|
СОБЕРИ СЕБЯ САМ: анализируй это, синтезируй то!Автор статьи: Ольга Устюжанинова
Мы, люди, привыкли измерять жизнь противоположными категориями. Нам так проще в ней ориентироваться. Только зрелая личность понимает, что любое противопоставление условно, что жизнь не делится на черное и белое, на плохое и хорошее. Психологически зрелый человек не впадает в крайности, имея на события и явления собственную точку зрения. Определенную позицию, отношение, выстроенное относительно самого себя (не только как индивида, но и как части больших систем, как сознания, вмещающего представления о мире в целом, обществе и других людях). Такая позиция требует целостности, центрированности и определенности собственного Я. А еще - нахождения здесь и сейчас, потому что только в этой точке пространства и времени мы реальны и полностью владеем своей силой. А как часто мы находимся в собственном центре или хотя бы где-то неподалеку, но в контакте с ним? Впрочем, вопрос скорее риторический - зрелая личность в нашем социуме - как то несчастное сферическое животное, - скорее легенда, чем человек, которого можно встретить, просто выйдя на улицу. Обычное же наше состояние предполагает бОльшую раздробленность, когда бал поочередно правят то, хорошо осознаваемая часть личности, то ее вытесненная в бессознательное часть (Тень). Но как бы то ни было, выбор оставаться упрощенной версией самого себя или расти, есть у каждого. Быть целым человеком или только его частью. А как расти? Так, как задумано самой природой, как развивается плод в утробе матери. Чередовать операции по анализу и синтезу воспринимаемой информации и быть проницаемым к этой самой новой информации (в том числе, эмоциональной и чувственной). Давайте начнем производить эти операции прямо сейчас, заглянув в структуру собственной психики, где, как персонажи из книги, в борьбе и единстве живут наши субличности. Часть 1. Анализ Внутренний Заботливый Родитель и его Тень - Критикующий Родитель Абсолютные категории, не подлежащие сомнению (равно как и разумному объяснению) убеждения, утверждения, истинность которых невозможно проверить, критика, приказы, запугивания, многочисленные «долженствования», порицания, осуждения, рассуждения о грехе, приклеивание ярлыков - все это работа одной из функций нашего сознания, которую Зигмунд Фрейд назвал Суперэго. В учении Фрейда, Суперэго – источник ограничений и запретов, а его возникновение в структуре психики отец психоанализа связывал с необходимостью человека жить в обществе себе подобных, подчиняясь законам иерархии. Родоначальник трансактного анализа личности, психотерапевт Эрик Берн, называл эту функцию иначе - Внутренним Родителем, так как она содержит установки, полученные в детстве от родителей и воспитателей (в роли воспитателей могут выступать также общественные институты и масс-медиа). Казалось бы, не самая приятная функция. Но давайте взглянем на это с другой стороны. Наша родительская часть также является и вместилищем моральных принципов, шаблонов поведения, позволяющих выживать и адаптироваться к обществу, что называется «на автопилоте». Это «хранилище» заархивированного опыта биологических родителей, воспитателей, дедушек и бабушек и, наконец, культурных кодов множества поколений, живших до нас. Возможно, эти шаблоны уже не актуальны. Возможно, они не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Но пока человек не наработал свой личный опыт, и не готов жить своим умом – чьим умом ему еще жить? Критически оценивать внутреннего Критика кто-то начинает в 15 лет (и тогда это может быть еще не вполне объективная оценка на уровне «А судьи кто?»), а кто-то не начинает никогда. В любом случае, принципы, приоритеты, цели в жизни выстраиваются не только из наших сиюминутных желаний и потребностей, они корректируются в соединении с интересами близких людей, общества, и как знать – возможно, с какими-то еще планами свыше (предположение, которое невозможно ни подтвердить, не опровергнуть ;)! Способность терпеть определенные ограничения, а позже - выдерживать дисциплину и укладываться в заданные рамки - важные навыки, формирующиеся в детском возрасте во взаимодействии с родителями. Они позволяют в дальнейшем стуктурировать себя и свою жизнь. Важно конечно, чтобы необходимость ограничений объяснялась ребенку, исходя из элементарных причинно-следственных связей, а не внедрялась в нежную психику через угрозы или шантаж. А еще, у нашего Внутреннего Родителя есть то, чего возможно, недодали родители настоящие – способность позаботиться о наших индивидуальных потребностях. То, что не всегда способны