|
Зачем нужны сказкиАвтор статьи: Бальцер Анна Леонидовна
«Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения». Д.Бретт В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Дети постоянно сталкиваются с проблемами, которых нет во «взрослом «мире. Даже если они и встречаются – все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения, наставления не принимаются, так как это не тот способ, который приемлют дети. В результате, нередко дети приходят к выводу, что взрослые их не понимают и помочь не могут. Иногда родители не могут найти подходящих слов, чтобы выразить свои чувства, подсказать правильные действия. Погружение самим в мир фантазии и волшебства, которое с легкостью принимается ребенком, означает разговор на понятном для детей языке. Фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Здесь как раз и могут помочь сказочные истории, написанные специально для детей, и ориентированные на конкретные проблемы. Сказка не дает решения проблем, нет «исцеления» после прочтения и обсуждения сказки. Скорее, определенная история позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность преодоления определенного негативного состояния. Каждая из таких историй имеет определенную направленность, это рассказ о конкретных ситуациях, схожих с теми, в какие может попасть ваш ребенок. В ней описываются и чувства, возникающие у детей при столкновении с проблемами.
Что дают такие истории детям:
В целом, все сказки условно можно разделить на данные категории:
Проблемы, связанные со спецификой возраста. Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с проблемой самостоятельности, у школьника возникают трудности, связанные с учебой. Подросток старается самоутвердиться как личность, найти себя в социуме.
Использование сказочных историй:
Всегда следует придерживаться двух правил: - ребенок должен иметь возможность говорить все свои мысли, без вашего оценивания и осуждения. - в обсуждение сказки нужно по возможности передать инициативу ребенку, следуя за ним в мыслях.
Еще один из завершающих этапов в работе со сказкой – проигрывание сказки или отдельно взятых частей. Начните с раздачи ролей, обсуждения кто кем будет, желательно, чтобы выбор делал сам ребенок. Персонажами могут быть любые предметы, начиная с обычных ручек, предметом быта и до игрушек. Не забудьте создать «сказочное пространство», где будут все необходимые элементы. Строгое согласование с текстом не требуется. Опять же, желательно, чтобы в роли режиссера выступал сам ребенок, таким образом, отыгрывая значимые моменты на свой взгляд. К сожалению, не всегда ребенок готов к такому роду играм. «Театр с мамой» может оказаться довольно непривычной для них ситуацией. Нередко дети привыкают к привычным схемам, правилам, и нарушение этого может испугать малыша. Всегда доверяйте своей интуиции, чувствам и следуйте за ними. Старайтесь расшевелить ребенка, но и не перегибать палку. Если вы будете ненавязчиво и мягко пытаться играть с ним, ребенок ответит вам, почувствовав безопасность процесса. Цель этих сказок – не изменить ваше чадо под определенные рамки, не привить правила поведения. Чувствуя вашу поддержку и опору, у ребенка выстраивается свое отношение к миру, он развивается и взрослеет по своим, выделенным критериям. Но, уже обучившись на чужом опыте. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|