|
Последовательное и подобное, анализ и синтезАвтор статьи: Кокорин Михаил Валерьевич
Далее я хочу обсудить еще один важный аспект понимания правополушарного и левополушарного восприятия-мышления – соответственно подобное и последовательное. Вы когда-нибудь думали о том, что время и пространство в таком виде, как его сегодня описывает наука и как их понимает большинство цивилизованных людей, – это плод «левополушарного» мышления. Левое полушарие мыслит последовательно, только так оно может быть спокойно, что все в порядке. Сначала А, потом В, потом С. Это координаты, не важно в пространстве или во времени. Что-то ближе, что-то дальше. Сначала одна мысль, потом другая. Это левополушарная логика. В ней нет ничего плохого - как мы уже говорили, порядок нам нужен для стабильности. Но есть одно большое «НО». Когда мы мыслим упорядоченно, шаг за шагом, мы уходим в лабиринт воображения и не видим целого. Например, если Вы будете отвечать на вопрос – что такое Северный полюс, то Вам придется вспоминать информацию, которую Вы слышали от кого-то, но сами Вы никогда на Северном полюсе не были. То есть Вы будете его воображать, а не делиться своим опытом. Еще пример – если Вас спросить о том, что происходит у Вас за спиной, Вы можете об этом догадываться, используя воображение и включая анализ, пока не повернете голову и не увидите все сами. Объясню еще подробнее, как в данном случае включается логическое последовательное мышление. Дело в том, что Вам приходится сначала вспоминать, что там было? То есть Вы, вспоминая образы прошлого, включаете воображение. Затем Вы должны по косвенным признакам, то есть отсутствию каких-либо звуков, световых, обонятельных и других ощущений в настоящем, прийти к умозаключению, что там за Вашей спиной с того момента, как Вы это видели, ничего не изменилось, осталось по-прежнему. Это позволяет Вам сделать вывод, что в будущем, когда Вы снова туда посмотрите, Вы увидите то же самое, что и раньше. Так работает логика, включая последовательность образов из памяти и воображения. Если бы за Вашей спиной Вы услышали во время анализа какой-нибудь грохот или почувствовали, например, запах дыма, то логика использовала бы для ответа большее количество образов. Но в любом случае это было бы предположение. По-другому работает правополушарное, подобное, ассоциативное мышление. Оно реагирует мгновенно по принципу сходства, целиком на всю ситуацию в настоящем. То есть, если Вы когда-то были в дурном расположении духа, и в этот момент хлопнула форточка, потянуло сквозняком, под окном проехал трамвай, а на кухне текла вода и работал телевизор, то в другой момент, когда у Вас будет прекрасное настроение, но вдруг совпадут все перечисленные события или хотя бы часть из них - Вы вдруг можете снова впасть в тоску и депрессию, ПОДОБНУЮ ранее испытанной. В этом нет логики, поскольку нет последовательности, логической цепочки. События совпали и Вы вошли в ассоциативный образ! Еще пример. Парень пытается успокоить раздраженную подругу, обнять ее, поцеловать, она его отталкивает и продолжает обижаться. В другой день, когда ничто не предвещало беды, парень обнимает и целует девушку, но вдруг она на него начинает раздражаться, отталкивает его и обижается не понятно на что. Я уверен, что многие были в ПОДОБНОЙ ситуации, когда нарывались на совершенно непонятную (в смысле, не логичную) реакцию людей. И долго потом думали над вопросом, что я такого сделал, что на меня так отреагировали? Если Вы теперь знаете про правополушарное, подобное мышление, то ответ становится понятен - как говорят, «совпали звезды». Можно ли отделить логическое от ассоциативного, последовательное от подобного? Ведь столкнувшись с чем-то непонятным, мы автоматически начинаем его анализировать. И наоборот - образы, перебираемые в процессе анализа, могут вдруг слиться в одно целое, перемешаться у нас в голове и, объединившись, стать ассоциативной причиной последующих нелогичных реакций и переживаний. И все-таки способы отдельно осознать подобное и последовательное мышление существуют. Показательны в этом плане эксперименты с людьми, которых оставляли в помещении, изолированном от часов и дневного света. В нем не было окон, звукоизоляция не позволяла проникать в него внешним звукам. Отсутствовали часы, телевидение, радио, компьютеры, телефоны, - в общем все, что могло бы указывать на объективное время. За человеком вели наблюдение с точки зрения его биоритмов и обнаруживали, что он не обязательно спит ночью, а бодрствует днем. Он даже не обязательно спит «положенное» по нормам медицинской гигиены время. То он просыпается через час и, как ни в чем не бывало, не зная сколько времени он проспал, занимается делами, то он спит как убитый 15 часов и, просыпаясь, опять не знает сколько спал и поэтому абсолютно не переживает, что «куда-то опоздал». В таком эксперименте люди руководствовались НАСТОЯЩИМИ ощущениями – устал-отдохнул. И каждый день эти ощущения были разные, зависели не только от самих испытуемых, но и от погоды, магнитных бурь, температуры воздуха, сырости-влажности, атмосферного давления, скорости и направления ветра и т.д. В этих условиях включается правое полушарие, как дающее через чувства-ощущения важную субъективную информацию о том, когда и сколько человеку лучше отдыхать, а когда трудиться. Очевидно, что в объективном мире навязанных обществом социальных ритмов и временных рамок человек заглушает «внутренний голос» правого полушария, своих естественных субъективных потребностей. Цивилизованный мир полон часов, расписаний, распорядков, графиков труда и отдыха, времени назначенных встреч и свиданий… В нем все подчинено логике событий, происходящих последовательно. Поэтому мы подчиняем свои чувства и ассоциации всеобщему логическому порядку. И не знаем, что представляет собой целое, постоянно препарируя свою жизнь на части, кусочки, разменивая «миллионы на рубли», как говорил великий поэт В. Высоцкий. Как же не потерять целое? Как не увлечься анализом, сохранить способность к синтезу? Объясню на примере написания этой серии статей. Изначально эта работа казалась мне довольно сложной, поскольку у меня не было такого опыта. Затем я пообщался с людьми, которые занимаются инфобизнесом в интернете и ежедневно пишут большое количество статей, а за несколько дней «лепят» книги. Он утверждали, что при правильной технологии бестселлер пишется за неделю-две. При этом активно используется интернет-ресурс и какой-нибудь нанятый редактор. В общем, по их технологии, тот, кто «пишет» книгу, должен продумать только оглавление. Далее по главкам набираются материалы из интернета, ставится задача редактору, который лепит главки и связывает их в единое целое. В общем, никаких мук творчества, сомнений, эмоциональных кризисов. Все дело в технологии и правильно продуманном плане. Эти ребята сообщили мне, что сегодня так пишутся все бестселлеры в мире, а также киносценарии и другие творческие продукты. Более того, они сказали, что так создавать шедевры правильно, а все остальные способы – это прошлый век. Знаете, мне стало грустно от такого отношения к творчеству, а также от того, что сейчас считается творчеством. Я не захотел так писать, потому что я не машина и мои статьи, по моему мнению, должны быть живые. Подход моих знакомых из инфобизнеса слишком логический, упорядоченный. У них всегда есть алгоритм, план последовательности действий. Они не