|
Карма с точки зрения психологаАвтор статьи: Волков Сергей Владимирович
Все явления нашей жизни являются многоплановыми, их можно рассматривать под разными углами зрения. В этой статье мне бы хотелось обсудить понятие кармы с точки зрения психологии. Что это такое? Если спросить человека, слегка наклоненного в сторону эзотерики, почему в жизни человека происходит то или другое событие, то он, не особенно задумываясь, отвечает – карма. Так что же это такое карма, когда возникает, как работает, и, конечно, как от нее освободится? Дословно слово «карма» с санскрита переводится, как «действие». Нужно понимать, что карма — это некое явление, некий постоянно идущий и в большинстве случаев неосознаваемый нами процесс, который работает и оказывает на нас влияние в основном потому, что протекает бессознательно, то есть не осознается нами. Если говорить серьезно, то само видение, само осознавание работы этого процесса означает свободу от кармы. Будучи законом причины и следствия, действием и реакцией, карма является основой работы человеческой психики, основой работы современного человеческого сознания. Вследствие обширности этой темы, о ней очень сложно говорить. Очень сложно разложить это целостное явление в линейную последовательность, не будучи противоречивым, и при этом донести его смысл. Рассмотрим три аспекта действия кармы. Я полагаю, что, так как в основе всей кармы лежит реагирование, то с реакции мы и начнем.
1 аспект – самоотражение. Карма обуславливает реакцию, она и есть реакция, которая при условии работы самоотражения, заставляет нас действовать определенным образом. Основой работы кармы, то есть основой того, что мы действуем так, как нам диктуют наши эмоциональные реакции, является процесс, лежащий в основе работы человеческой психики, процесс нашего реагирования на себя самих. Более подробно об этом можно прочитать в моей статье «Иллюзия 1: Влияние окружающего мира». Вот ссылка на нее: http://www.psyoffice.ru/article/vlianie_okruzautsego_mira/ Итак, что обуславливает наши действия? Конечно, наше эмоциональное реагирование, наше отношение к тому, что мы воспринимаем. Мы видим или слышим что-то, потом совершенно автоматически чувствуем определенную эмоцию, соответствующую определенной фиксации данного восприятия в нашей системе ценностей; далее эта эмоция овладевает нашим осознанием, обуславливая наше понимание и толкая нас на определенные действия. И мы, в связи с нашим серьезным отношением к себе, то есть к тому, что мы чувствуем, то есть к этой самой эмоции, реагируем на нее, то есть действуем в соответствии с тем, что чувствуем, совершенно не осознавая, что это лишь наше условное реагирование. То есть, фактически, мы действуем не в соответствии с действительным вызовом нашего восприятия, то есть не в соответствии с реальностью, а в соответствии с нашей собственной реакцией на нее. Поэтому правильно сказать, что мы реагируем не на мир, не на то, что мы воспринимаем, а на себя самих, то есть мы отражаемся в самих себе. Так вот, весь этот набор наших обусловленных, переданных нам нашими родителями и приобретенных нами самими в процессе нашего жизненного опыта, эмоциональных реакций и состояний и является нашей кармой. Можно сказать, что карма — это все то содержание нашего сознания, которое связанно с отношениями, включая также и те глубокие бессознательные эмоциональные состояния, которые являются некими доминирующими настроениями в нашей жизни, неким фоном, который присутствует почти постоянно или приходит без видимых причин. За примерами работы кармы в этом аспекте я снова вас отсылаю к своей статье «Иллюзия 1: Влияние окружающего мира». Освобождение от кармы в аспекте самоотражения. Действительное понимание, то есть понимание, за которым следует действие, означает видение в себе этого процесса, процесса нашего реагирования на себя, что, в свою очередь, означает способность наблюдать за своей реакцией, не вовлекаясь в то действие, на которое она нас толкает. Эта возможность свободного наблюдения за собой без какой-либо реакции, то есть с полным принятием и без выбора, означает выход из-под власти кармы, разрушение причинно-следственной цепи. Это свободное, простое наблюдение за собой, за тем, что мы чувствуем, за тем, как реагируем, приносит возможность не вовлекаться в реагирование на себя, то есть прерывает связь эмоция-действие, что равнозначно разрушению причинно-следственной связи, ведь основной причиной наших действий, основой кармы является эмоциональное реагирование. Это свободное наблюдение дает нам возможность паузы, создает разрыв между нашей непосредственной обусловленной эмоциональной реакцией, то есть нашей оценкой, и действием. Эта пауза вместе с осознанием условности реакции и бессмысленности следования за ней в действии, приносят нам свободу от причины, которой в данном случае, в случае кармы, и является эмоциональная реакция. Как только мы обретаем эту возможность наблюдать за собой, мы обретаем возможность выхода из плена самоотражения, то есть из плена кармы.
2 аспект - наследственность Ваш, к примеру, прапрапрадед совершил что-то, что считал просто ужасным. Например, убил кого-то, изнасиловал или предал. Всю свою оставшуюся жизнь он нес этот груз вины, испытывал эту тяжелую эмоцию, которая во многом и определила его судьбу. С ним могло случиться что-то ужасное, или она просто, в конце концов, вызвала инсульт или инфаркт. Живя в ней, он, конечно же, в большей или меньшей мере передал это состояние своим детям, если и не давя на них напрямую, то просто находясь рядом, общаясь с ними. То есть его дети, сами того не осознавая, получили от него в наследство некое эмоциональное состоянии, которое повлияло и на их жизнь, на их счастье или несчастье. Мы сейчас можем чувствовать нечто, что пришло к вам от очень далеких предков, передаваясь от родителей к детям. То есть на наш мир, на нашу судьбу влияет карма, сформированная еще в очень далеком прошлом. Однако дело здесь не в наказании и не в воздаянии за содеянное, а в том, что мы чувствуем, в большинстве случаев, даже не осознавая этого. Чувства могут передаваться от родителей детям и путем прямого влияния. Лучшим примером здесь, наверное, может служить чувство обиды. Рассмотрим ситуацию какого-нибудь гипотетического молодого человека. Предположим, что его отец пил, его судьба не сложилась, он, как и его жена были обижены на весь мир. И, будучи таковыми, то есть живя в этом чувстве обиды, в этой ненависти, они, конечно же, вымещали эту обиду на всех, в том числе и на своих детях. Они могли делать это совершенно неосознанно, просто не зная других возможностей существования, и воспитывали своих детей так, как воспитывали их самих, то есть путем подавления и грубого физического влияния. Ситуация могла быть и не такой ужасной, они могли и не пить, однако происходить из семьи, в которой применялись жесткие методы наказания и давления. Давя на своих детей таким образом, они преуспели в том, чтобы обидеть и их, то есть они смогли сделать из них людей, похожих на себя. Так люди передают тем, с кем они взаимодействуют, свою собственную карму, свои собственные эмоциональные фиксации, дети становятся похожими на родителей и во многом повторяют их судьбу, сходятся с похожими на себя людьми. Освобождение от кармы в аспекте наследственности. Освобождение от наследственной кармы – это самое тяжелое действие, потому что с ней человек вырос, она является частью его сознания, причем, не осознаваемой частью. И выделить ее из своего сознания очень трудно. В большинстве случаев без специалиста это сделать практически не возможно. Но если так случилось, что человек осознал наследственную карму, доставшуюся ему от предков, то освобождение от нее такое же, как от кармы в аспекте самоотражения.
3 аспект – психосоматика Третий аспект влияния кармы, который мне здесь хотелось бы рассмотреть, наверное, самый очевидный и заметный. Он имеет прямое отношение к нашему физическому телу. Что такое наши эмоции? Я бы сказал, что это некие полевые вибрации, которые, в зависимости от своего качества, реально влияют на наше тело, то есть на наше здоровье и состояние внутренних органов. Они влияют на гормональный фон, способствуя интенсивному выбросу некоторых гормонов, что часто бывает далеко не безопасно, они повышают давление, учащают сердечный ритм, нарушают работу внутренних органов. Если мы постоянно находимся в каком-либо эмоциональном состоянии, обусловленном какими-то кармическими узлами, то есть внутренними эмоциональными фиксациями нашего внимания, то эта внутренняя вибрация постоянно влияет на наше тело, порождая разного рода дисфункции. Влияние эмоций различного типа на разные органы сейчас пытаются систематизировать, свести в какие-то таблицы, не всегда, правда, удачно, потому что не учитывают многих факторов, но сейчас речь не об этом. То, что явление психосоматики присутствуют в нашей жизни будет отрицать только сумасшедший психолог. Так вот, одной из причин психосоматических заболеваний является наша плохая карма, которая представляет собой не что иное, как залежи различных тяжелых эмоций в нашем сознании. И, растворив ту эмоциональную фиксацию, которая и была причиной заболевания, мы избавляемся и от самого заболевания. Освобождение от кармы в аспекте психосоматики. В этом пункте я долго задерживаться не буду, потому что и так написано много статей по этому поводу. Скажу только, что убрав эмоциональную фиксацию из сознания человека можно освободить его от кармы. А какими методами это будет сделано психологическими или психотерапевтическими совершенно не важно. Заключение Мы с вами рассмотрели карму с точки зрения психолога в трех ее аспектах. Теперь, когда кто-то будет говорить, что в жизни человека что-то происходит, потому что у него карма такая, вы можете быть уверенны в том, что это так и есть. Останется разобраться только с частностями, опираясь на то, что вы только что прочитали. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|