Что скрывает в себе волшебная сказка?

Автор статьи: Евгения Елисеева

Давным-давно в далекой-далекой стране жили-были... Так обычно начинаются все сказки, любимые нами в детстве. И у каждого из нас была любимая сказка, которую мы были готовы слушать или перечитывать множество раз. А потом, став взрослыми, рассказывали ее своим детям. И, возможно, вы и сейчас можете вспомнить свою любимую сказку, а может и не одну... Да и, став взрослыми солидными людьми, мы часто читаем приключенческие, фантастические или любовные романы - сказки для взрослых.

Что же такого есть в сказках, что так нравиться и детям, и взрослым? Возможно реализация наших несбыточных желаний и тоска по приключениям, а может жизненные уроки и правила поведения в сложных ситуациях?
Уже очень давно сказки, истории и притчи стали объектом исследования лингвистов, фольклористов и психологов. Различные психологические направления исследуют сказочные сюжеты, находят в них скрытые смыслы и стереотипы человеческого поведения. Есть даже целое направление в психотерапии, называемое сказкотерапией.

Что же такого уникального и интересного нашли специалисты в сказке?

Еще, будучи студенткой психологического факультета и изучая психотерапию, я задумалась над тем, что сказки и притчи как-то уж очень похожи на психотерапевтический процесс: у главного героя (клиента) возникают проблемы и он отправляется в путь на поиски решения. На пути у героя (клиента) встречаются враги (проблемы) которых надо победить, помощник (психотерапевт, психолог), которым может указать путь и дать какой-либо артефакт (ресурс) для того, чтоб с этим врагом (проблемой) справиться и в конце обязательно получает награду (желаемое состояние, решение, выздоровление и т.д.).

А затем мне в руки попала интереснейшая книга русского лингвиста Владимира Яковлевича Проппа "Морфология волшебной сказки" в которой он предложил модель построения сказочного сюжета волшебной сказки. В. Я. Пропп выделил в сказке семь основных персонажей (ролей), выполняющих определенные действия (функции):

- герой в мужской сказке (например, Иван-царевич) или героиня в женской (Василиса Прекрасная)
- антагонист (Мачеха, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч…)
- отправитель (отец Настеньки, царь…)
- ложный герой (сестры и братья героев)
- даритель (Баба-Яга, Фея, Мудрец…)
- помощник (печка, яблонька и речка - кисельные берега, Медведь, заяц, селезень и щука, которых Иван-Царевич не убил…)
- царевна или принц (царь) в награду (в зависимости от того, женская или мужская эта сказка).

Каждый из персонажей выполняет свойственные только им действия (функции). В.Я. Пропп определил функцию как поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия

Вот как сформулировал Пропп постулаты своей работы:

1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо о того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено. Всего насчитывается 31 функция.
3. Последовательность функций всегда одинакова.
Не все функции присутствуют всегда, но число их ограничено и порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, обычно неизменен.

Подготовительная часть сказки:
1. Отлучка - Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет - "Не заходи только в десятую комнату"; "Не ходи со двора".
3. Нарушение - Побежала Аленушка с подружками, заигралась
4. Выведывание - Стала ведьма вызнавать, выспрашивать.
5. Выдача - "Но царевна все ж милее..."
6. Подвох - Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество - Царевна ест предложенное старухой яблочко.
8. Вредительство (или недостача) - Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой болезнью.

Завязка:
9. Посредничество - "Иди, Марьюшка, братца искать..."
10. Начинающееся противодействие - "Позволь мне, царь, попытать счастья..."
11. Отправка - Царевич отправился в путь.

Основная часть:
12. Первая функция дарителя - Стала Баба-Яга вопросы спрашивать;
13. Реакция героя - "Ты б меня сперва накормила, напоила...";
14. Получение волшебного средства - Дал старичок Ивану коня; "Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению..."
15. Перемещение в иное царство - Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков истоптала;
16. Борьба - Стал Иван биться со змеем-горынычем;
17. Клеймение - Расцарапал ему Змей всю щеку;
18. Победа - Завертелся Кощей волчком и сгинул.

Завершение основного сюжета:
19. Начальная беда или недостача ликвидируется - Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица.
20. Возвращение - Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой.
21. Погоня - Бросились гуси-лебеди в вдогонку.
22. Спасение - Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море пила-пила, да и лопнула.
На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет, в котором действуют лжегерой (чаще всего брат или братья героя).

Дополнительный сюжет:
Первая его часть (новое вредительство) аналогична функциям 8-15:
8 Братья похищают добычу;
10-11 Герой снова отправляется на поиски;
12-14 Герой снова находит волшебное средство;
15 Возвращение с новым средством домой;

Далее при таком развитии появляются новые функции:
23. Неузнанное прибытие - Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.
24. Необоснованные притязания - Генерал заявляет царю: "Я - змеев победитель".
25. Трудная задача - "Кто поднимет змеиную голову - тому и царевна достанется"
26. Решение - Подошел Иван, только тронул...
27. Узнавание - Показал он заветное колечко, узнала его царевна.
28. Обличение - Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфигурация - Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего.
30. Наказание - Посадили служанку в бочку, скатили с горы.
31. Свадьба, воцарение - Получил Иван царевну и полцарства.

По этому сценарию построены не только сказки, но и фантастические, приключенческие и любовные истории. Если вспомнить сюжет любого фантастического боевика, вестерна или мелодрамы, то можно найти похожую последовательность событий.

А теперь давайте разберемся с психологическим смыслом основных ролей и функций волшебной сказки.

Герой (или героиня) в сказке с точки зрения психологии - это человек в состоянии внутреннего конфликта убеждений ("низы не хотят, а верхи не могут").
Антагонист - это сам внутренний конфликт, на борьбу с которым и отправляется главный герой. А начинается все с нарушения запрета при отлучке родителей (1-3 функции). Это естественное поведение любого ребенка или взрослого, ведомого любопытством.

Познание нового, проверка достоверности запретов, исследование и взросление - все это не возможно без нарушения запретов. И всегда за этим следует выведывание и выдача (4-5 функции). Есть старая добрая мудрость: "Все тайное рано или поздно становиться явным".

Подвох, пособничество и вредительство (6-8 функции) - это те проблемы, которые обычно встречаются на жизненном пути каждого человека. Еще психологи называют это возрастными кризисами. И всегда найдутся люди и обстоятельства, которые способствуют тому, чтобы человек стал искать пути решения сложившихся проблем. Функции 9 - 11 можно рассматривать как мотивационную составляющую поведения человека, не важно внешнюю или внутреннюю.
Обратите внимание, что для того, чтобы решить проблемы, главному герою в сказке надо отправиться в далекий путь: в темный лес, на дно колодца, в тридевятое царство - тридесятое государство…(Функция 15). Символически это переход от сознательного восприятия мира, где возникла проблема, к бессознательному. Ведь именно мудрое бессознательное (или интуиция, духовное наше начало) способно разрешить любые трудности и проблемы.

Отдельно хочу уделить внимание функциям дарителя (12-14). Даритель - это мы сами, наше внутреннее "Я", наша душа, наше бессознательное. Оно изобилует ресурсами и возможностями и всегда готово поделиться, вот только мы не всегда готовы принять и понять его дары. Именно поэтому часто в сказках герои игнорируют первые дары "Съешь мои ржаные пирожки", - говорить Печка. А девочка отвечает: "Я дома у матушки и пшеничные не всегда кушаю".
Герой получает волшебное средство: артефакт или информацию (метафора необходимого ресурса). Но сама сила без ответственности и определенного поведения со стороны героя ничего не значит. Герою предстоит борьба или трудная работа (Функция 16). Часто от героя требуется смекалка, чтобы правильно применить полученные ресурсы. Во многих сказках герою приходиться воспользоваться этой силой неоднократно, и очень часто это не проходит бесследно для героя (17 функция - клеймение). В результате разрешения внутреннего конфликта человек изменяется. Отмирают старые убеждения и стереотипы поведения и формируются новые ценности (новообразования).

В основном сюжете есть еще две функции, на которые стоит обратить внимание: погоня и спасение (21 и 22). На символическом уровне это соответствует постепенному отказу героя от старой жизни. Ведь ни одна привычка не пропадает мгновенно. Требуется определенная работа со стороны человека и, конечно же, время для укрепления новообразований.

Часто в сказках встречается дополнительный сюжет и лжегерои. Это интересная тема для нашего с вами исследования. Кто такие эти лжегерои? Обычно братья или сестры главного героя. Они также отправляются на поиски решения проблемы, но, выбирая неверный путь или поведение, терпят неудачу. Это урок для героя: поступай правильно. Очень часто лжегерои не только поступают неверно, но и присваивают себе победу и славу героя (Функция 8 дополнительного сюжета), и герою предстоит вновь отправиться на поиски ресурсов (Функции 10-15 дополнительного сюжета). На символическом уровне это означает, что герой еще не решил всех своих проблем и не победил всех своих "драконов".

Когда герой возвращается из далекого путешествия он остается неузнанным (Функция 23) и для того, чтобы доказать другим кто он есть на самом деле, герою следует выполнить трудную задачу (Функции 24-27). С точки зрения психологии это вполне вписывается в процесс социализации и адаптации человека. После перерождения человека в новом качестве сильно меняется не только его поведение, но и мировосприятие. А близкие и родные воспринимают его по старому. Герою надо доказать свое право быть другим, быть взрослым. Об этом свидетельствует и функция 29 - трансфигурация. И в итоге герой получает награду (жену или мужа, царство).

И в завершении хочется обратить ваше внимание на такие функции как обличение (28) и наказание (30) лжегероев. Это тоже урок и предупреждение: вернешься к старому - будешь тоже наказан.

Это поверхностное рассмотрение сюжета волшебной сказки дает нам не только понимание значения волшебной сказки в процессе развития и социализации человека как личности, но и порождает огромное количество вопросов, на которые, я думаю, мы с вами вместе можем найти ответы. Важно только внимательно читать и слушать сказки. В них огромное количество смыслов. И каждый сможет найти в них урок для себя.



Просмотров: 174
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • Техника работы с жизненным сценарием "Любимый герой из сказки"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Обучающие сказки для дошколят "НОТЫ", "Про гигиену"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Культура или секс? "Это прилично" или "я хочу"...
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Работа с МАК. Техника "Путь героя".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • "Дайте ребёнку пример героя, или он найдёт свой"
  • Хватит это терпеть или жизнь "Все плохо"
  • Сказка о Метком Лучнике. По следам игры "Путь Героя"
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь