Враг у ворот? (и снова об аллергии)

Автор статьи: Моженкова Юлиана

Враг у ворот  и снова об аллергииКогда в семье ребенок – аллергик, жизнь предъявляет к нам повышенные требования. Нелегко постоянно жить в напряжении, без конца в чем-то ограничивать ребенка (да и себя тоже), мучиться сомнениями, когда разные врачи назначают различные лекарства, ждать очереди к специалисту, потом получать консультации «на бегу» и чувствовать, что понимает и сочувствует тебе только такой же родитель, у которого ребенок страдает аллергией.

Аллергию определяют как следствие повышенной реакции нашей иммунной системы на воздействие некоторых внешних факторов, которые воспринимаются ей как потенциально опасные. В ответ на воздействие этих факторов (аллергенов) иммунная система начинает вырабатывать некие антитела, которые  нейтрализуют чужеродные вещества. Казалось бы, механизм прост. Однако аллергия до сих пор является загадкой для науки в целом и медицины в частности. Многие называют ее даже не болезнью, а «особенностью поведения организма». 

Все мировые светила в области медицины признают, что вылечить аллергию нельзя, можно лишь ее обуздать и держать на расстоянии, как «врага у ворот». Представим, что организм человека – это город. Его окружает высокая и надежная стена - иммунитет. Пока он крепок и силен, аллергия спокойно дремлет, не оказывая никакого воздействия на организм. Но стоит стене дать брешь - во время болезни, например - как аллергия тут же устремляется внутрь, действуя на слабые места.

С точки зрения психологии у аллергии имеются две стороны:

1. Физическая - связана с разбалансировкой физиологических систем, которая уже произошла, в силу каких-то причин (область действия врачей).

2. Психологическая - это психогенные воздействия (события, чувства и т.д.) и реакция организма на них.

Взаимосвязь между аллергией и психологическими состояниями была выявлена Л. Силичем еще при первых исследованиях аллергии более 120 лет назад!

Как это объяснить?

Например, если вы представляете себе любимого человека, ваше сердце начинает биться быстрее. Так же связаны с психикой аллергические реакции. Аллергия подобна фобии, беспричинному страху иммунной системы (М. Леви, иммунолог). В норме иммунитет должен «нападать» только на врагов организма - вирусы, бактерии, кровь чужой группы и т.п. Но когда работа иммунной системы нарушается, она начинает так же остро реагировать и на вполне безобидных «агентов». Ими и являются аллергены - пыльца растений, шерсть животных, некоторые продукты и т.д..

Совершив ошибку один раз, иммунная система будет и дальше приводить в действие свой защитный механизм. То есть при каждой встрече с аллергеном у человека начинают чесаться и слезиться глаза, появляется насморк и пр. Со временем он настолько привыкает к этому, что начинает извлекать пользу из своего состояния.

Например, родители все решают за ребенка, что он должен делать, на какие занятия ходить, чем заниматься в свободное время. У ребенка нет возможности делать то, что ему самому интересно, зато, пока родители беспокоятся о его аллергии, может освободиться пространство для детской самореализации. То есть если ребенок сам не может отстоять свои интересы, то за него это делает его тело. Бывает, что симптомы болезни ребенка выполняют определенную функцию в семье. Например, родители сплачиваются вокруг проблем со здоровьем дочери или сына и отвлекаются от своих привычных разногласий. Таким образом дети играют роль «громоотводами». 

Это рабочие гипотезы, которые нужно проверять в каждом конкретном случае.

Так или иначе, с одной стороны, болезнь причиняет массу неудобств, а с другой - становится неплохим способом решения проблем. Возникает замкнутый круг. Что делать?

Первый шаг - понять и разобраться с теми психологическими проблемами, которые стоят за аллергией. Иначе вместо одного психосоматического симптома у ребенка может появиться другой.

Наиболее распространенным и дающим неплохие результаты считается метод НЛП. Некоторыми приемами можно воспользоваться для работы со своим ребенком.

1. Ребенку нужно объяснить, что его иммунитет совершил ошибку, определив безвредные вещества как опасные для себя. Но раз иммунитет за один раз смог научиться вырабатывать такую защиту, значит его можно переучить. Мы объясним нашему иммунитету и дадим ему это почувствовать, что такие вещества, как апельсины, шоколад, шерсть, пыльца и пр. абсолютно для него безвредны.

2. Для начала нужно выяснить аллергены (сдать анализы).

3. После этого попросите ребенка мысленно эти аллергены поместить за стекло - как в зоопарке или в аквариуме (он теперь их не чувствует, ведь они за стеклом).

4. К каждому аллергену подбирается вещество, которое на него похоже, но при этом не вызывает аллергию, а очень любимо и приятно для ребенка. Например, все цитрусовые будем считать похожими на дыню (мысленно представили себе запах дыни, вкус, размер). Можно это безвредное вещество зарисовать. Либо нарисовать аллерген, а потом его превратить на рисунке в безвредное вещество. Примеры: шерсть животных - шерсть плюшевой игрушки (какая она на ощупь, какой запах, какой формы?), пыльца растений как мамина пудра или мука, или снег, или песок, что больше нравится или что сами придумаете и т.д. Можно аллергены объединять в группы, так проще.

 5. Далее ребенок мысленно представляет себе, что он общается с аллергеном как с этим безвредным для него веществом: например, шерсть животного теперь пахнет как любимая плюшевая игрушка, такая же на ощупь и так же выглядит.

 6. Затем попросите малыша мысленно представить, что в будущем, где бы он не был: в гостях, в зоопарке, в лесу и пр., для него аллергены теперь являются.... (представляет «антиаллерген» из  п. 4). Это представление должно быть в нескольких модальностях: картинка, звук, ощущение, возможно - запах и вкус.

 7. Закрепляющий этап проводится в тот период, когда у ребенка нет проявлений аллергии. Пусть он начинает общаться с аллергеном в небольших количествах, дозировано(!), представляя, что для него это теперь то вещество, которое он себе выбрал.

Медикаментозного лечения при этом никто не отменяет.

Если подобные упражнения сложно делать самим, то обратитесь за помощью к специалистам - психологу, психотерапевту. Эффективность будет выше.

Основной проблемой по использованию психологических подходов в работе с детской аллергией является сильное влияние психологической обстановки в семье. Поэтому наряду с занятиями с ребенком, много времени необходимо уделять работе с собой! Прежде всего, терпеливой и, можно сказать, бескомпромиссной борьбе с отрицательными эмоциями (тревожностью, напряженностью, агрессией, обидой и пр). Для этого, во-первых, должна быть общая релаксация - ежедневно, день за днем. Во-вторых, «прицельная» релаксация, непосредственно в моменты возникновения бурных отрицательных эмоций (также подходит для ребенка при начинающихся приступах болезни).

Нужно помнить - нам никогда не удастся очистить мир от аллергенов, а также оградить от них детей. Поэтому главный шаг для комфортной жизни – принять аллергию и держаться с ней на «дружественном» расстоянии.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Аллергия как фобия иммунной системы.
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Можно ли самим найти причины аллергии/астмы?
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Выкидыш, потеря ребенка, женские болезни... Что делать?
  • Стереотип «с помощью ребенка можно удержать мужчину» соответствует действительности?
  • Какие устаревшие советы по приучению ребенка к горшку можно игнорировать
  • Мы думаем завести ребенка, но пока не знаем, стоит ли это делать?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Когда можно и нужно идти к психологу
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь