На последующих занятиях, она подтвердила, что эта проблема теперь решена, самочувствие улучшилось, а также она перестала заглядывать под кровать перед сном, проверяя, нет ли там кого-то, и перестала чувствовать непонятный страх перед мужем.
Пример . Жестокая бабушка. Вика (девушка примерно 23-х лет, работающая хирургической медсестрой) пожаловалась, что у нее наблюдаются неприятные симптомы в сердце. Как будто сердце слабо качает кровь, что-то мешает крови проходить через сердце, а также через подключичную артерию. С первого класса у нее болело сердце, но врачи не находили никакой физической причины для боли. Последние годы боли как таковые не наблюдались, однако, оставались указанные выше симптомы. Лицо ее было очень напряженным, и в глазах читалась депрессивность и ожидание чего-то неприятного от других людей, как будто она знала, что они не заслуживают доверия. Она уже знала что-то про мой метод и пыталась представить ту помеху, которая не давала крови свободно протекать, это был, как ей казалось, какой-то зеленоватый обмылок. Но она не понимала, что он означает, и не знала, что с ним можно сделать. Я тоже не знал, что может означать такой образ, ранее я никогда не встречался ни с чем подобным. Но первые пробы показали, что, как ни парадоксально, увеличение объема мыла ведет к облегчению самочувствия, а уменьшение – наоборот, к ухудшению состояния. Некоторые ее реакции вызывали подозрение в скрытых суицидальных мыслях. Я решил узнать что-нибудь о ее детстве, и спросил об отношении к ней родителей. К моему удивлению, она сказала, что родители просто обожали ее, она была единственным ребенком и пользовалась их безусловной любовью. Отец, например, готов был ей скупить все игрушки в киоске, если она этого хотела. Тогда я спросил, а что же произошло, в семь лет?.. - В семь лет мы переехали жить к бабушке, матери отца. - Ну и что же? - Тут мое счастье кончилось... - А что же делала бабушка? - Она не любила мою маму, да и меня тоже. Например, когда мама лежала в больнице на операции, она мне сказала: «Не волнуйся Вика, вот твоя мама умрет, мы сделаем ремонт в ее комнате. Будем жить хорошо, свободно». Я была в такой ярости, что схватила раскаленную сковородку, дело было на кухне, и замахнулась на бабушку, тут она испугалась, такая жалкая стала... Я не ударила, но мне всегда хотелось отмыться от этого и от бабушкиных слов. Она постоянно говорила гадости, от нее просто исходила злость. - Ну и ну... - Однажды я пошла после уроков в школу на праздник. Она позвонила моей маме на работу и сказала ей, что из школы сообщили, что Вику порезали ножами хулиганы, и она лежит вся в крови. Мама на работе упала без сознания, и у нее случился микроинсульт, она потом лежала в больнице. Она позвонила папе, и то же самое сказала ему, своему сыну. Папа побежал в школу, а я иду ему навстречу вниз по лестнице, а он меня увидел – и упал. А я думаю: «Почему это мой папа упал?!» Сейчас мы отдельно от нее живем, а папа с ней остался. - Нет слов... (Я задумался над тем как помочь Вике, повисла пауза...) Я думаю, что твоя бабушка причинила тебе много зла, и ты до сих пор носишь это зло в себе, в своем теле. Я прошу тебя найти то место, где в твоем теле, где находится это зло, и, может быть, найти образ этого зла. А потом отдать все это зло своей бабушке, оно создано ей и принадлежит ей. Следует отдать его вежливо, дескать «мне оно больше не нужно, оно принадлежит тебе», можно даже с благодарностью. - (Вика задумалась, но не надолго). Это конечно, в сердце, а похоже оно на каменное сердце. Да, оно мне ни к чему. Я вижу бабушку, она сидит, волосы распущены, как Кащей какой-то. Я поставила перед ней это каменное сердце на серебряной тарелочке, оно теперь ее. - Она взяла? Как ты видишь? - Нет. Но меня это больше не интересует, это теперь – ее. Лицо Вики мгновенно посветлело, глаза заблестели, на губах засветилась добрая улыбка. - Как ты себя чувствуешь? - (Положив руку на сердце). Как мне хорошо стало! Я чувствую, как сердце свободно качает кровь. И в подключичной артерии наступает освобождение, все лучше и лучше... совсем свободно... - А что сейчас происходит с обмылком? - Он восстановился, это просто целый кусок зеленого душистого мыла. Им уже пользовались, но он еще вполне пригоден. - Я предлагаю тебе еще поработать с мылом. Разреши ему полностью восстановиться. Ведь теперь нет необходимости его тратить? - Да, действительно. Но пусть будет на всякий случай. Я вижу, что он полностью стал целым и даже в целлофановой упаковке, очень душистый, от него идет свежесть. Я положу его между чистым бельем, чтобы он давал приятный запах. - Как ты себя чувствуешь? - Теперь, совсем хорошо! - Посиди еще на этом стуле, чтобы укрепить полученное состояние. - Я могу уже пересесть на свое место, оно никуда не уйдет. (Пересаживается.) В этот момент я почувствовал, что помещение, в котором группа занималась полдня, вдруг наполнилась запахом свежести и озона... Участники группы также подтвердили этот поразительный факт. В свете того, что происходило на сеансе, стал понятен истинный смысл образа мыла. Он символизировал чистоту, невинность и стремление отмыться от тех чувств, которые порождала в ней собственная бабушка. Комментарий. Этот метод требует наличия у терапевта очень точно выверенного чувства справедливости. Люди склонны обвинять других в своих несчастьях и выдумывать зло, которое было им причинено, а реально ничего подобного не было, либо ущерб был ничтожен и не носил характера злонамеренного действия. Так люди могут заняться психологическим возмездием, отсылая другим не зло им причиненное, а свою собственную подозрительность и злобу. Они могут преумножать воображаемый ущерб и проецировать на других свои собственные страсти. Получается как в той знаменитой фразе: «Око за око, зуб за зуб. В результате все ходят беззубые и безглазые». Наш метод не поддерживает идеи мести, наоборот мы склонны к философии прощения и примирения. Но задача этого приема состоит в том, чтобы клиент перестал отождествляться с нанесенной ему тяжкой травмой, чтобы он смог освободиться от наносящих ему вред переживаний прошлого, признал, кто же реально несет ответственность за содеянное, и отказался принимать и хранить разрушительную энергию в своем теле, вредить и дальше самому себе. Поэтому данный прием предназначен для работы со случаями тяжелой травмы, когда ситуация не вызывает моральных сомнений и терапевт уверен, что своими предложениями не нарушает общепринятого чувства справедливости. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|