Архетипический разбор клипа. Два варианта с переводом.
Тэги: Юнг, Анима, Анимус, Тень, Персона, женственность, личность, индивидуальность, зрелость, женская маскулинность, Луна, Юпитер, Плутон, Дьявол.
Космос - греч. kosmos — "порядок", т.е. мироздание, мироустройство.
Согласно мифологии космосу предшествовал Хаос.
Хаос - греч. chaos — "расселина", от chaino — "зеваю, разеваю пасть" , т.е. бездна, мрак, первобытный мрак.
Лунный свет. Луна, это женский символ, психологическое значение Анимы, женского начала. Луна отвечает за эмоциональную и чувственную сферу, бессознательное.
Позитивное значение: женственность, эмоциональность, чувственность, интуиция, внутренняя гибкость, восприимчивость, вбирание, принятие, бдительность, наблюдение.
Негативное значение: уход от реальности, неуверенность, перепады настроения, неосознанные эмоции, слияние-поглощение, инфантильность.
Планета с кольцами - Юпитер. В астрологии Юпитер отвечает за социальную, внешнюю жизнь человека. Это мужская дневная планета, Анимус, мужское начало.
В греческой мифологии ей соответствует Зевс.
Позитивное значение: внутренний стержень, благородство, стремление к знаниям, расширению границ, образованию, самореализации, выбор истинных жизненных ценностей, выстраивание нового мировоззрения.
Негативное значение: консерватизм, догматичность, ложные, формальные истины (ранее усвоенные и не переосмысленные "так было всегда, и так должно быть, таков порядок"), упрямство, ну и по соответствию с Зевсом - беспорядочные сексуальные связи, склонность к деспотизму, подавлению.
Персона. Persona лат. - маска. Социальный образ человека. Персона, отвечающая за социальные проявления личности также находится под покровительством Юпитера.
Позитивные качества: социальная приемлемость, "нормативность", предсказуемость, помогает строить карьеру, налаживать коммуникации, адаптироваться в обществе.
Негативные качества: поверхностность, отсутствие индивидуальности, "шаблонность", стереотипность мышления, чрезмерные внутренние ограничения, отсутствие связи с инстинктивной сферой.
Тень.
Тень, это первобытная, инстинктивная, хищная, необузданная часть личности, вытесняемая сознанием из-за своей дикости.
Астрологически Тени соответсвтует Плутон. Плутон, это Анти-Юпитер, противостоящий Юпитеру, планета отвечающая за физические инстинкты.
Мифологически самый известный архетип Тени - Дьявол.
Варианты этимологии слова "дьявол".
Рус. слово "Д." происходит от греч. диаболос - "клеветник", "подстрекатель".
Дьявол - греческий вариант слова diabollo, означающий: разъединять, обвинять, оклеветать, обмануть.
Второе объяснение имеет слово "разъединять", и это, на мой взгляд, ближе.
Есть два греческих слова с разными приставками: symballein и diaballein.
Приставка sym - "вместе", "со-единение". Отсюда "символ", "симбиоз". Т.е. процесс соединения, собирания, создания целого. В отношении личности это будет целостный, наполненный, в состоянии внутренней согласованности.
Приставка di - два. Два, значит не один, т.е. разъ-единение, разделение. В отношении личности это нецелостный, второе "Я", дву-личие, раздвоение личности, внутренний конфликт.
Таким образом и клеветник, и подстрекатель тоже разъединяют, ссорят, разводят. И в этом смысле действуют как Дьявол.
Внешним символом такого раздвоения у Дьявола являются рога.
Тень по мнению нашей "культурной" части заключает в себе все негативное. Все, что не вписывается в рамки нормы, приличного, подобающего, достойного поведения, вытеснено в негатив, в тень.
Само помещение, в котором происходит действие, я буду рассматривать как часть внутреннего пространства личности.
Это видимая, т.е. осознаваемая часть, сознание.
Теперь по сюжету клипа.
Космос, т.е. после хаоса. Довольно взрослая личность.
