Собственник бизнеса и его экзистенциальное одиночество

Собственник бизнеса и его экзистенциальное одиночество

В статье «Экзистенциальные вызовы собственника на разных стадиях жизненного цикла развития компании» http://bit.ly/1TFl7oN я описал то, как развитие бизнеса помогает собственнику справляться с четырьмя мрачными человеческими данностями (по Ирвину Ялому) и, обратно, здоровое совладение с ними толкает собственника развивать бизнес дальше и дальше.

Когда развитие бизнеса и внутреннего мира собственника происходит взаимосвязано, все процессы идут гармонично. Если же собственник бизнеса продолжает активно влиять на управление, но пытается (осознанно или чаще неосознанно): 1) не привносить в управление ничего личностного (например, предлагая топам самим принимать ключевые решения) или 2) разрешить свои глубинные личностные вопросы на стороне – в обоих случаях забирая из бизнеса свою «живородящую энергию» – это приводят к тому, что собственник бизнеса застревает в тех или иных управленческих подходах и стилях, а бизнес —  на стадии незрелости или уже старения.

В этой статье мы разберемся с застреванием на первых трех стадиях жизненного цикла компании: Проверки приверженности основателя, Выживания и Увеличения доли рынка. При естественном ходе развития именно на этих стадиях происходиn совладание собственником бизнеса с данностью экзистенциального одиночества (подробнее об этой и остальных мрачных человеческих данностях см. в статье «Экзистенциальные вызовы собственника на разных стадиях жизненного цикла развития компании»).

Переживание одиночества и защита слиянием

Данность экзистенциального одиночества — это не про недостаток общения, а про столкновение с тем что, какие бы близкие отношения с кем бы то ни были, ты в этом мире сам по себе — изолированный от всего и вся.

Первое столкновение с острой изоляцией происходит при выходе из утробы матери. Утроба дает нам полное слияние с внешней средой, делает окружающий мир и нас одним целым. Никакой изоляции, никаких границ. Об одиночестве вообще говорить бессмысленно.

И тут, из мира, где плод парит почти в невесомости и, как по волшебству, автоматически получает все необходимое: питательные вещества, кислород, он, пройдя через родовой канал, попадает в мир, где его отрезают от питания (обрезают пуповину), а то еще и переворачивают вверх ногами, шлепают и уносят от матери…

Волшебство  слияния с миром исчезает. Теперь приходится преодолевать границы между нами и другими, как-то сигналя о своих потребностях: кричать, чтобы устранили дискомфорт, причмокивать губами, чтобы получить пищу, прищуривать глаза от яркого света, чтобы занавесили окно.

Одиночество и есть изоляция, столкновение с границами между нами и другими. И всю жизнь, когда одиночество становится невыносимым, мы ищем слияния.

Самый простой способ слияния – физический – объятья – успокаивают, утешают… Но лишь на время. Как мы помним из статьи «Экзистенциальные вызовы собственника на разных стадиях жизненного цикла развития компании», другой возможный вариант — создание своего бизнеса и превращение его то ли в продолжение своей личности, то ли в свою утробу для себя, то ли в родительскую семью, в которой собственника бизнеса безусловно любят и принимают таким, какой он есть. Он на коне, он всех воодушевляет предпринимательской идеей, сотрудники боготворят его…

Или превращают тебя – собственника бизнеса в младенца… Ведь это только младенцам, грудничкам удовлетворяют любой их каприз! Как в анекдоте: Перегруженный начальник посылает своего подчиненного отвезти цветы в роддом жене, только что родившей ему сына. Подчиненный возвращается, начальник спрашивает: «Ну что? На кого похож?» — «Вылитая копия Вы, — отвечает подчиненный, — лысый, рожа красная и все время орет…»

Слияние на первых стадиях жизненного цикла компании

Действительно, на первых стадиях жизненного цикла компании необходима полная включенность основателя. При Проверке приверженности основателя он должен неустанно агитировать возможных партнеров и сотрудников за свою идею – говорить не переставая. А потом — завязать со всеми текущими делами, включая хорошо оплачиваемую работу, если она у него есть, и с головой нырнуть в стихию стартапа.

При Выживании ему ничего не остается, как жить по принципу «бери больше – кидай дальше», еле-еле успевая реагировать на претензии клиентов и срочно вносить коррективы в работу компании. Ни помечтать тебе, ни расслабиться… При Увеличения доли рынка основатель бизнеса единственный, кто знает… нет, пожалуй даже не знает, но ощущает, где что происходит – все завязано на нем – никакую управленческую функцию от себя отделить невозможно, ничего не передашь, не делегируешь.

При естественном ходе развития событий такая «терапия слиянием» помогает собственнику бизнеса совладать с данностью экзистенциального одиночества. Он успокаивается, видя, как тот «божественный солнечный свет», который он излучает на людей в организации, немедленно превращается в конкретные действия и результаты. Собственника бизнеса начинает больше волновать эффективность бизнеса, чем собственная самореализация и удовлетворение своей потребности быть принятым и любимым во всех своих проявлениях.

Собственник бизнеса начинает говорить о том, что неплохо было бы наладить регулярный менеджмент, а ему отойти от управления. Но, к сожалению, только говорить недостаточно. Что мешает тому, чтобы слова перешли в реальные действия? Разные причины. Например, кризис в сфере бизнеса компании. В этой ситуации собственнику бизнеса обычно нужно только усилить свое слияние с компанией, перейти на еще более ручное управление.

Но когда объективных причин для постепенного отстранения собственника бизнеса от управления вроде бы нет, то их нужно искать внутри его личности.

Один из вариантов – он уже пытался отстраниться от управления на стадиях Проверки приверженности основателя, Выживания или Увеличения доли рынка. Естественно, неудачно. Это было слишком рано. Пережив этот негативный опыт, теперь только заявляет о таком своем желании, но внутреннее боится, что оно будет удовлетворено.

Другой вариант, более глубокий, связан с его предыдущим опытом предательства, приведшего к одиночеству, особенно в родительской семье.

В нескольких подобных случая работы с собственниками бизнеса я натыкался на один и тот же сценарий. Ребенок живет в семье с матерью и отцом, а потом по какой-то причине (отъезд на работу за границу, где не было русскоязычной школы при посольстве, или резкое ухудшение материального положения в семье) его отдают в «чужие руки» — родственникам, с которым у него нет никакой эмоциональной связи (и ее так и не удается создать), в интернат или в детский дом. Особенно тяжелые эмоциональные травмы бывают в случаях, когда собственник бизнеса в детстве по сравнению со своими  сиблингами оказался самым отвергнутым.

Иногда к таким же переживаниям приводит и уход из семьи отца, особенно, если мать оказывается слишком занята карьерой (или даже просто зарабатыванием денег) или устройством (чаще всего не очень удачным) своей личной жизни.

При таком травматическом детском опыте эпизоды предательства повторяются и во взрослой жизни – как с деловыми, так и личными партнерами.

В результате собственник бизнеса доверяет лишь тем, с кем он чувствует слияние, кто моментально (пусть зачастую и недостаточно эффективно и результативно, и без пользы для дела) реагирует на его слова и действия. Именно так он спасается от ужаса возможного экзистенциального одиночества… и не дает компании перейти на стадию Повышения прибыли.

Экзистенциальное одиночество собственника бизнеса

Каковы могут быть признаки в корпоративной культуре компании того, что собственнику бизнеса не удается совладать с данностью экзистенциального одиночества и у него слишком низкий уровень доверия к окружающим и к миру вообще?

Помним, что за всеми этими признаками стоит (чаще всего бессознательная) потребность собственника разрушить любые границы и достичь абсолютного психологического слияния со всем и вся. — С самим собой, разумеется, в ведущей роли. И, скажу прямо, в роли младенца, которого «все и вся» ублажают.

Размывание границ в такой компании идет по всем фронтам: во времени, в пространстве, по точкам зрения…

Как происходит слияние  во времени. – Размываются временные границы. Собственник может быть не доволен, что задачи не выполняются. Но он же и создает условия, в которых их выполнить невозможно, так как планировать что-либо бесполезно. Все собрания и встречи назначаются им совершенно спонтанно. В любой момент любому топу может раздаться звонок «сейчас» зайти в кабинет. Если у топа идет совещание с его подчиненными, это никакой не повод отказаться – «потом проведешь». То же относится к разговору по телефону или скайпу – «перенеси». Встреча с приехавшим внешним человеком уже может быть причиной, но ее нужно очень серьезно обосновать.

