|
Жизнь: ценить или обесценивать…Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
И сытость есть ценность, если знаешь, чем жить после обеда. Но если других ценностей нет, не будет и этой — вместо сытости наступит пресыщенность: озлобленность фактом, что есть всё время невозможно. Александр Круглов Если спросить кого-либо о том, что для него будет самым важным, то ответы будут самыми разными. Для кого-то это финансовый успех, для кого-то гармоничная семья, кто-то скажет, что здоровье, а кто-то спит и видит, как его будут любить все подряд… Ценности у каждого свои. Они направляют и определяют во многом то, как мы живем, к чему стремимся, с кем общаемся, о чем мечтаем. Без них трудно представить нашу жизнь. Наделение ценностью… Ценности мотивируют нас, хотим мы того или нет. Это значит, что мы не всегда осознаем их. Но их проявление на себе ощущаем всегда. Как известно, есть два способа, с помощью которых можно осознать свои ценности: ситуации, когда они удовлетворяются либо, наоборот, нарушаются. Например, мы вдруг понимаем, что нам приятно, когда нас хвалят или одобряют: ставят хорошие оценки, дают грамоты, ставят лайки за фото, видео или статьи. Если ранее мы смотрели на тех, кто занимается сбором подобных доказательств социального одобрения с удивлением, то теперь понимаем, в чем здесь дело. Мы осознали такую ценность, как «социальное одобрение», ощутили на себе, что она удовлетворена, что она действительно существует и несет в себе пользу. Другой пример, это когда мы приходим магазин, а продавец даже не удосуживается нам что-то нормально объяснить или показать. Почувствовав себя неловко или даже раздраженно, первое, что мы хотим найти в этом магазине, это выход. Почему мы вдруг так себя ведем и ощущаем? Дело в том, что была нарушена такая важная для нас ценность, как «уважение». Итак, механизм того, как что-то становится для нас ценным, весьма прост и понятен. Мы должны ощутить на себе пользу от обладания чем-то, неважно материальное оно или нет. Либо мы испытаем дискомфорт и боль из-за того, что этого хорошего лишились. Иерархия ценностей Однако не все так просто. Оказывается, что мы можем поменять свое решение кардинальным образом, если «включится» ценность более высокого уровня. Вернемся к примеру с магазином. Мы ушли оттуда, потому что нам не уделили должного внимания, не проявив уважения. Рассмотрим причину, по которой мы все равно вернулись бы в тот магазин и совершили бы покупку. Например, поняв, что этот товар есть только там, причем он важен для здоровья наших близких. Тогда бы мы, скрепя сердцем и заглушив ворчание задетого эго, вернулись в магазин за покупкой. В этот момент более высокая ценность «здоровье близких» взяла на себя контроль за нашим поведением у ценности «уважение», которая говорила о совершении обратного. Получается, что наши ценности не так просты, как может показаться. Зачастую это не только ответ на вопрос «нравится или не нравится», а еще и многоуровневая система со своей иерархией. Другими словами, там есть свои начальники и подчиненные. Обесценивание Если с самими ценностями и их иерархией все тоже более-менее понятно, то существует еще один странный, на первый взгляд, феномен – обесценивание. Что это такое? Допустим, вы идете себе спокойно на работу или просто на улицу, спускаясь по лестнице, и ваш взгляд вдруг падает на купюру в размере тысячи рублей, бесхозно лежащую но одной из ступенек. Так как хозяина купюры найти будет непросто, то вы скорее всего произнесете про себя мысленное «Вау!» и захотите ее поднять. Конечно, ведь это воспринимается как неожиданный и приятный подарок свыше. А теперь представьте, что подобное начинает с вами происходить каждый день. Уверен, что через неделю вы начнете воспринимать эти фокусы как нечто обыденное и само собой разумеющееся. Вместе с этим ценность каждого следующего подарка судьбы будет неизбежно снижаться, пока вы вообще не забудете об этом. Или даже наоборот, начнете раздражаться, не найдя своей «законной» тысячи на ступеньке. Так работает механизм обесценивания, присущий нашей психике. «Что имеем – не храним, потерявши - плачем» - довольно метко говорится о нем в данной поговорке. Удивительно, но именно этот странный механизм наделяет для нас повышенной ценностью то, что у нас нет, и обесценивает то, чем мы обладаем. Не случайно один из создателей нейролингвистического программирования, Ричард Бэндлер посмотрел как-то на свою жизнь с двух параметров: хотеть и иметь и с точки зрения «+» и «-» на каждой из осей. Получилось, что жизнь можно разделить на четыре сектора: 1.Хочу и имею, то есть собственно имеющиеся ценности 2.Не хочу, но имею, то есть различные проблемы 3.Хочу, но не имею, то есть цели, желания и мечты 4.