|
Фильм «Легенда» (2015). Разбор психолога: новый миф о близнецахАвтор статьи: Наталья Трушина
Чем эта лента цепляет? Во-первых, Том Харди. Даже если бы он вел передачу о чудо-швабрах в телемагазине, его можно было бы наблюдать бесконечно, а тут сразу две главные роли – одна ярко маскулинная, другая ярко психопатичная – пожалуй, вот он, секрет привлекательности «Легенды». Во-вторых, интересна тема сиблингов (братских, сестринских, братско-сестринских отношений), а если это близнецы, тут уж совсем интрига. Как из того же генетического набора, что и у меня, из того же самого места, откуда появилась я – появляется кто-то настолько другой? И при этом, так на меня похожий? Братья и сестры – это воплощение теории вероятности и лучшая иллюстрация к чуду жизни. Которая – иллюстрация – маячит где-то неподалеку, отбирает у тебя игрушки, конкурирует за внимание родителей – и вдруг занимает такое место рядом с тобой, что ты сам становишься другим, не таким, как был до. Альфред Адлер разрабатывал теорию, о том, как влияет на наш характер порядок рождения (место рядом с братьями/сестрами). В теории семейных систем Мюррея Боуена есть понятие «триангуляции»: один ребенок может оказаться бессознательно эмоционально «втянут» в напряженные отношения между родителями (когда работает бессознательное, в быту говорят – судьба). И тогда один может стать успешнее в жизни – за счет того, что второй принял на себя весь «груз» родительской деструктивности. Возможно, именно так и получилось у братьев – героев фильма. Коротко, о чем фильм (ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ): Два брата-близнеца гангстерят в стильном Лондоне 60-х. Причем один из братьев, Ронни, нездоров (психопат с подозрением на шизофрению) и крайне неуравновешен, чем периодически ставит их общие дела под угрозу. Второй, Реджи, относительно психически вменяем, предан брату и заботится о нем. В один прекрасный день все вокруг Реджи, включая жену, начинают намекать, что брат ему вредит, и при любом развитии событий – хоть легальном, хоть нелегальном – его нужно так или иначе отодвинуть (убрать, ограничить). Реджи не соглашается – «он мой брат!», брат совершает ряд ошибочных действий, атмосфера накаляется, Реджи начинает срываться, жена уходит от него и совершает самоубийство. Тоскуя по жене, Реджи срывается окончательно, становится подобен брату-психопату, совершает жестокое убийство, это перевешивает ситуацию не в их пользу, и остаток жизни оба брата проводят в заключении. Коротко говоря – еще одна вариация истории про доктора Джекила и мистера Хайда, с тем отличием, что Джекил и Хайд – не две стороны одной личности, а братья на одно лицо, и суммарное количество «хайдовости» у них отчетливо перевешивает количество «джекиловости». Как привязанность становится разрушительной Если брать верхний слой истории – про отношения – то это история про привязанности. И про то, что привязанность оказывается важнее свободы, хотя поначалу герою кажется, что у него-то как раз все наоборот. Ему кажется, что он очень свободен. «Любое место может быть центром земли» - говорит Реджи вначале. На первый взгляд прекрасная мысль – везде может быть хорошо, если ты умеешь, чтоб тебе было хорошо. Но это на словах, а что в реальности? Он не бросает брата, не уезжает из родных мест, не бросает свои дела – то есть остается в том месте, к которому привык, и где у него все свои люди. Между свободой и человеческими связями главный герой таки выбирает связи. А когда теряет жену, то по сути, сам сдается властям, и остаток жизни проводит в тюрьме. Только потеряв главное, он понял, что это было главное – и свобода без этого главного ему не нужна. Тут есть еще момент вины и аутоагрессии (агрессии, которую невозможно разместить прямо, и она направляется на самого себя). Главный герой здоров психически, он не психопат, в отличии от брата. Он испытывает чувство вины. И если вину перед разными чужими людьми он может игнорировать или рационализировать, то вину перед погибшей женой – нет. И когда она погибает, вся вытесняемая раннее вина его накрывает – и он сдается, позволяет себя поймать. Цикл вины-агрессии. Когда невозможно агрессию адресовать Самоубийство Френсис (жены) частично демонстративно – смотри, что ты сделал со мной и моей жизнью, я только так могу от тебя уйти. Это акт обвинения (ты обещал и не сделал, ты виноват) и акт агрессии, направленной на себя – я бы хотела убить тебя, я бы хотела уйти от тебя (убрать тебя из своей жизни) но не могу ни того ни другого – тогда я убью себя. Получив это сильное и страшное послание, Реджи утопает в своей вине-агрессии. Поначалу он обвиняет брата и хочет убить его. Но, в свою очередь, как Френсис не могла его убить, он не может убить брата – и