Большое, хорошее пространство, пригодное для жизни. В нем порядок, нет ничего лишнего, но создается ощущение пустоты, т.е. внутренняя пустота, нет наполненности, и не хватает света, т.е. нет вдохновения, радости, красок.
Прибор искусственного жизнеобеспечения, не подключен, но мигает.
Как будто некоторая искусственность, неполнота жизни. Все нормально, все по-правилам, но нет ощущения собственной идентичности, силы жизни.
Женщина сидит рядом со спящим юношей и держит его за руку.
Очевидно, что это уже не юная девушка, а взрослая женщина. Но по выражению лица, по тому, как именно она мила, можно сказать "как девочка". Т.е. не возникает ощущения зрелой женственности.
Женщина выглядит очень пристойно, правильно. Черный джемпер, белый топ, строгость в деталях, ничего лишнего, или вызывающего. Социально одобряеый образ - Персона.
Очевидно в этом образе ей уже стало "тесно", т.е. "хорошую девочку" она почти переросла. Но воспитание, наставления родителей, преподавателей, общества, все, что когда-то не подвергалось сомнениям, и то, что действительно "работало"..
От чего из этого следует отказаться, как выстроить границы личного пространства..?
В этом процессе очень важна позитивная часть Анимуса. Помните? "Позитивные значение - внутренний стержень, стремление к знаниям, расширению границ, образованию, самореализации, выбору истинных жизненных ценностей, выстраивание нового мировоззрения."
Как выглядит Анимус-юноша.
В общих чертах позитивный Анимус выглядит всегда более-менее одинаково.
Он молод, красив, в хорошей физической форме, силен, благороден.
Татуировка на предплечье напоминает геральдический символ, что свидетельсвует о высоком происхождении юноши. Возможно, этот юноша - принц?
Он лежит неподвижно, волосы зачесаны назад, торс обнажен, он доступен и открыт.
По сюжету этого разбора он скорее спит. Сон символизирует возрождение и непорочность. Спящий человек чист и беззащитен, как ребенок.
Таким образом юноша находится в состоянии, доступном для женщины. Т.е. он рядом, открыт, жив, здоров, стоит лишь почувствовать эту часть личности, разбудить, сделать активной.
Но в действиях женщины наблюдается некоторая нерешительность, излишняя осторожность. Как будто она боится его разбудить, или пока не готова.
По ее поведению можно предположить, что она ждет, когда юноша проснется и предложит свою помощь. Как настоящий принц из сказки, придет и спасет.
Но это должна сделать сама женщина. Это очень важно. Он готов, но действие за ней.
В какой-то момент появляется Тень. Она возникает, проникает в помещение откуда-то из стены, т.е. из области неосознанного, невидимого, но существующего.
Как правило Тень, активизируются в периоды трудностей, кризисов.
Т.е. в процессе внутреннего кризиса, переоценки, переосмысления, поиска себя, женщина обнаруживает ранее неизвестные качества. Эти качества удивляют и пугают её. Эта встреча была для нее полной неожиданностью.
В этот момент она собирается с силами, мобилизуется и пробуждает внутреннего юношу. Т.е. она осознает позитивные качества Анимуса и делает их своим ресурсом. И тогда Тень уходит.
Помещение рассматривалось мной как сознание женщины, и теперь видно, какие изменения в нем произошли.
Анимус пробудился - юноша очнулся и обнял женщину. Эта часть личности стала активной, действенной. В этой части пространства произошло осознание, объединение, приставка "sym".
А Тень ушла туда, откуда она и появилась. В область невидимого, неосознанного, и это, все еще, приставка "di".
Но встреча с Тенью состоялась, она появилась в сознании, была увидена.
Бесспорно в фигуре Тени присутствует многое из того, что важно трансформировать и сделать своей осознанной частью. Только с принятием "теневых" сторон получается глубокая, "вкусная", многомерная личность.
И еще одна трактовка
If this world is wearing thin
And you're thinking of escape
I'll go anywhere with you
Just wrap me up in chains
But if you try to go alone
Don't think I'll understand
Stay with me
Stay with me
Если этот мир потерял смысл
И ты думаешь о побеге
Я пойду с тобой куда угодно
Просто обмотай меня цепями
Но если ты попытаешься уйти один
Не думаю, что смогу это понять.
In the silence of your room
In the darkness of your dreams
You must only think of me
There can be no in between
When your pride is on the floor
I'll make you beg for more
Stay with me
Stay with me
В тишине твоей комнаты
В темноте твоих снов
Ты должен думать обо мне
Это не может быть иначе
Когда твоя гордость растоптана
Я заставлю тебя молить о большем.
Останься со мной.
You'd better hope and pray
That you make it safe
Back to your own world
Тебе лучше надеяться и молиться
Что ты сможешь сохранить ЭТО в своем мире
You'd better hope and pray
That you'll wake one day
In your own world
Тебе лучше надеяться и молиться
Что однажды ты очнешься в СВОЁМ мире
Cuz when you sleep at night
They don't hear your cries
In your own world
Ведь когда ты спишь ночью
Они не слышат твои крики
В твоем мире
Only time will tell
If you can break the spell
Back in your own world
И только время покажет
Сможешь ли ты снять заклятье со своего мира.
Итак, клип.
Космос, планеты, мерцающее звездами небо, прохладный синеватый свет, вся картинка немного нереальна, умышленно неправдоподобна. Как во сне, фантазии или сказке.
Глубина, бесконечность, таинственность, непознанное.
Создается впечатление необычайной тишины, замедления, медитативного транса, молитвы.
Весь мир вокруг словно замер. Ничто не может ни помочь, ни помещать.
Помещение, внутреннее пространство, в нем пусто, тихо и темно.
Женщина.
Её образ предельно лаконичен.
В одежде присутствует два противоположных цвета - черный и белый.
Это символизирует кризисность, переломность момента, "или-или", сложный выбор.
Преобладание черного вносит минорность, но также свидетельствует о внутренней собранности.
Деталь белого цвета под черным, т.е. "внутри", говорит о надежде и присутствии духа.
Но черный цвет сверху как-будто поглотил белое, осталась лишь небольшая часть..
Женщина стоит рядом с юношей.
Юноша символизирует духовность, мужественность. Те качества, которые так необходимы в трудных ситуациях.
Но сейчас он очень слаб. Он лежит неподвижно. Холодный свет придает его коже бледность.
Его тело покрыто белой тканью, которая ассоциируется у меня с Плащаницей. Плащаница является погребальным полотном, но одновременно с этим является охранительным символом, символом трансформации, победы Жизни над Смертью.
Женщина омывает юношу водой из медной чаши.
Вода имеет живительные свойства, "живая вода". Из-за своей способности превращаться в пар и лед, она является также символом трансформации.
Медь обладает известными целительными, ранозаживляющими свойствами. В древние времена талисманы из меди использовали для борьбы с колдовством и чарами. Медными колокольчиками и гонгами отгоняли нечистую силу.
Медная чаша вмещает, удерживает воду. Т.о. вода и металл "усиливают" друг друга.
Омовение, совершаемое женщиной, символизирует очищение, обновление, исцеление.
Но одновременно с этим действия женщины робки и нерешительны. В них есть сомнение.
Создается впечатление некоторой пассивности, т.е. окончательный выбор пока не сделан.
Тогда появляется еще одна, третья фигура.
Сверху, из ослепительно-яркого света выходит женщина. Женщина в образе Люцифера, или Люцифер в образе женщины.
Возгордившийся ангел, возомнивший себя Богом. Красивый, омерзительно-красивый, сияющий и светоносный.
На голове у него венок, по форме напоминающий терновый венок Христа..
Такая яркая, неожиданная встреча с проявленными качествами Люцифера повлияли на исход этой битвы.
Женщина мобилизуется, защищает юношу, свою духовность, внутренний мир от вторжения, и побеждает.