- Как вы себя чувствовали, когда худели в последний раз?
- Прекрасно! Мне никогда не было так хорошо! Я как будто летала, было так легко, мне казалось, я такая красивая...
- А как вы себя чувствовали физически?
- В смысле? Я же вам говорю: отлично я себя чувствовала!
- Смотрите, я пытаюсь представить себя на вашем месте. Вы рассказываете, что ели тогда 1000 калорий в сутки, носили одежду на размер меньше, чтобы казаться стройнее, старались меньше общаться с людьми, которые не сидят на диете... Я пытаюсь представить, как могло себя чувствовать ваше тело, когда вы приходите на работу с утра, вы позавтракали овсянкой на воде и боитесь, что вот-вот захотите еще. Ваши брюки вам жмут в паху и вы сидите в них целый день, у вас болит живот от тугого ремня... Как себя чувствовало ваше тело?
Пауза... Женщина передо мной молчит и смотрит на меня, как будто видит в первый раз:
- Я никогда не обращала на это внимания... Вы знаете... Это было ужасно. Просто ужасно. У меня постоянно болел живот, я не могла толком сидеть, к вечеру у меня начинались спазмы, и после каждой еды начинало пучить ужасно.... У меня голова болела почти всегда, и кружилась, я вообще плохо соображала, работать было почти невозможно. Плакала постоянно, и орала на всех, вообще все бесили, а еще я очень слабая была и хотелось спать. И в желудке иногда как черная дыра, и я никогда не могла понять, хочу я есть или не хочу... Но я это вспомнила, только когда вы спросили, а так я этого совсем не помню!
Так работает диссоциация - психологическая защита, при которой мы "отщепляем" части своей психики и перестаем воспринимать их как часть себя. При диссоциации нам может казаться, что то, что происходит, происходит не с нами, а с кем-то другим. Только диссоциировавшись от собственного тела можно вытерпеть слишком сильное или продолжительное страдание: как будто это происходит не со мной.
И тогда когда вас спросят "как вы себя чувствуете?", вы совершенно искренне ответите "отлично!" При диссоциации с телом человек правда не замечает того, что с его телом происходит. Более того, если тело - это не я, то с ним можно делать все, что угодно. Мне - не больно. Телу - не знаю, потому что это не я. При любых нарушенных отношениях с питанием присутствует диссоциация в той или иной степени, потому что она позволяет не замечать голод, не замечать слабость, усталость и раздражение, и продолжать делать со своим телом то, что считаешь нужным.
Продолжение будет завтра.
А пока берегите себя.
* - беседа вымышленная, является собирательным образом и не является записью какого-то конкретного терапевтического сеанса. Любые совпадения случайны.