Поэтому топы планируют в своей работе что-либо серьезное только на выезде из офиса или если точно знают, что в этот день собственника в офисе не будет. Тогда собственник не столкнется с тем, что кто-то из его людей чем-то там автономно занимается и не бежит к нему (как мать к кроватке ребенка) на его первый же призыв.

Разумеется, продолжительность собраний тоже ничем не ограничивается – они идут столько, сколько нужно, чтобы собственник получил ощущение, что «все находятся в одном поле», что «у всех одно понимание». Но, так как повестка собраний обычно тоже отсутствует, а говорит на них больше сам собственник, то достижение этого «общего понимания» определяется лишь достаточностью снижения уровня его тревожности.

В такой компании не существует разделения на прошлое, настоящее и будущее. Время останавливается. С одной стороны нет никакой стратегии, видения. И собственник бизнеса часто обосновывает это тем, что ведь «ситуация у нас такая непредсказуемая, разве можно что-то планировать?» В глубине же сидит страх отделения: «Я и мой бизнес сейчас такой-то и такой-то. Вы хотите, чтобы я представил себя и мой бизнес через какое-то время другим? Но это же страшно – тогда разорвутся эмоциональные связи со всем, что дает мне ощущение слияния. А будут ли новые связи? Лучше не думать о будущем. Пусть все меняется незаметно.»

С другой стороны, не празднуются успехи. Ведь отпраздновать успех означает отделиться от него, отпустить его… А это страшно – отделяться от чего–либо. Естественно, никакое управление по целям в такой компании не проходит. Ведь цели нужно достигать, а потом отпускать и стремиться к новым. Если собственник и вводит что-то типа системы KPI, то это обычно «KPI на прорыв» — заведомо недостижимые. А чтобы полностью гарантировать недостижение поставленных KPI, собственник бизнеса накидывает все новые и новые идеи, что нам и как делать, которые (иногда специальным административным аппаратом) переводятся в новые KPI. – Конечно же, без согласования с уже выставленными и без расстановки приоритетов. Ведь любое достижение подразумевает остановку, подведение итогов, временной разрыв, отделение. Исчезает слияние во времени. А это страшно.

 

Разумеется, все эти признаки  корпоративной культуры могут иметь в своей основе самые разные причины. Но они обязательно будут, если собственник бизнеса не совладал с данностью экзистенциально одиночества. И это крайне мешает переходу компании на стадию Повышения прибыли – налаживанию эффективности.

Что и как с эти делать, расскажу через месяц в следующей статье.



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Экзистенциальные вызовы собственника на разных стадиях жизненного цикла развития компании
  • Попытки собственника бизнеса защититься от экзистенциального одиночества
  • Анатомия бизнеса. Как диагностировать проблемные места в компании?
  • Прохождение реперных точек бизнеса и технологии обмана бизнес консультирования настоящего времени
  • Связи решают все! Психология бизнеса.
  • Муж не дает самореализовываться. Муж против бизнеса жены.
  • Как ладить с собственником бизнеса
  • Волшебство для бизнеса
  • Психология бизнеса. Как быстро разобраться какие сотрудники у вас работают.
  • Терапия для бизнеса
  • Как преодолеть препятствие развитию своего бизнеса?
  • Расстановка для денег и бизнеса
  • 12 приоритетов для создания правильного семейного бизнеса
  • Как найти денежную нишу для старта своего бизнеса. Простой алгоритм из 3-х шагов
  • Где найти идею для бизнеса? Как открыть свое дело за пару дней
  • Страх бизнеса. Как его победить?
  • НЛП для бизнеса
  • Основные грехи psy-бизнеса или как психологу сохранить свою стоимость? (часть 3)
  • Психология бизнеса
  • Самодиагностика бизнеса
  • Три орешка для бизнеса
  • Миссия бизнеса
  • Диагностика бизнеса
  • Миссия для бизнеса
  • Законы бизнеса :)
  • Диагностика бизнеса
  • Норы бизнеса
  • На страже бизнеса
  • Типология построения бизнеса на основе классической психологии.
  • Прокрастинация - невидимый враг успешной жизни и бизнеса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь