|
О вреде позитивного мышленияАвтор статьи: Романцова Мария Анатольевна
Не заблуждайтесь, чрезмерное позитивное мышление вредно! Всего должно быть в меру. Почему? Да потому, что оно сужает восприятие реальности, снижает критичность мышления, что сказывается на возможности активной переработки входящей и внутренней информации, а стало быть мышление теряет в своей функциональности. Ведь мышление выполняет самую важную функцию в нашей жизни – решение жизненных задач, и если вместо решения очередной сложности, с которой Вы встречаетесь на своем жизненном пути, у Вас в арсенале будет только вера в то, что Вы справитесь, Вас, вполне возможно, постигнет полное разочарование. Ведь любая удача или успех – хорошо подготовленная стратегия или тактика. Обесценивание реальной опасности может привести к беде. Не только в моей профессиональной практике, но и в реальной жизни, я сталкивалась со случаями, когда люди набирали долгов по 500 000 рублей и более и не могли по ним расплатиться в течение длительного времени – нескольких лет, бессмысленно рисковали своей жизнью и жизнью близких людей, выполняя опасные работы или соглашаясь на опасные поручения, попадали в тюрьму из-за неправильно расставленных приоритетов и т.п. Качественная жизнь – это не заученные мантры успеха, а реалистичная оценка событий, ситуаций и своих возможностей. 2 июля 2009 года на сайте: http://www.psychologicalscience.org/media/releases/2009/wood.cfm Кэти Кляйн опубликовала небольшую информацию о том, кому позитивное мышление не помогает. Не помогает оно тем, кто имеет низкую самооценку и страдает депрессией. Оказывается, что позитивное мышление помогает только людям, которые и так уверенны в себе. Следует заметить, что журнал «Психологическая наука» входит в топ 10 самых уважаемых изданий, которые, соответственно, дорожат своей репутацией. Почитайте! Казалось бы, должно быть совсем наоборот – повторяй мантры успеха и все образуется. Однако, почему люди, которые уверены в себе, обладающие адекватной самооценкой, не страдают от позитивности мышления? Ответ прост, если человек обладает адекватной самооценкой, значит, он способен спланировать и рассчитать собственные усилия по достижению той или иной цели, верно распределить собственные ресурсы, более или менее точно рассчитать время достижения цели или принять собственное поражение. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Какими личными ресурсами располагает человек? Как правило, временными, эмоциональными, физическими, финансовыми. Умение правильно распорядится персональными ресурсами связано не только с развитыми мыслительными способностями, как ранее я упоминала, но и с хорошей эмоционально-волевой регуляцией – уравновешенностью, которая совсем не предполагается маниакально-позитивный подход к реальности. Хорошая эмоционально-волевая регуляция опирается на положительное самоотношение, уважительное отношение к себе и своему здоровью и невозможна без высокой способности к дифференциации (различению), анализу, сравнению, обобщению и конкретизации – тех самых мыслительных функций. Ведь любая деятельность происходит под контролем сознания, с помощью которого человек справляется с внешними и внутренними сложностями ради поставленной цели. Если Вы до конца не смогли продумать свой план (который по сути является не чем иным, как фантазией о цели, даже если Вы изложили его на бумаге) или полагаетесь на сиюминутные эмоциональные реакции, то знайте, Вас ждет провал. Иногда даже дефицит информации может подвести. Если мыслительных способностей «не хватает» и присутствует дефицитарность способности к эмоционально-волевому регулированию собственного состояния, то чаще всего человек ищет самоуспокоения через различные «фейки», подмены, потому что опоры на себя у такого человека недостаточно. К примеру, так формируется потребность в различных навязчивых фантазиях, ритуалах и верованиях. Упование на судьбу, высшую справедливость, бога, царя-батюшку и т.п. Более того, многие люди просто не понимают, как опираться на себя, доверять себе или принимать собственные чувства, поэтому в обществе присутствует высокий уровень невротизации и постоянно растет уровень аффективных расстройств. Еще один интересный пример о переоценке собственных способностей и позитивных ожиданиях можно привести из жизни. Как-то мой ребенок, будучи ученицей 10 класса, а стало быть 16-летний подростком, начала уговаривать нас, родителей, купить собаку. Все уговоры начались с меня, как человека более сентиментального, чем папа, и, соответственно, более сочувствующего и проникающегося чувствами другого человека. Она приводила разные душещипательные аргументы и, в результате ее «работы», я согласилась. Аргументы были предоставлены следующие: одиночество подростка в толпе, минорное настроение в подростковом возрасте, противоречия с друзьями и дефицит любви, 100% обязательства ухаживать за собакой и 100% обещание не переносить ответственность по уходу за животным на родителей и т.