увидеть и понять другие люди (они же не знают нас изнутри)! Только этого Заботливого Родителя в себе еще надо суметь вырастить, тренируя самоподдержку, самопринятие, спокойную и уверенную любовь к себе, умение говорить «нет» тому, что причиняет боль и разрушает веру в себя (не путать с гордыней и отрицанием реальности!) либо наносит физический вред. Создавая безопасные границы - правила, по которым другим людям разрешается или не разрешается взаимодействовать с нами. Поощряя занятия, приносящие удовольствие. Подбадривая себя в трудные времена. Положительно оценивая творческие проявления, искренние эмоции, тягу к новому. Уважая себя за собственное мнение. В общем, делая все то, что нужно нашему Внутреннему Ребенку – функции психики, которую ученик Эрика Берна, Клод Штайнер делил на Естественное и Раненное Дитя. Внутренний Естественный Ребенок и его Тень – Раненный Ребенок Главное условие выживания ребенка – любовь к нему со стороны родителей. Она обеспечивает ему заботу о его потребностях. Здоровая, неискаженная родительская любовь позволяет ребенку проявлять свое естество: радоваться, доверять, удивляться новому, активно исследовать все вокруг, быть спонтанным, верить в чудеса, творить, искренне выражать свои чувства и высказывать свое мнение. Другими словами – жить, а не просто существовать. Часть нас всегда остается ребенком, сохраняя и оберегая от требований, предъявляемых миром взрослых, наши самые искренние желания и мечты, интересы и склонности, способности к фантазии и игре, интуицию и проницательность. В терминологии Зигмунда Фрейда детская часть психики называется ИД, она же является источником человеческой сексуальности (либидо) - энергии жизни и любви. Действительно, попробуйте заняться сексом без всего вышеперечисленного… даже если у вас что-то, и получится - это будет чисто технический акт. К сожалению, даже самые заботливые и любящие родители в процессе воспитания обязательно травмируют своего ребенка. Что говорить о тех родителях, психика которых была серьезно покалечена в их собственном детстве.…И тогда у нашего Внутреннего Ребенка появляется Тень - Раненный Ребенок. Он может проявлять тревогу и недоверие по отношению к людям, страдать от ощущения одиночества и покинутости, считать этот мир ужасным местом и, спасаясь от боли, изолировать себя от искренних контактов с людьми. Он может чувствовать себя ничтожным, приспосабливаться, угождая всем вокруг или разрушать себя, пытаясь соответствовать непомерно высоким требованиям, чтобы только заслужить любовь. Может затаить злость, стать ревнивым и жадным, подавлять свои чувства, боясь расстаться с доходящими до него крохами тепла, или сделать ставку на обольщение всех в радиусе видимости, оставаясь при этом глубоко несчастным. Часть 2. Синтез Все видится в сером цвете? Не хватает эмоций, креатива или физической энергии? Они есть у вашего Малыша, но он не отдает их вам, пока он несчастен, обозлен и напуган жестоким обращением теперь уже вашего собственного внутреннего Критикующего Родителя. И тогда вы словно враг самому себе – оттягиваете важные дела, саботируете собственные проекты, не можете дождаться вдохновения или портите отношения с близкими внезапными эмоциональными срывами. Если ваша стрела летит мимо цели, и жизнь не складывается – проанализируйте свои шаблоны поведения и свои верования, поработайте над их изменением. Конечно, делать это лучше в тандеме со специалистом, который откроет вам ваши «слепые зоны». Но и самоанализ и самосинтез – занятия весьма полезные. Можно начать с практических упражнений рационально-эмоциональной терапии Альберта Эллиса, или проделать по шагам процедуры из арсенала нейро-лингвистического программирования (работа с субличностями, цикл изменения убеждений, контрфобические техники и многие другие). Можно следовать техникам самотерапии и личностного роста, изложенным в книге Мюриэл Шиффман «Лицом к подсознанию». Иногда не так важно, что именно практикует человек для своего освобождения. Для вашего подсознания вы уже – Герой, если просто уделяете себе внимание. Исцеляя свою детскую часть, мы собираем из осколков свою жизнь, возвращаем в нее радость и смысл, освобождаем энергию, украденную тенью. Став самому себе Заботливым Родителем, залечив свои детские раны, проведя ревизию убеждений, которыми снабжает нас наше Суперэго и, протестировав их на соответствие реальности, мы начинаем наш собственный, уникальный путь в жизни и, наконец, становимся по-настоящему Взрослыми людьми, способными хорошо позаботиться о себе во всех смыслах. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|