Не хочу и не имею, то есть все наши страхи и опасения И если чаще всего с клиентом работа осуществляется во втором и третьем секторах, то первый представляет собой особенную область. Многие, ответив, на первый вопрос, обнаруживают, что, оказывается, у них много чего хорошего есть, но только они почему-то забывают об этом. Здесь нет ничего удивительного. От наслаждения и созерцания собственной зоны комфорта первого сектора здорово отвлекают второй и третий секторы. Когда мы думаем о проблемах, то отдаем им много времени, энергии и сил. Оставшееся время, энергию и силы мы отдаем мыслям о том, чего у нас нет, но мы хотим получить. В результате содержимое квадрата «хочу и имею» остается как бы без нашего внимания. А ведь именно он представляет собой фундамент для всей нашей системы ценностей. Получается, что наше сознание постоянно занято стрессовыми мыслями второго и третьего секторов. Это либо наши нерешенные проблемы, либо переживания по поводу того, что у кого-то уже есть, а у нас почему-то все нет и нет. Кстати, стоит упомянуть и о «страшном» четвертом секторе. Как ни печально, но в последнее время от клиентов все чаще слышу запросы о том, как бы оградиться от токсичной информации. Благодаря СМИ, новостям, разоблачительным передачам «про правду», четвертый сектор активизируется все сильнее. Ненужная информация из разряда «не хочу и не имею» преподносится в самом красочном и подробном виде… Где тут наслаждаться тем, что «хочу и имею»?! В чем секрет удовлетворенности жизнью? Почему нам так нравится смотреть на детей или животных? Они играют, дурачатся, бегают, прыгают, при этом искренне радуются и наслаждаются жизнью. Даже если случается что-то неприятное, то они быстро переключаются и вскоре забывают об этом. Как у них это получается? Они просто находятся «здесь и сейчас». Для детей нет никаких навязчивых «там и тогда», где большую часть жизни проводят взрослые. Конечно же, у последних зачастую не остается выбора, чтобы не думать обо всем этом: о втором, третьем и даже четвертом секторах… Ведь столько в жизни проблем, недостигнутых целей и просто всего страшного. Однако, в действительности это лишь мыслительная привычка. Исключая ценность «здесь и сейчас», того, чем мы, к счастью, обладаем, мы обесцениваем свою жизнь и достижения. Они становятся как бы невидимыми. Мы проходим мимо, не замечая, любимую жену, детей, забываем о том, что обладаем на самом деле неплохим здоровьем, что надоевшая работа все-таки приносит доход и обеспечивает стабильность… Чем больше времени мы проводим в «там и тогда» вместо «здесь и сейчас», тем сильнее подпитываем механизм обесценивания, заставляющий нас гоняться за ценностями-призраками. Достигнув желаемого, мы понимаем, что ценность этого вновь приобретенного снова начинает стремительно падать, и мы опять впрягаемся в новую гонку, не успев толком насладиться тем, что получили. В заключение хочу сказать еще о глубинных ценностях. Они находятся на весьма высоком абстрактном уровне, поэтому надежно скрыты от сознания и нашей логической части. Последняя никак не поможет «докопаться» до такого уровня ценностей, разве что предположить, что «там что-то все-таки есть». Открываются глубинные ценности зачастую в экзистенциальные моменты, приводящие к глобальной переоценке всего того, что мы имеем и кем являемся. При этом, вследствие эффекта иерархии, при котором открывается более высокий (или глубокий) уровень, наше поведение и жизнь могут измениться кардинально, словно мы стали каким-то совершенно другим, но, в то же время, до боли знакомым нам самим человеком… В завершение статьи притча от Феано про Цель и Смысл. Однажды разговорились Смысл и Цель. Первой начала разговор Цель: — Я всегда знаю себя, и это является для человека главной опорой его жизни. А вот ты, Смысл, вечно ускользаешь из поля зрения, ведёшь себя как-то странно: то есть, то мгновенно и нет тебя. Даже трудно выразить в словах твоё поведение. Смысл слушал эти слова спокойно и без каких-либо эмоций, не возражая, но и не соглашаясь. Тогда Цель продолжила своё выступление, точнее, наступление: — Я, как ты видишь, представляю для устремлённого человека не просто опору жизни, но и стимул любого действия. Уж если многие люди жертвуют ради меня даже свои жизни, то это подтверждает мою ценность для них. — Странно, — промолвил Смысл в ответ на последние слова Цели, — ценность жизни, ради которой отдают жизнь? Поясни мне себя, пожалуйста! — Да это просто! — улыбнулась Цель. — Например, человек отдаёт свою жизнь за счастье своего народа в битве или в труде! — Понятно, — задумчиво произнёс Смысл. — Цель — это счастье народа, а не своё счастье. Но не настоящее счастье, а предполагаемое будущее счастье всего народа, которого может ведь и не быть? Сколько уже погибло миллиардов людей за счастье своего народа, а где эти счастливые народы? Сколько родителей жертвовали свои жизни за счастье детей, которые так и не стали счастливыми? — Нет, — возмутилась в ответ Цель, — ты всё переворачиваешь наизнанку! Цель — это понимание смысла жизни. — Вот теперь ты верно говоришь, — странно улыбнулся Смысл неуловимой улыбкой бытия.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, психотерапевт Возвращаться к себе никогда не поздно! А еще это может быть легко и приятно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|