Арт-терапия и эриксоновский подход при аэрофобии

Случай из практики.

Мама привела дочку 7 лет с запросом на страх во время полета.

Назовем девочку Алиса)

Уже как год полеты на самолетах сопровождаются паническими атаками,а летают они довольно часто ,так как заграницей имеется дом ,бизнес и старший брат учится в Лондоне.Полет занимает 10-15 часов.Алиса очень любит ходить в Диснейлэнд и путешествовать ,но страх в последнее время лишает ее такой возможности ,так как каждый перелет эмоционально истощает организм и нарастает неуверенность в себе,она смотрит на других детей,которые легко переносят полет и винит себя за свой страх и неспособность с ним справиться.

Первая сессия

Прошу нарисовать самолет и себя в нем.Алиса неуверенно берет карандаш и появляются первые очертания самолета,дорисовав показывает мне и мы начинаем обсуждение)

Алиса : Вот,я нарисовала.Это я в самолете и я очень боюсь.

Я : Чего  ты боишься ?

Алиса : Что он упадет и разобьется.Я видела по новостям как самолет разбился.

Я : Да,такое действительно бывает и это немного  похоже  на аварии которые мы видим на дорогах.Как ты считаешь?

Алиса : Да.... но на машине я не боюсь ездить,потому что я на земле ,а самолет высоко в небе и мне страшно.

Я : На сколько  ты чувствуешь свой страх от 1 до 10?

Алиса : 10 

Я : Посмотри пожалуйста на свой рисунок . Что тебе хочется добавить ,чтобы тебе было не страшно ?

Алиса задумалась и через некоторое время начинает рисовать.Завершив,мы начинаем обсуждение.Алиса изменила самолет , дорисовав нижний этаж, получился двухэтажный самолет) Алиса с улыбкой смотрит на свой рисунок и очень довольна)

Я : Расскажи мне пожалуйста,про свой самолет)

Алиса : Это двухэтажный ,очень прочный самолет ,на нем очень весело,есть разные игры и вкусности) Этот самолет очень-очень прочный.

Я : Скажи пожалуйста ,на сколько ты сейчас чувствушь свой страх?

Алиса : на 5 (улыбается)

К сожалению или к радости не могу показать вам рисунок, так как Алиса забрала его домой) На этой нотке мы закончили первую встречу.

Вторая сессия

В этой встрече Алиса устроившись на диване ,слушала сказку о Кирюше,который боялся летать.Терапевтическая сказка найдена на прекрасном сайте  http://maminiskazki.ru/."Первый полёт Кирюши" - автор Мария Шкурина.

Первый полёт Кирюши

Жил-был мальчик, звали его Кирюша. Жил он с мамой и папой в большом городе. А в другом большом городе на берегу моря жила Кирюшина бабушкаКаждое лето мальчик с мамой ездили к бабушке в гости. Обычно ездили они на поезде, и Кирюша очень любил эти поездки: любил смотреть в окно и засыпать под стук колёс поезда.

В тот год, когда произошла эта история, мама сказала Кирюше, что они полетят к бабушке на самолёте.

— Почему на самолёте? – спросил мальчик. Раньше он никогда не летал на самолётах, и поэтому немного волновался.

— На поезде очень долго ехать, а у меня в этом году совсем короткий отпуск, — объяснила мама.

Чем ближе приближался день полёта, тем больше волновался Кирюша. Он смотрел на птиц в небе и всё думал о том, как же это такая огромная железная машина, как самолёт, может летать в небе как птица. И вот наконец-то настал тот самый день. Папа отвёз маму с Кирюшей в аэропорт, помог им сдать чемоданы в багаж, зарегистрироваться на рейс. Потом он обнял Кирюшу и сказал:

— Как же я завидую тебе, ковбой! Я бы тоже хотел полететь куда-нибудь на самолёте!

А Кирюша прижался к папиной щеке и подумал о том, что это он завидует папе. Он уже совсем никуда не хотел лететь, в животе что-то ёкало, сердце стучало. Но он, как настоящий ковбой, не хотел об этом никому говорить.

— Волнуешься? – спросил его папа, отстраняясь.

— Нет, — покачала головой мальчик.

— А я вот волновался, когда в первый раз летел на самолёте, — признался папа. – Все волнуются. Мы ведь привыкли ходить по земле, а не летать — вот и волнуемся.

Скоро уже Кирюша с мамой сидели на своих местах в самолёте. Кирюшино место было около иллюминатора, так называется окно в самолёте. Мальчик смотрел на улицу на рабочих, суетящихся с багажом, на автобусы, которые везли людей к самолётам или к зданию аэропорта.

Самолёт выехал на взлётную полосу и начал набирать скорость. Мама взяла кирюшину руку в свою. Самолёт набрал скорость и поднялся в небо.

— Ну, вот и взлетели! Через два часа будем у бабушки, — улыбнулась мама. – Можно я немного посплю? Я ночью чемоданы собирала.

— Конечно, мамочка, — кивнул мальчик.

Мама заснула, а мальчик всё смотрел и смотрел на отдаляющуюся землю. Волнение, которое он испытывал перед полётом, всё ещё не прошло.

— Привет! – вдруг услышал Кирюша тоненький весёлый голосок.

Мальчик оглянулся и увидел перед собой маленького человечка, одето в синий костюмчик и фуражку, как у лётчика. Человечек сидел на спинке кресла, болтал ножками и улыбался.  Фуражка немного съехала набок, и из-под неё выбивались непослушные светлые кучерявые волосы.

— Ты кто? – спросил Кирюша, разевая рот  в изумлении.

— Я – Веня, самолётный, — улыбнулся человечек своей широкой улыбкой. Про такую говорят «рот до ушей».

— Что значит самолётный?

— Ну, в домах живут домовые, а в самолётах – самолётные. У каждого самолёта свой самолётный. Мы следим за тем, чтобы всё в самолёте работало исправно: двигатель, пропеллеры, все кнопочки и рычажки на панели управления в кабине у пилота.

— Значит, ты знаешь всё о самолётах? – Кирюша выжидающе посмотрел на самолётного человечка.

— Ну, я знаю всё про наш самолёт, — кивнул Веня. – Правда, он замечательный?

— Ну, он красивый, — согласился мальчик. – И такой огромный! Тяжёлый! Я никак не могу понять, как он может летать по воздуху, как птица.

— За это мы должны поблагодарить учёных-конструкторов, которые придумали наш самолёт. Они продумали до мельчайших деталей всё, чтобы ты, твоя мама и другие пассажиры могли спокойно, ничего не боясь лететь в путешествие на нашем самолёте.  У самолёта крылья и хвост специальной формы, а внутри механизм. Хочешь, покажу?

Кирюша кивнул. Не успел он оглянуться, как стал такого же роста, как и самолётный Веня. Человечек хлопнул три раза в ладоши, и они оказались около огромного работающего механизма, который издавал очень громкий шум.

— Это Двигатель, — объяснил Веня. – Он самый главный в нашем самолёте. Он грозно рычит, но мы с ним большие друзья. Перед каждым взлётом он разрешает мне проверять его. Я слежу, чтобы он исправно работал, не болел. Двигатель кушает специальное самолётное топливо, как машина бензин.

— А зачем Двигатель работает? – спросил Кирюша.

— Двигатель работает, чтобы заставить крутиться лопасти, которые находятся на крыльях самолёта. Лопасти крутятся, и самолёт развивает скорость. Когда скорость большая, воздух как бы твердеет, и не даёт самолёту упасть.

— Ух, ты! – воскликнул Кирюша.

— А ты, небось, переживал, как это самолёт не падает? – подмигнул самолётный.

— Ну, было немножко, — признался Кирюша, и ему сразу стало легче. – А откуда самолёт знает, куда лететь?

— Сейчас покажу.

Веня три раза хлопнул в ладоши, и они оказались в кабине у пилотов. Пилотов было два – капитан корабля и его помощник. В кабине была панель управления с множеством кнопочек, рычажков, циферблатов  и лампочек.

— У самолёта, как бы есть память, куда записано, как ему лететь, — начал свой рассказ Веня. – Но пилоты следят, чтобы самолёт не сбивался с курса, чтобы не снижался, или не поднимался выше, чем следует. Для этого у пилотов есть штурвал, как руль у машины. Только он не круглый. Видишь, вот эти два рычага, соединённые вместе и есть штурвал.

Кирюша кивнул.

— А ещё здесь есть педали, они тоже помогают пилотам управлять самолётом.

— И ты тоже следишь, чтобы всё это работало? – спросил Кирюша.

— Конечно, я обязательно всё проверяю перед каждым полётом, — кивнул самолётный Веня. – Это моя работа, и я её очень люблю. Так что можешь не переживать – наш самолёт в полном порядке!

— Какой же ты молодец! – воскликнул мальчик.

Вскоре Кирюша был на своём месте возле иллюминатора.

— Спасибо тебе большое, Веня! Теперь я больше не переживаю, — поблагодарил он самолётного. – Когда мама проснётся, я обязательно расскажу ей всё, что узнал про самолёт. И знаешь, я решил – когда я вырасту, то обязательно стану пилотом.

— Молодец! – похвалил Веня Кирюша. – Это работа не простая, надо много учиться и обязательно любить самолёты и небо. Но у тебя всё получится, если ты будешь этого очень хотеть.

— А мы с тобой ещё встретимся? – спросил Кирюша Веню.

— Конечно, ты ведь полетишь обратно домой!

— Я буду с нетерпением ждать встречи! – воскликнул мальчик.

Тут Кирюша услышал, что мама просыпается. Он посмотрел на не, потом перевёл глаза на то место, где до этого сидел Веня, но человечек исчез.

Мама проснулась, пилот объявил, что самолёт готовится совершить посадку. А это значило, что уже совсем скоро Кирюша обнимет свою любимую бабушку. Как хорошо, что они всё-таки решили полететь на отдых на самолёте!

Прошу нарисовать Кирюшу  и Венечку) 

 

Третья сессия

На третьей сессии мы создавали сказку , с помощью ассоциативных карт и много говорили о чувствах, которые она испытывает во время полета.Мы входили в состояние расслабленности (транса) и Алиса представляляла ,что она сейчас в самолете ,затем мы искали в ее воображении на что же еще похож перелет,турбулентность  и тд .С  удивлением для себя Алиса сказала ,что перелет очень похож на аттракционы ,которые она очень любит и не боится.Мы много визулизировали , не забывали про шкалу измерения нашего страха )

Четвертая сессия

Я попросила Алису закрыть  глаза,сделать глубокий вдох и рассказала  историю про птичку ,которая не умела летать и очень боялась высоты)В данной сессии использовался эриксоновский гипноз с трансформационными  и терапевтическими метафорами.

По истечении 4 сессии была отмечена положительная динамика.Алиса отмечала страх по своей шкале на  3-4 балла .Через 5 месяцев был осуществлен перелет Алматы - Астана ,Алматы - Лондон .Полет прошел спокойно и даже весело,с ее слов она представляла что самолет- это атракцион и где-то есть Веня, который следит за исправностью самолета)

Я буду рада ,если данная публикация поможет моим коллегам  в терапии аэрофобии.

 

 

 

 

 



Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Знакомьтесь! Алиса, это пудинг! Пудинг, это Алиса! (с)
  • История про Самолёт, который боялся летать
  • Как Алиса узнала три волшебных слова «Прости», «Пожалуйста» и «Спасибо».
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • "Алиса, это окорок! Окорок, это Алиса"
  • Боюсь летать на самолёте. Что делать
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Небытие спящих красавиц как возможность женского исцеления. Части вторая: Алиса в себе, третья: выбор
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Очень хочу жить так, как люблю, но.... что же скажет княгиня марья-алексевна?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Почему человек, опаздывающий на самолет, который в будущем разобьётся – очень расстраивается?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Небытие спящих сказочных красавиц как возможность женского исцеления. Часть первая: Алиса в социуме
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • Молчание – золото, а так как золото – это метал, то промолчать бывает очень тяжело
  • Как, ну как мне ему(ей, им) объяснить,чтобы он/ она/ они.....???
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь