|
Цвет как фактор эмоционального гомеостазаАвтор статьи: Андриана Сергеевна Буянова
Цвет как фактор эмоционального гомеостаза Исследования восприятия стали экспериментальным и теоретическим обоснованием связи между потребностно-мотивационным состоянием человека и скоростью, порогами осознания и формирования образа цветового сигнала. Повышение и понижение чувствительности к определенному цвету зависит от потребности в физиологическом эффекте от данного цвета или её удовлетворения, соответственно. Установлена зависимость между типом нервной системы и пороговыми характеристиками цветового зрения. Увеличение тревожности соответствует повышению возбудимости, которая положительно влияет на распознавание цветовой информации у меланхоликов отрицательно у холериков и не влияет на флегматиков и сангвиников. Результаты наблюдений и экспериментов свидетельствуют о существовании двух осей взаимообусловленности: сон – бодрствование и стресс – депрессия. Ось сон – бодрствование, отражает взаимосвязь изменения физиологического состояния и смены доминирующих цветовых стимулов в течение суток. Отношения между организмом и цветом по оси «сон – бодрствование» полностью соответствуют задаче поддержания гомеостаза. Вторая ось, стресс – депрессия, определена вовлеченностью цветового сигнала в эмоциогенные ассоциации. Цветовой стимул способен вызывать эмоциональные реакции (экзогенные эмоции), которые зависят от изначального эмоционального состояния человека (эндогенные эмоции). В соответствии с этими условиями выделяют четыре функции цвета (Hoss, 2005): А. Усиление. Проявляется при совпадении экзогенных и эндогенных эмоций; Б. Дополнение. Цвет вносит в контекст новую информацию и обеспечивает формирование более сложного образа; В. Компенсация. Цвет провоцирует реакции, компенсирующие физиологические изменения, вызванные экзогенными эмоциями; Г. Цвет, как символ. Цвет воспринимается вне связи с объектами, как самостоятельный источник информации. В этом случае реакция на цвет определяется уровнем внутреннего баланса (Jung, 1973). Исходное эмоциональное состояние играет ключевую роль в реакции на цветовой стимул: в разных эндогенных контекстах один и тот же цвет связан с разными, даже противоположными, эмоциями. Важнейшим результатом исследования связи самочувствия, активности, настроения (САН) и ошибок воспроизведения цвета (Яньшин, 2000) стало открытие эффекта перцептивного приписывания: отрицательные эмоции придают воспринимаемому цветовому образу синий оттенок. Можно предполагать, что эффект перцептивного приписывания является когнитивным результатом объединения экзогенного сигнала от стимула с эндогенным сигналом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|