|
Погружение в сказкуАвтор статьи: Денисов Павел Валерьевич
Жили - были… Интересно, можно жить, но не быть, быть, но не жить. Давайте пофантазируем. Быть, но не жить. Наверное, так можно сказать про неживую природу. А жить, но не быть? Возможно, это про духов, стихиалей, богов и подобных сущностей. Возможно. Возможность – один из переводов латинского слова “virtual”. Возможность – виртуальность. Сказка – одна из виртуальностей. Какие еще есть виртуальности? Фантазии, сны, фэнтезийные и фантастические рассказы, компьютерные игры, социальные сети и реальность. Является ли реальность одной из виртуальностей? Похоже – да. Наш мир – мир вероятностей. Невозможно про что-то сказать со сто процентной уверенностью. Даже, так называемая «объективная реальность» «дана нам в ощущениях» (В. Ульянов) С реальностью мы контактируем через матрицу своего восприятия, когда-то я назвал ее МИР – матрица искажения реальности. Все, что мы видим, проходит через ограничения наших органов чувств, через наше отношение, опыт и наше желание воспринимать ту или иную часть реальности. Все сигналы извне обрабатываются нашим мозгом. Но и фантазии рождаются там же. Человек живет в мире, ограниченном определенными рамками: рамками физических и социальных законов и норм, рамками убеждений и стереотипов. Виртуальность, возможность. Рамки наших убеждений, ценностей, жизненных принципов и правил. Что такое 15 градусов Цельсия? Это тепло или холодно? Это никак. Реальность никакая. Мир человека не может быть никаким, безоценочным. Это не только опасно, но и скучно. И человек создает виртуальность. Это тепло, это холодно, это плохо, это хорошо. Собираются группы единомышленников, которые создают свою систему ценностей и начинают своей системе ценностей, системе оценок учить своих детей. Так создается «реальность». Но, что делать, если принципы и стереотипы поведения перестали работать, перестали быть полезными и мешают не только развитию человека, а его жизни в целом. Надо их менять. Но разве можно поменять реальность? На помощь приходит сказка или фэнтези. Виртуальные пространства помогают расширить эти рамки: отдохнуть от сдерживающих рамок, попробовать в своем поведении, стиле жизни то, что не позволяешь себя в реальности. Сказка и раньше приходила на помощь, когда человека обучали ценностям. В сказке детям рассказывают о добре и зле, о правилах поведения и принципах морали. Виртуальность сказки позволяет не обращать внимания на логику событий. Что позволяет сказка? В сказке, в отличии от фантастики и фэнтези есть волшебство. То есть, какое-то событие может произойти без объяснения причин или механизмов – просто так, по волшебству, «по щучьему велению». Эта особенность сказки позволяет не только сразу оказаться в том мире, в котором ты хочешь быть, но и сразу стать тем, кем хочешь стать. Кроме этого, такая особенность сказки делает ее максимально отдаленной от условностей и рамок реальности. Очень просто с помощью сказки выдать желаемое за действительное и увести линию событий в нужную рассказчику сторону. Таким образом, можно показать человеку, не обладающему критическим мышлением (ребенку) работоспособность любой ценности, любого жизненного принципа. Сказка позволяет создать любую реальность. В сказке можно примерить на себя образ любого персонажа, или создать свой. Можно побывать в образе Буратино и так же, как он, веселиться, дурачиться, находить друзей и смеяться над врагами. Можно стать Кащеем или Бабой Ягой, посмотреть на мир через призму тысячелетнего жизненного опыта. Сравнить чем отличается Царевна Лягушка, от Лягушки путешественницы. Можно узнать, кем вам интереснее быть – героем или его помощником. Иваном царевичем, или Серым Волком, Иваном Дураком, или Коньком-горбунком. Возможно, окажется, что вам интереснее быть второстепенным персонажем, а не героем, например, одним из Гусей-Лебедей. В сказке можно создать своего героя, несущего в себе образы нескольких известных сказочных героев, или совсем нового. Живя в сказе можно пройти путь от одного героя к другому. Например, сейчас вы себя чувствуете Маленьким Муком, а хотите стать Царем Гвидоном. Можно создать и прожить сказу, рассказывающую о таком превращении и прожить ее. Сказка – это, прежде всего, аллегория. О чем сказка «Колобок»? Возможно, об этапах человеческой жизни, о страхах и ценностях, встречающихся на жизненном пути и о способах поведения в социуме. Возможно, об этапах взросления или препятствиях на пути инициации человека во время перехода его к взрослой жизни. «Красная шапочка» и «волк и семеро козлят» – описание обряда инициации во взрослую жизнь (через смерть/нахождение в животе волка). Кроме аллегорических смыслов многими смыслами наполнен и прямой текст. Внедрение определенного отношения к ценностям. Что является добром или злом. Например, зло – это когда пища обманула и убежала, или когда животное не смогло съесть свою обычную пищу (сказка «три поросенка»), а добро – это лентяй, лежащий на печи добивается успеха в жизни? Интерпретация текстов может быть разной. Именно это и позволяет сказке стать инструментом анализа происходящих с человеком событий и построения путей достижения желаемого будущего – «был поленом – стал мальчишкой». Еще сказка – это место размещения страхов. Страхов, которые можно спрятать или открыть. Сделать их менее страшными, чтобы получить возможность пообщаться с ними, и понять, как в ними быть в реальности. Каков образ нашего страха? Каким сказочным героем его можно выразить? Какую функцию этот сказочный герой выполняет в сказке? Возможно, нам этот страх нужен для того же, для чего нужен этот герой в сказке. Как обошлись с этим героем? Какое у нас к нему отношение? Это путь изменения отношения к своим страхам и понимания, какой ресурс в них заложен. Путь знакомства с той частью себя, которая прячется за страхами. Путь обретения целостности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|