Зачем нужны сказки

            «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения».

 Д.Бретт

       В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

     Дети постоянно сталкиваются с проблемами,  которых нет во «взрослом «мире. Даже если они и встречаются – все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения, наставления не принимаются, так как это не тот способ, который приемлют дети. В результате, нередко дети приходят к выводу, что взрослые их не понимают и помочь не могут.

    Иногда родители не могут найти подходящих слов, чтобы выразить свои чувства, подсказать правильные действия. Погружение самим в мир фантазии и волшебства, которое с легкостью принимается ребенком, означает разговор на понятном для детей языке. Фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира.

     Здесь как раз и могут помочь сказочные истории, написанные специально для детей, и ориентированные на конкретные проблемы.

Сказка не дает решения проблем, нет «исцеления» после прочтения и обсуждения сказки. Скорее, определенная история позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность преодоления определенного негативного состояния.  Каждая из таких историй имеет определенную направленность, это рассказ о конкретных ситуациях, схожих с теми, в какие может попасть ваш ребенок. В ней описываются и чувства, возникающие у детей при столкновении с проблемами.

 

Что дают такие истории детям:

 

  1.  У ребенка появляется ощущение, что вы его понимаете, готовы ему помочь. Реакция ребенка на сказки может оказаться для него единственным способом, через который он сможет «открыть» вам свою душу, рассказать о своих трудностях;
  2.  В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Основная идея, заложенная в сказках, это «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри себя, что приведет к успеху»;
  3.  Истории всегда показывают не один, а несколько вариантов разрешения трудностей, приучают к мысли, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть и поискать его;

 

В целом, все сказки условно можно разделить на данные категории:

 

  • Трудности, связанные с общением;
  • Чувство неполноценности, переживание ощущения себя не таким как все. Сюда же относится и агрессивное поведение, как результат ощущения собственной малозначительности, попытка доказать другим и самому себе, что это не так;
  • Страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно заметить, что акцент ставится не на объекте страха, а на ощущениях самого ребенка, как он боится. Если страхи используются для саморазвития, преодолевая их, ребенок учится. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе внимание ребенка, требуется внешняя помощь;

 

Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с проблемой самостоятельности, у школьника  возникают трудности, связанные с учебой. Подросток старается самоутвердиться как личность, найти себя в социуме.

 

Использование сказочных историй:

 

  • Самый простой способ – чтение ребенку вслух. Содержание сказки как бы автоматически одобряется родителем и разрешается для обсуждения.
  • Если ребенок уже старше 12 лет, и скептично реагирует на все «детские» ситуации, то лучший способ, пересказывать сказки самим, разбавляя ими ваше будничное общение.
  • Читая сказку, обращайте внимание на реакцию и поведение вашего малыша. Если внимания к истории нет, ребенок постоянно вертится, то сказка не заинтересовала его (тема незначительная, текст сам по себе трудный, иногда бывает, что смысл истории слишком болезненный).
  • В процессе чтения желательно подкреплять интерес ребенка, спрашивая его мнение относительно действий, героев сказки.
  • Дойдя до конца сказки, даже если вам показалось, что малыш был невнимательным, надо обсудить с ним ее. В качестве основы вопросов и тем для обсуждения, примеры обычно приводятся в каждой сказке.

 

 Всегда следует придерживаться двух правил:

- ребенок должен иметь возможность говорить все свои мысли, без вашего оценивания и осуждения.

- в обсуждение сказки нужно по возможности передать инициативу ребенку, следуя за ним в мыслях.

 

  • Не стоит затягивать обсуждение. Следите, чтобы ребенку было интересно и не было эмоциональной усталости от разговора.
  • Если ребенок не хочет ничего говорить, не принуждайте. Все само придет, особенно при мягкой ненавязчивой линии поведения с вашей стороны.
  •   После обсуждения можно попросить нарисовать малыша рисунок, если увидите его заинтересованность в этом. Рисование является одним из важных закрепляющих факторов. И если, после обсуждения возникает тревожность или напряжение, то это один из способов, как можно расслабиться и успокоиться. Через рисунок можно увидеть проблемную тему ребенка, то, что он не смог обсудить словами, но выразил в изображении.

 

 Еще один из завершающих этапов в работе со сказкой – проигрывание сказки или отдельно взятых частей. Начните  с раздачи ролей, обсуждения кто кем будет, желательно, чтобы выбор делал сам ребенок. Персонажами могут быть любые предметы, начиная с обычных ручек, предметом быта и до игрушек. Не забудьте создать «сказочное пространство», где будут все необходимые элементы. Строгое согласование с текстом не требуется. Опять же, желательно, чтобы в роли режиссера выступал сам ребенок, таким образом, отыгрывая значимые моменты на свой взгляд. К сожалению, не всегда ребенок готов к такому роду играм. «Театр с мамой» может оказаться довольно непривычной для них ситуацией. Нередко дети привыкают к привычным схемам, правилам, и нарушение этого может испугать малыша.

 Всегда доверяйте своей интуиции, чувствам и следуйте за ними. Старайтесь расшевелить  ребенка, но и не перегибать палку. Если вы будете ненавязчиво и мягко пытаться играть с ним, ребенок ответит вам, почувствовав безопасность процесса.

Цель этих сказок – не изменить ваше чадо под определенные рамки, не привить правила поведения. Чувствуя вашу поддержку и опору, у ребенка выстраивается свое отношение к миру, он развивается и взрослеет по своим, выделенным критериям. Но, уже обучившись на чужом опыте. 



Просмотров: 313
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • О внутреннем ребёнке или Зачем детям рассказывают сказки, если взрослая жизнь не такая сказочная...
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • О влиянии сказки на развитие ребенка
  • Сказки в жизни ребенка
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Сказки и судьба ребенка
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Роль сказки в социализации ребенка
  • Если бы… Бесконечные истории и отговорки, чтобы ничего не делать
  • Если Ваш ребенок боится сказочных персонажей.
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сокровище Сердца
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Сказки для детей: в ситуации смерти близкого.
  • Если ребенок не хочет учится... вдохновенье от учебы
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Что делать, если ребенок боится воды?
  • Что делать, если ваш ребенок боится темноты
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь