|
Что скрывает в себе волшебная сказка?Автор статьи: Евгения Елисеева
Давным-давно в далекой-далекой стране жили-были... Так обычно начинаются все сказки, любимые нами в детстве. И у каждого из нас была любимая сказка, которую мы были готовы слушать или перечитывать множество раз. А потом, став взрослыми, рассказывали ее своим детям. И, возможно, вы и сейчас можете вспомнить свою любимую сказку, а может и не одну... Да и, став взрослыми солидными людьми, мы часто читаем приключенческие, фантастические или любовные романы - сказки для взрослых. Что же такого есть в сказках, что так нравиться и детям, и взрослым? Возможно реализация наших несбыточных желаний и тоска по приключениям, а может жизненные уроки и правила поведения в сложных ситуациях? Что же такого уникального и интересного нашли специалисты в сказке? Еще, будучи студенткой психологического факультета и изучая психотерапию, я задумалась над тем, что сказки и притчи как-то уж очень похожи на психотерапевтический процесс: у главного героя (клиента) возникают проблемы и он отправляется в путь на поиски решения. На пути у героя (клиента) встречаются враги (проблемы) которых надо победить, помощник (психотерапевт, психолог), которым может указать путь и дать какой-либо артефакт (ресурс) для того, чтоб с этим врагом (проблемой) справиться и в конце обязательно получает награду (желаемое состояние, решение, выздоровление и т.д.). А затем мне в руки попала интереснейшая книга русского лингвиста Владимира Яковлевича Проппа "Морфология волшебной сказки" в которой он предложил модель построения сказочного сюжета волшебной сказки. В. Я. Пропп выделил в сказке семь основных персонажей (ролей), выполняющих определенные действия (функции): - герой в мужской сказке (например, Иван-царевич) или героиня в женской (Василиса Прекрасная) Каждый из персонажей выполняет свойственные только им действия (функции). В.Я. Пропп определил функцию как поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия Вот как сформулировал Пропп постулаты своей работы: 1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо о того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок. Подготовительная часть сказки: Завязка: Основная часть: Завершение основного сюжета: Дополнительный сюжет: Далее при таком развитии появляются новые функции: По этому сценарию построены не только сказки, но и фантастические, приключенческие и любовные истории. Если вспомнить сюжет любого фантастического боевика, вестерна или мелодрамы, то можно найти похожую последовательность событий. А теперь давайте разберемся с психологическим смыслом основных ролей и функций волшебной сказки. Герой (или героиня) в сказке с точки зрения психологии - это человек в состоянии внутреннего конфликта убеждений ("низы не хотят, а верхи не могут"). Познание нового, проверка достоверности запретов, исследование и взросление - все это не возможно без нарушения запретов. И всегда за этим следует выведывание и выдача (4-5 функции). Есть старая добрая мудрость: "Все тайное рано или поздно становиться явным". Подвох, пособничество и вредительство (6-8 функции) - это те проблемы, которые обычно встречаются на жизненном пути каждого человека. Еще психологи называют это возрастными кризисами. И всегда найдутся люди и обстоятельства, которые способствуют тому, чтобы человек стал искать пути решения сложившихся проблем. Функции 9 - 11 можно рассматривать как мотивационную составляющую поведения человека, не важно внешнюю или внутреннюю. Отдельно хочу уделить внимание функциям дарителя (12-14). Даритель - это мы сами, наше внутреннее "Я", наша душа, наше бессознательное. Оно изобилует ресурсами и возможностями и всегда готово поделиться, вот только мы не всегда готовы принять и понять его дары. Именно поэтому часто в сказках герои игнорируют первые дары "Съешь мои ржаные пирожки", - говорить Печка. А девочка отвечает: "Я дома у матушки и пшеничные не всегда кушаю". В основном сюжете есть еще две функции, на которые стоит обратить внимание: погоня и спасение (21 и 22). На символическом уровне это соответствует постепенному отказу героя от старой жизни. Ведь ни одна привычка не пропадает мгновенно. Требуется определенная работа со стороны человека и, конечно же, время для укрепления новообразований. Часто в сказках встречается дополнительный сюжет и лжегерои. Это интересная тема для нашего с вами исследования. Кто такие эти лжегерои? Обычно братья или сестры главного героя. Они также отправляются на поиски решения проблемы, но, выбирая неверный путь или поведение, терпят неудачу. Это урок для героя: поступай правильно. Очень часто лжегерои не только поступают неверно, но и присваивают себе победу и славу героя (Функция 8 дополнительного сюжета), и герою предстоит вновь отправиться на поиски ресурсов (Функции 10-15 дополнительного сюжета). На символическом уровне это означает, что герой еще не решил всех своих проблем и не победил всех своих "драконов". Когда герой возвращается из далекого путешествия он остается неузнанным (Функция 23) и для того, чтобы доказать другим кто он есть на самом деле, герою следует выполнить трудную задачу (Функции 24-27). С точки зрения психологии это вполне вписывается в процесс социализации и адаптации человека. После перерождения человека в новом качестве сильно меняется не только его поведение, но и мировосприятие. А близкие и родные воспринимают его по старому. Герою надо доказать свое право быть другим, быть взрослым. Об этом свидетельствует и функция 29 - трансфигурация. И в итоге герой получает награду (жену или мужа, царство). И в завершении хочется обратить ваше внимание на такие функции как обличение (28) и наказание (30) лжегероев. Это тоже урок и предупреждение: вернешься к старому - будешь тоже наказан. Это поверхностное рассмотрение сюжета волшебной сказки дает нам не только понимание значения волшебной сказки в процессе развития и социализации человека как личности, но и порождает огромное количество вопросов, на которые, я думаю, мы с вами вместе можем найти ответы. Важно только внимательно читать и слушать сказки. В них огромное количество смыслов. И каждый сможет найти в них урок для себя. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|