|
О гениях и безумцах: пределы творчества SelfАвтор статьи: Погодин Игорь Александрович
В этой статье я бы хотел остановиться более подробно на тезисе о творческом характере переживания реальности, имеющем особое значение для диалоговой феноменологической модели психотерапии. Если взглянуть на жизнь и творчество великих художников, писателей, поэтов, скульпторов и т.д., становится очевидным один аспект, остающийся без должного внимания со стороны психотерапевтов и психологов. А именно то, что все эти люди не столько отражали существующую вокруг них реальность, сколько создавали ее своим собственным процессом переживания. Мы привыкли относиться к этим феноменам (именно таким образом часто и называют выдающихся людей) как к чему-то, выходящему за рамки представлений о норме. Иногда мнение обывателя о выдающихся людях и гениях граничит с представлением о безумии. Существует даже представление о том, что гений и безумие если и не одно и то же, то, по крайней мере, находятся где-то рядом и являются родственными феноменами. Таким образом, творчество человека относительно реальности в настоящее время смещено в маргинальную зону жизнедеятельности человечества, а поэтому с неизбежностью отчуждается от мышления и переживания «обычного», «нормального» человека. Справедливо ли это по отношению к самой природе человека? Думаю, нет. То, что в ярко выраженном виде и смелом предъявлении существует у выдающихся творческих людей, характерно для всех. Ежесекундно каждый из нас создает реальность, в которой живет, в которую приглашает также других людей. Причем реальность эта может носить как материальный, так и нематериальный характер. Тем не менее, источник ее один и тот же – творческая self-интенция человека. В результате появляются произведения искусства, науки, техники, рождаются новые концепции, идеи и образы. Длительность их существования различна – от нескольких минут до тысячелетий. Недавно бывшие прогрессивными и даже революционными идеи и представления становятся источником и материалом для создания новых концепций. Такая творческая динамика осуществляется постоянно, размещаясь в едином целостном творческом процессе. Кроме того, создаваемые реальности по ходу их возникновения в результате творческого self-процесса вступают во взаимодействие друг с другом. Такое столкновение может разрешиться двумя возможными исходами. Первый заключается в том, что в подобной встрече реальностей возникнет необходимость и стремление зафиксировать какие-либо из возникших представлений в виде довольно стабильных образований. Как следствие, эти стабильные образования приобретают характер той самой «реальной» реальности, характеризующей обыденное мышление. Именно таким образом, появляется необходимость в возникновении адаптационной self-интенции, альтернативной творческой. Ее цель – фиксация результатов творческого процесса. Благодаря такому механизму снимается выраженная тревога, имеющая своим источником множественность и динамичность реальностей, а также фиксируется хотя бы на некоторое более или менее продолжительное время ценное содержание новообразований творческого процесса. Тем не менее, влияние творческой self-интенции все же остается ведущим в жизни и деятельности человека. Второй исход представляется не столь продуктивным. Хаотичность и принципиальная неуправляемость творческого процесса может породить чрезмерную тревогу у его участников. В результате у человека в качестве экстренного механизма совладания с этой тревогой может возникнуть выраженное желание вовсе отказаться от реализации творческих self-интенций. Таким образом, вторичная по своей сути и культурально возникшая адаптационная self-интенция может заменить естественный, но все же остающийся первичным творческий процесс. Иногда такое положение вещей достигает степени, при которой творческие self-интенции в результате прессинга со стороны паттернов, релевантных адаптационной мотивации, оказываются либо диффузными, либо вовсе заблокированными. Ведь основная характеристика приспособительных self-интенций заключается не в созидании реальности, а в приспособлении к ней. Очевидно, что по ходу описания рассматриваемых self-процессов становится очевидным их полярный и, в некотором смысле, антагонистический характер. Разумеется, что аннигиляционный исход рассматриваемого творческо-адаптационного конфликта не является составляющей естественной природы self. Возвращаясь к проблеме психотерапии, следует отметить, что ее целью является восстановление и поддержание естественной экологичной диалектической по своей сути динамики творческой и адаптационной self-интенций. Диалектический характер взаимодействия в поле рассматриваемых двух векторов будет проанализирован немного далее. Сейчас мне хотелось бы более детально и точно описать и определить центральную для нашей работы категорию – переживание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|