отходят от него, поскольку считают, что если позволять себе увлекаться самокритикой, впадать в сомнения, эмоциональные кризисы, то работа не будет закончена «в срок», да и вообще без такой жесткой дисциплины может никогда не закончиться. Это логика плана, конвейера. И в ней есть доля правды, дисциплина должна быть. Поэтому я начал с примерного списка тем и задал себе примерные сроки. Но я разрешил себе и другое – погружаться с головой в мои ассоциативные переживания, мои чувства и субъективные образы. И даже разрешил себе менять свои планы, в зависимости от того, какой новый опыт я получаю в процессе. В результате я понял кое-что новое. Это касается таких понятий, как анализ и синтез. Мои консультанты из инфобизнеса считали, что хороший план и понимание структуры – это синтез, видение целого. Но оказалось, что все наоборот. Смотрит такой стратег на карту и видит отдельно горы, реки, города, дороги, связи между ними. Слушает такой стратег музыку и слышит отдельно партии ударных, басовых, соло, ритм инструментов, вокал и т.д. То есть такой аналитический стратегический подход в действительности логичен, он предполагает последовательное переключение внимания с одного образа на другой. Так что же такое синтез? А ответ оказывается проще простого, и мы его уже обсуждали в предыдущих статья из этой серии. Синтез – это нахождение внутри образа, а не снаружи негоЭто пребывание в процессе, вневременном по своей сути. В детстве каждый из нас мог часами сохранять состояние интереса, погружения в процесс, творения. Даже если это были детские игры, казалось бы, несерьезные с точки зрения взрослых занятия. Я помню, как мог часами разглядывать корешки книг на полке, воду в луже, рисунок мороза на стекле, травинку или букашку, неутомимо играть в хоккей или футбол во дворе с друзьями, упорно мастерить какой-нибудь бумеранг… Я помню, как увлекаясь, я мог забывать про время, про то, что родители волнуются, ожидая меня дома, и будут ругаться за то, что я опять опоздал… Наше детство дает нам ответ на вопрос, что такое синтез! Это слияние, единство с миром. Способность быть с ним единым целым, без прерывания этого состояния мыслями о том, что «нельзя», «запрещено», «не вовремя», «не законно», «не по правилам», «не оправдывает чьих-то ожиданий» и т.п. Конечно, детство не может продолжаться всю жизнь и мы должны повзрослеть, но опыт детства, умение находиться в состоянии синтеза необходимо сохранить как самую большую ценность. Даже если весь объективный цивилизованный мир требует, чтобы Вы забыли про этот опыт, выбросили его из головы, научились жить в мире «взрослых». Только вот есть в этих требованиях обман. Нам предлагают в действительности не взрослый мир, а мир родителей, которые забыли свой детский опыт, несчастны из-за этого и нас затягивают на тот же путь. Нам предлагают вневременные (правополушарные) ценности заменить временными (левополушарными), чувства заменить мыслями, способность к синтезу, то есть ощущать себя целым, – логическим разбором целого на части. В который раз замечу, что я не отвергаю ценности левополушарного подхода, я лишь хочу, чтобы ценность правополушарного восприятия-мышления стала равнозначной левополушарному. А это означает, что человек становясь родителем не должен переставать быть одновременно ребенком, и тогда он может стать настоящим мудрым взрослым. У великих американских писателей Рэя Бредбери, Стивена Кинга теме сохранения опыта детства посвящено много произведений (кстати, великими писателей делает их способность создавать вневременные произведения, которые будут с одинаковым интересом читать и через 100, и через 1000 лет). Я предлагаю сделать еще одно упражнение, созвучное этим идеям.