п. Естественно, что ребенок психолога к определенному возрасту научается говорить с родителем практически на «одном языке», так сказывается на общении профессиональная деформация родителя, нет-нет, да и вставишь какое-нибудь понятие в обыденную речь. «Что ж», — подумала я, — «Раз такое дело, значит, лучше купить собаку. В конце концов, собака будет бегать со мной по утрам, я смогу каким-либо образом организовать досуг с ребенком – общение очень важная штука, а оно теперь у нас будет предметным и будет снимать кое-какие противоречия в отношениях – все-таки есть общее дело – забота о животном. Потом можно будет на выставки ездить, а еще… и тому подобное и так далее». Однако сначала со всеми аргументами дочери и своими, в том числе и сочувствием к ее состоянию, я обратилась к мужу. Все-таки решение о покупке собаки – дело коллективное. Несмотря на сильную любовь к ребёнку, фантазии на тему «собаки в доме» у мужа оказались негативными: «Ага», — сказал он, — «Будет она сама ухаживать за собакой. Ждите! Меня к этому, чур, не привлекать! Собака сейчас весь ремонт испортит». Не лучшими оказались представления и у свекрови, которая, узнав о нашей с дочкой затее, принялась отговаривать меня от приобретения: «По опыту тебе говорю, знай», — убеждала она меня, — «Это сейчас она говорит, что будет ухаживать за собакой, а потом и гулять, и кормить будешь ты!». Что ж, опыт мою свекровь не подвел! Прав оказался и муж, который первое время старался к собаке вообще не подходить, потому как щенок начал не только «делать свои дела дома», но еще и на кровать, и отдирать плинтусы и обои. Что же случилось с оптимистическими фантазиями подростка? Они полностью провалились. Собака ей представлялась пушистым, почти что разумным другом, с которым и поиграть, и погулять можно, и покрасоваться перед друзьями, когда хочешь «ты», а не пёс. Главное заблуждение заключалось в следующем, ребенок искренне полагала, что это собака для нее, а не она для собаки. Ну, конечно, необходимо мыть лапы и кормить. Ну, и всякая мелочевка — игрушек накупить, мячиков побольше, «долгоиграющих» косточек. Но это же мелочи! На практике, когда щенок подрос и требовал прогулок по пять раз на дню, при чем с утра пораньше начинал плакать (так, часов в 5-6 утра), игры и развлечений, а еще позже регулярных занятий и дрессировки, у ребенка случился нервный срыв. Она тихо плакала от беспомощности и жаловалась, что маленький бигль «съел» все ее физические и эмоциональные ресурсы, а еще уроки надо делать и к контрольным готовиться. Никто не ожидал, что бигль – очень темпераментная, резвая собачка, которая будет претендовать на общение 16 часов в сутки и с этими собачьими потребностями придется что-то делать. Весьма быстро ответственность за собаку разделилась между мной и ребенком. Изменились и наши договоренности. Она три месяца ездила на курсы по дрессировке, потом я четыре месяца занималась с псом с кинологом, позже мы вместе ходили на занятия, где по очереди повторяли разные упражнения. Однако я сделала вывод, что детям, даже подросткам (не всем, но большинству), собаку покупать нельзя, как бы не хотелось поддержать ребенка, найти общие темы для разговоров или приучить к ответственности. Оправдались и мои кое-какие ожидания. Пёс уже стал чемпионом России, взял и другие престижные премии. Я гуляю и даже изредка бегаю с ним по утрам. У меня появились новые знакомые и даже друзья. Мы стали больше общаться всей семьей, планировать отпуск с учетом собачьих потребностей. Со временем к уходу и играм подтянулся и муж, который уже не спорит, когда пёс пристраивается с ним рядом на кровати и кладет свою морду ему на живот, а спокойно обнимает пушистое тельце. Этот пример очень показательный, особенно видно, в каком сильном противоречии оказались позитивные представления – заблуждения моего ребенка относительно собаки, а она далеко не глупая девочка, переоценка собственных ресурсов и реальность. Однако Вы можете мне возразить, что от подростка ждать большего нельзя. Но и некоторые взрослые люди недалеко ушли в своих рассуждениях от детей или подростков. Как правило, позитивное мышление очень часто связано с переоценкой собственных возможностей или удачи. Мне приходилось встречать неразговорчивых и интровертированных менеджеров по продажам, которые частенько подпадали под увольнение и не могли понять, почему у них отсутствуют результаты в работе; или ярких эмоциональных личностей, которые не могут усидеть на месте, стремившихся овладеть каким-нибудь нудным ремеслом и затем проклинающих свою судьбу. Оптимистов, которые верили в удачу и судьбу, но разбивались в пух и прах от очередного провала в личной или профессиональной жизни. Все это происходило потому, что как правильно написал Эрик Берн: «Неудачник не знает, что он будет делать, если проиграет, но говорит о том, что будет делать, если выиграет. Победитель не говорит о том, что будет делать, если выиграет, но говорит о том, что будет делать, если проиграет». Отличные слова. Итак, что же нужно сделать, чтобы вернуться к реальности? На этом все. С уважением, Мария Романцова. Тел: 8 (926) 197 - 64 - 39. Статья с сайта практического психолога Марии Романцовой Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|