убивает неудачника, подвернувшегося под горячую руку (очень хорошо показан момент этого убийства – Реджи сам становится своим братом-психопатом, его глаза так же безумны, он выпускает своего «мистера Хайда», которого большую часть фильма успешно держит под контролем). Часть агрессии таким образом он «сбрасывает», но он слишком здоров, чтобы переложить всю вину на других. Еще много вины остается – а вину, которая сознательна, можно только искупить. И он совершает акт условного самоубийства-искупления, то есть позволяет себя задержать и посадить в тюрьму. Близнецовый миф на гангстерский лад Архетип «божественных близнецов» часто встречается в мифологии. Он развивается в двух вариантах: близнецы-антагонисты и близнецы-диада. Близнецы-противоположности – это символ, который рождается в результате расщепления. Инфантильное мышление не в состоянии интегрировать противоположности в одно целое, делит мир на черно-белые «половинки» и легче воспринимает такой расщепленный образ, когда одна половинка хорошая, а вторая плохая (другие примеры: добрая мама и злая мачеха из сказок, Осирис и Сет, Каин и Авель, и снова – Джекил и Хайд). При этом, благодаря похожести братьев, в таком расщеплении есть симметрия, которая всегда воспринимается психикой как нечто гармоничное, рифмованное, устойчивое. Близнецы-тандем – это пара творящая и создающая. Тут проще привести аналогии в культуре: братья Гримм, сестры Бронте, братья Стругацкие и т.д. Миф об основателях Рима, близнецах Ромуле и Реме начинается как история о тандеме, а заканчивается противостоянием и братоубийством. Интересно, что близнецы – это вроде одно целое, в сумме единица, но при этом они вдвое сильнее единицы. Антропологи замечают, что «по представлениям многих народов, для детей, рожденных одними родами, в общине существует только одна социальная ячейка». С этой точки зрения интересная связь – сознательная и бессознательная – которая есть между братьями или сестрами-близнецами (или близкими по возрасту братьями/сестрами, которые иногда могут ощущать почти такую же родственность, как близнецы). Когда в работе я сталкиваюсь с такой ситуацией, часто замечаю, что эта связь очень глубокая, и существенно влияет на обоих. Часто братья/сестры образовывают пару, похожую на близнецовую, когда им нужно противостоять сильному давлению, и, грубо говоря, выжить можно только вдвоем (обычно в ситуации сложного детства). Они, образно, «сплавляются» в одну личность, и тогда «спиной к спине» у них образуется сильный ресурс для сопротивления. Это помогает им выжить и не разрушиться, но имеет пагубные последствия в перспективе – чем больше две личности слиты, тем больнее им будет разъединяться, когда жизнь поведет каждого в свою сторону, к сепарации. Другой вариант – такое слитое существование будет продолжаться, сепарация не произойдет, тогда у каждого не будет полноценной жизни (что, собственно, показано в фильме – братья не могли разделиться, Реджи, раздавленный ответственностью за нездорового брата, не смог заняться своей жизнью, создать полноценную семью, отвести брату строго ограниченное место – в итоге он, в общем-то, жизнь потерял). В «хорошем» варианте братья-половинки разделяются, и каждый принимает, осознает, признает в себе свою противоположность («добрый» находит в себе злое, «умный» замечает в себе глупость, «порядочный» признает, что бывает подлым и т.д.) – тогда человек становится взрослым, разным, сложным и полноценным. И так же может заметить полноценного человека в брате/сестре. Иначе оба на всю жизнь остаются плоскими двухмерными «половинками».
Безотцовщина и крах легенды Особенность фильма еще и в том, что тут нет Отца. Вообще ни одного образа сильного, авторитетного, устойчивого старшего мужчины. Есть Мать. В двух вариантах. «Добрая» всепрощающая мать близнецов – потакает вседозволенности, формирует безграничную картину мира братьев-бандитов. Им все можно – что бы ты ни сделал, ты любимка и получишь кусок пирога. «Злая» отвергающая мать Френсис тоже характерна – рядом с ней нет права на ошибку, ее жесткость, холодность, неспособность принимать, прощать, способствуют одиночеству и гибели главной героини. Обе матери олицетворяют крайности материнства, хоть и очень пунктирно нарисованные. А вот отцов нет вообще. Это трагедия конкретной эпохи, трагедия общества, пережившего вторую мировую войну, и в результате имеющего изломанное следующее поколение (изломанное уже не столько войной, сколько разрушенной семьей). Отцовская фигура (не обязательно отец) создает рамки, учит «видеть берега» (знать меру, пределы разумного) – если ее нет, сильная потенциально пара обречена на саморазрушительное поведение.
Интересное по теме:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|