Как "растет" психосоматика?

Психосоматика – один из самых распространенных запросов на психотерапию. В основном с этим запросом приходят к психоаналитику уже взрослые люди. И в процессе анализа выясняется, что корни этого явления лежат глубоко-глубоко в раннем детстве. Во младенчестве.

То есть «корень всех бед» следует искать в первые месяцы жизни. Психиатрия младенчества – это психопатология взаимодействия. На основании этого утверждения можно сказать, что психосоматика у грудного ребенка – это участие в патологических ситуациях и взаимодействиях, чреватых соматизацией у младенца.

 Как растет психосоматика

В нозологии младенчества, кроме психосоматики, существуют моторно-поведенческие нарушения, отклонения развития, нарушения умственно-душевных проявлений и важно отдифферинцировать эти явления друг от друга.

В младенческом возрасте можно выделить 3 этапа возникновения психосоматических расстройств:

- появление нарушений до шестимесячного возраста.

- до полутора лет – возраст формирования привязанности, базовый для формирования объектных отношений.

- завершение младенчества (до трех лет)

Возбуждение может быть канализировано тремя основными путями – ментальным, поведенческим, соматическим. Очевидно, что психосоматика идет в ход, когда первые два пути приводят к неудаче.

 

Первичное содержание психики вообще, и бессознательного в частности – это эмоциональные (чувственные) и моторные представления. Объем и качественные характеристики этих представлений, и также возможность в дальнейшем их вербализации, зависит от качества выполнения материнской функции.

Различают три основные патологии материнской функции:

-         Недостаточная забота и привязанность к ребенку, недостаточное его стимулирование, и как следствие эмоциональная бедность у ребенка.

-         Гиперопека и гиперстимуляция

                      - направленные на одну из функций организма (например, питание) – вызывают нарушение этой функции, использование ее как форму взаимодействия с матерью (например, анорексия)

                   - симбиоз матери с ребенком с исключением из отношений отца, невозможность сепарации и свободного эмоционального роста, могут вызывать такие психосоматические расстройства, как астма (самоудушение подавленной ненавистью к столь же удушающей матери)

- временная рассогласованность отношений, продиктованная жизнью в современном обществе.

Если начинается психосоматика как дисфункция объектных отношений, то на втором году жизни она уже начинает функционировать как автономная психологическая защита, форма поведения и реагирования. Жизнь психосоматического ребенка отмечена пустотой, эмоциональной бедностью или систематическими разлуками. Все они отличаются различными задержками развития, психомоторными нарушениями, массивными дефектами идентичности, в том числе и половой. Они фрагментированы и фрагменты их личности слабо связаны между собой.

 

Их основными чертами, последовательно, от младенчества к подростковому периоду и далее, ко взрослой жизни можно назвать

         - фоновую депрессию

         - дисфункцию объектных отношений, включая отношения внутренних объектов

         - низкую способность к ментализации.

Конечно, эти детские нарушения нельзя воспринимать как приговор и необратимые нарушения развития. Психосоматическое функционирование может быть преодолено в более поздних, здоровых отношениях со значимыми взрослыми, может наоборот наслоиться на здоровое развитие в виде детерминированной травмой патологии более позднего периода, патологии могут трансформироваться в поступательном развитии из одной в другую или эволюционировать в одной и той же форме, как астма.

Для терапии психосоматических заболеваний важно знать, что одно и то же соматическое проявление может быть следствием различных патологий психики. И одна и та же патология может быть причиной различных соматических нарушений.

В заключение можно сказать, что психосоматика младенчества требует таких техник, расширяющих инструментарий классического психоанализа, как ранняя совместная терапия матери и младенца, и участие телесности, соматических проявлений в анализируемом материале.



Просмотров: 317
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психосоматика. Диагностика психосоматических и соматических расстройств.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Теория объектных отношений между матерью и ребенком
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Психосоматика. Решение проблемы запоров. Что за этим может стоять
  • Может ли психолог вылечить болезнь, если это психосоматика?
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Психосоматика, или как может реагировать тело
  • Что такое психосоматика? Как может помочь психолог?
  • Психосоматика. Человеческое сознание может МНОГОЕ.
  • Что может быть важно ребенку
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Можно ли быть счастливой без отношений?
  • Как травма влияет на развитие личности: теория объектных отношений
  • Речевое развитие младенцев, как функции Эго в ранних объектных отношениях
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Психосоматика. Профилактика психосоматических и соматопсихических расстройств.
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Этого не может быть!
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Влияние младенчества на взрослую жизнь.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Нарушения в работе психики и в жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь