Все мы родом из детства.Там закладываются основы взаимодействия с миром. Там формируется наша личность.Мы не выбираем себе родителей и вынуждены подчиняться этому порядку вещей. Но мы должны быть признательны великому чуду цепи случайностей собственного рождения.
Родители, в свою очередь, тоже не выбирают родителей. Модели воспитания передаются из поколения в поколение, как и проблемы этого воспитания. Родители не виноваты. Они живут и действуют, как умеют, в силу своего понимания добра и пользы.
Ребенок не может выжить без родительской заботы. Родительская любовь бывает разной. При всей очевидности этого понятия бывает, что они любят не настоящего ребенка таким, какой он есть, а свои представления о том, каким он должен быть. Он вынужден подстраиваться, иначе не получит так необходимой ему любви и принятия.
Для ребенка это вопрос жизни и смерти. Именно так! Поскольку отвержение для него равносильно смерти. Он очень быстро начинает понимать, каким его хотят видеть, и это представление организует поведение. Подстраиваясь под желаемое "Я", он получает родительскую защиту и поддержку. Таким образом, происходит отчуждение от своих подлинных чувств.
Воспоминания собственного бессилия и беспомощности, которые родитель испытал в детстве, толкают на бессознательную месть за далекие детские неприятные эмоции. Недополученная тогда любовь теперь становится его мотивом. Это бессознательная попытка вернуться в детство и прожить вытесненные тогда чувства, теперь с позиции родителя. Тогда ему казалось, что только родитель имеет право чувствовать так, как он хочет и может. Но теперь выясняется, что настоящей любви и принятия нет, потому что нельзя воспроизвести то, чего не понимаешь.
Ребенок растет, детская модель поведения плавно перетекает во взрослую жизнь. Он любит родителей и хочет соответствовать их ожиданиям. Он смотрит на себя как бы со стороны, их глазами. Он перестает чувствовать. Его жизнь проходит где-то рядом, не затрагивая истинные чувства, которые вытеснены в бессознательное.
Это отличная почва для потери смысла жизни, внутренней пустоты, одиночества. Теперь он заложник своих представлений о себе, изначально родительских. Отсутствие осознания своего подлинного "Я" становится основой для жизненный сценариев, из которых трудно выбраться.
Не получается сепарация от родителей потому, что только став автономной личностью, подлинным собой, возможно наладить контакт с ними на новом уровне: не родитель - ребенок, но взрослый - взрослый.
"Для меня ты всегда ребенок"- привычная фраза родителя, который застрял в прошлом, не принимая, что ребенок вырос. Человек стареет, когда пытается остановить время. И здесь только взрослость ребенка может перестроить отношения.
Выбор профессии представляется трудным решением. Ему не на что опираться. Он все делал так, как требовали родители, и этот выбор обычно тоже делают они. Но прожить жизнь за другого нельзя, даже если это собственный ребенок. На этой почве разворачиваются настоящие драмы.
Стратегии, заложенные в детстве, ограничивают возможности приспособления и адаптации. В конце концов, наступает ситуация, которая в сознании человека не находит приемлемых вариантов поведения. Тогда он приходит к психологу. Или не приходит, повторяя свою неадаптивную реакцию. Повторяет, потому что не осознает, не понимает, что не он выбирает варианты поведения, а психологическая травма детства возвращает его в прошлое, требуя воспроизведения ситуации с другим исходом. Обычно не получается, и его история развития движется не по спирали, а по кругу.
Психотерапия предлагает выход, она позволяет прервать механизм этого порочного круга - ведь не может нормальный человек сознательно причинять своему ребенку зло. Она дает возможность увидеть себя реального, почувствовать свои детские переживания, позволить испытать чувства, которые запретил себе, потому, что тогда это было опасно. Теперь он физически не зависит от родителей. Теперь он может себе позволить быть собой.
Очень трудно понять самостоятельно психологические механизмы, которые управляют собственной жизнью. В процессе успешной терапии человек начинает с уважением относиться к своим эмоциям и позволяет себе их проявления. Поначалу это пугает, на поверхность прорывается неожиданный гнев на родителей, привычное умение владеть собой вдруг ставится под сомнение, но постепенно радость от самой возможности осознания и проявления собственных эмоций компенсирует все трудности и сомнения.
Пробуждение подлинного "Я" является настоящей целью терапии. Когда это удается, жизнь постепенно наполняется новыми красками, и то, что раньше казалось непреодолимым препятствием, теперь почти не замечается. Блокированная ранее энергия дает возможность начать жить по-настоящему, раньше это была по большей части игра в жизнь.
Переосмысление требует мужества. Новое всегда связано с неизвестностью. И надо упереться в стену, чтобы захотеть найти дверь. Здесь задействованы те же механизмы защиты, что и в детстве, хотя теперь, во взрослом состоянии, опасности для выживания нет. Они работают по привычке, по давно отработанному алгоритму. Поэтому терапия встречает сильное сопротивление. Подлинное "Я" еще не проявлено по-настоящему, а то, что было "Я" долгие годы, позволяло худо-бедно существовать и адаптироваться в обществе. Страх потерять эту опору и не обрести новую является естественной реакцией на угрозу потери самоидентификации.
Хороший терапевт обеспечивает атмосферу безопасности. Он доверяет чувствам клиента, понимает и поддерживает его шаги по осмыслению свой истории, его детские трудности освоения того, что не удалось освоить тогда. Терапевт должен обладать внутренней свободой, которая позволяет ему идти за клиентом даже теми тропинками, которыми он сам никогда не ходил.
И здесь нет правильных путей или жесткого следования методикам. Искусство терапевта заключается в бережном и уважительном отношении к его усилиям. Менторство или позиция гуру только вредит, провоцирует психологические защиты и, в конечном итоге, наносит клиенту вред.
Так ребенок учится ходить. Сколько ни показывай ему, как надо, сколько ни пытайся ходить за него, только его собственные шаги являются критерием успеха. А от взрослого нужны поддержка, поощрение и создание безопасных условий, в которых ребенок будет делать свои первые шаги. Клиент, конечно, не ребенок, но движение к себе он делает, может быть, впервые.
В нашей культуре нет традиций психологической помощи.
Многие, особенно мужчины, не верят, что что-то можно изменить в своей жизни с помощью психолога. Может быть, это связано с генетической памятью, когда все, что имело буквосочетание "пси" воспринималось как карательное или ущербное.
Времена меняются, меняются взгляды на психологию и ее возможности, которые позволяют сегодня улучшить качество собственной жизни.