УПРАЖНЕНИЕ «Возвращение в детство»
Остановитесь в мыслях и заботах и прислушайтесь к своим чувствам. Внутри Вас наверняка живет ребенок. И не один. Я прошу Вас отыскать в себе ребенка, который был счастлив, который был любопытен и любознателен. Который хотел все испытать и пережить сам. Которому было интересно жить в этом, полном открытий мире. Который увлекался и погружался в свое занятие так глубоко, что забывал про все на свете, не боялся наказания и даже не думал о нем. Давайте определим возраст своего внутреннего ребенка. Например, Вам 2-3 года и Вас оставили на какое-то время предоставленным самому себе. И Вам очень интересно все то, что Вас окружает. Но что-то интереснее и Вы его изучаете с особой тщательностью. Я не буду перечислять через запятую примеры, что бы это могло быть. Мне, например, был интересен рисунок ковра на стене и рисунок ковра на полу, и структура дерева шкафа и серванта, покрытая лаком. И складки одеяла, точнее пододеяльника. И обои на стене, особенно в углу. И провода в углу, особенно их соединение изолентой. Втягивайтесь в этот процесс воспоминания о своих детских интересах. Наверное, Вы, так же как и я, придумывали игры с этими вещами, рисунками… При этом хотя воображение и присутствовало, дорисовывая какие-то очертания, оживляя предметы и тени, но Вы не уходили от реальных наблюдений далеко в воображение, в любой момент могли вернуться к исходным материалам для творчества. Вспоминайте это состояние, погружайтесь в него… Еще один пример. Я очень любил воду и кораблики. Я делал кораблики из чего угодно – из досочек, коробков, спичек, с мачтами и без. Ясным весенним днем мы с приятелями возвращались из школы, и я увидел замечательный ручей с талой водой. Он то расширялся, превращаясь в полноводную реку, то пробивал себе путь, распадаясь на множество рукавов, которые спустя некоторое время снова объединялись. Я организовал с друзьями настоящую регату, каждый выбрал себе какую-то щепочку в качестве корабля, имея карманные ножики, доработал ее и был дан старт. Я совершенно не помню, как долго продолжались соревнования и чем они закончились, но процесс был захватывающим и увлекательным. Вспоминайте, вспоминайте свои приключения!.. Теперь освежим в памяти другой полезный опыт детства, когда Вы что-то пытались сделать своими руками, своим трудом, изобретали свои способы, совершенствовали умения. Откиньте в сторону те ситуации, где Вас кто-то оценивал, контролировал. Остановитесь на тех, где Вы были предоставлены самим себе, занимались настоящим творчеством. Опять же у каждого есть свои примеры, свой опыт. Просто для того, чтобы втянуть Вас в эти воспоминания, я начну со своих. Недавно был Новый год. И я случайно нашел в старых елочных украшениях пример своего десятилетнего творчества. Нахлынули воспоминания. Под Новый год хотелось чем-то удивить родителей, каким-нибудь подарком. Я решил сконструировать избушку на курьих ножках, при открытии дверцы которой из трубы выпрыгивала бы возмущенная Баба Яга. Сначала решал из какого материала сделать саму избушку. Выбрал жесть из консервной банки, потому что времени было немного, а нужен был материал прочный, но легко обрабатываемый. Жестяной корпус избушки был прикреплен к деревянной дощечке, на жестяных петлях была приделана жестяная дверь. А к крыше жестяная труба. Баба Яга была изготовлена из цветной проволоки и посажена на стержень от авторучки. Чтобы Баба Яга выпрыгивала из трубы, сначала предполагалось стержень вставить в пружину, но силы пружины оказалось недостаточно, поэтому была использована резинка для волос, которая привязывалась к стержню и выталкивала его с Бабой Ягой, как лук выталкивает стрелу. Оставалось только решить вопрос с запором, который открывался дверью, и внешнее оформление, которое было осуществлено при помощи бархатистой бумаги . Вот так за пару часов оригинальный подарок был готов. И хотя я не помню каких-либо похвал и восторженных оценок родителей, но удовлетворение от своего изобретения до сих пор остается неизменным. Надеюсь, что мой пример помог Вам вспомнить свои… Продолжайте вспоминать и подпитывайтесь энергией этих образов. Если Вы считаете, что достаточно окунулись в правополушарное восприятие жизни, можно заканчивать. Мы с Вами постарались не просто погрузиться в детство, а найти те воспоминания, которые остаются вневременными, которые содержат в себе единство с миром, то есть синтез. Если даже такие моменты детства забылись, Вы теперь знаете, как они «выглядят», чем ценны, и можете это делать самостоятельно.
Итак, мы ответили на вопрос, что такое синтез, как развить и вернуть эту способность. У меня осталась только пара запланированных для статей тем - "Живое и мертвое", "Символическое и образное". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|