|
Солист, или зачем человеку психотерапия (из цикла «Анамнезы»)Автор статьи: Шевцов Алексей Владимирович
На приеме – молодой человек со сложным переломом ноги. Он измучен сомнениями, болью и тревогой. Он – из балета. Ему нужно – как можно быстрее назад, на сцену. Именно поиск любых возможностей для быстрого восстановления привел его в кабинет психотерапевта. Все остальные специалисты в такой ситуации давно «умыли руки» - мы сделали все, что от нас зависит, идите к «волшебникам» - с иронией направил его травматолог, не очень-то веря в результат. «Надеюсь, хуже не сделаете!» - со смехом сказал лечащий врач, вручая худосочную историю болезни и кипу снимков.
По прогнозам, пациенту предстояло проходить в гипсе около 6 месяцев. Еще столько же на восстановление базовых функций. И еще столько же (минимум) – восстановление до уровня сцены. Пациент всего 4 месяца назад принял приглашение в Большой театр. И карьера стояла под большим вопросом.
В такой ситуации количество эффективных подходов резко сужается. Нам осталась символдрама с ее образным и ресурсным подходом, а также анализ с точки зрения позитивной психотерапии. На мой взгляд, они сработали на все сто. Он занимался с огромной самоотдачей. Особенно после осознания основных причин травмы.
Это была боязнь конкуренции. Причем, вполне объективная.
Он справился. Через год он вернулся на сцену. Травматологи и хирурги в один голос согласились, что такой исход - большая редкость и ему сильно повезло. Еще через полгода он стал Солистом Большого театра. Мы продолжали амбулаторные занятия, так как ему стало интересно. И наш арсенал значительно расширился… Очень пригодился транзактный анализ с его подходом с точки зрения сценарного поведения. Предписание «Не будь значим» очень мешало http://www.psyoffice.ru/article/53507/. Гештальт помог с осознаваниями эмоций и «любимых граблей».
Еще через некоторое время он пришел прощаться – подоспел зарубежный контракт. Его слова запомнились мне надолго.
- Видите ли, доктор, - сказал он мне, - я давно был в курсе, что у всех солистов Большого театра есть личные психотерапевты. Но раньше я думал, что это просто показатель статуса. Стал солистом, разбогател, посолиднел – бери психотерапевта, положено! Теперь я понял, что последовательность обратная. Если хочешь стать Солистом – бери психотерапевта. Если не хочешь – твое право остаться в кордебалете.
Пояснения Того, Кто Видит По-Другому. В России очень распространено отношение к психотерапии очень отличающееся от, например, европейского. У нас считается, что к психотерапевту нужно обращаться в самом крайнем случае – а именно, когда жареный петух в одно место клюнет. У них в норме обращение для профилактики, поддержки и развития. Именно этим объясняется грандиозное отличие в десятки (если не сотни) раз в количестве обращающихся за услугами психологов и психотерапевтов в России и Европе.
К сожалению. В моей практике имеется до сих пор единственный случай обращения за профилактикой и развитием. Это была женщина, которая вернулась в страну после 5-летнего проживания в США. Чуть более года, пока она жила в Москве, мы работали именно в этом направлении. Все остальные случаи – только после «жареного петуха». Да, весьма многим становится интересно, и тогда запрос ко мне меняется. И тогда – горизонты раздвигаются! Дорогие читатели, я очень надеюсь, что среди вас есть будущие Солисты. Психотерапия – это инструмент. Сумейте им воспользоваться! Подходящее хайку, на мой взгляд, такое:
Серебристый след самолета. Пустое глубокое небо. Кто-то в пути.
Врач-психотерапевт, кмн Шевцов А.В. http://www.docshevtsov.ru/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|