Кукушата или иллюзии усыновления

Автор статьи: Оксана Суржина

Кукушата или иллюзии усыновления

Почему люди усыновляют чужих детей? Кто и по какой причине идет на этот шаг? В чем состоят мотивы усыновления?

Чаще всего усыновляют детей те, кто готов в жизни больше давать, чем брать.

В основном это те, кто по какой-то причине не может иметь своих детей. В нашем обществе считается нормой спросить у бездетной пары: «А у вас есть дети? Нет? А почему?»

Теперь представьте, что чувствует женщина, если у нее не наступает желанная беременность? Что с ней что-то не так, она не как все. А если еще и родители донимают, внуков просят? А материнский инстинкт? Женщина не может видеть чужих детей, общаться с друзьями, у которых есть дети, иметь ребенка становится навязчивой идеей. И тогда начинается «хождение по мукам»:обследования, лечение. Испробовали все– от последних достижений  мировой медицины до монастырей? Не у всех есть деньги на ЭКО.

 И вот рождается мысль об усыновлении, она пускает корни, становится навязчивой. Обычно инициатором усыновления выступает женщина. Вот уже «обрабатывается» муж и, если он согласен, ищется  ребенок. Такой тип женщин хочет «отдавать», делиться своей любовью с чужим ребенком.

В последнее время в моей практике появились пары, у которых есть дети от предыдущих браков, общих рожать поздно, а также пары, в которых дети разъехались. Вот они и принимают решение об усыновлении ребенка, который будет их объединять или помогать пережить разлуку с родными детьми.

Есть еще мотив- желание помочь ребенку, оставшемуся без родителей.

Решившая усыновить ребенка женщина начинает видеть пасторальные картинки о том, как они будут жить вместе, каким будет этот ребенок, как она будет его учить всему, любить его. Какой он или она будет милым (милой),послушной. Папа тоже представляет, как он с сыном будет играть, как баловать дочку, милую девочку.

Замечательные картинки. Правда, ничего или мало чего имеющие общего с реальностью. Почему? Да потому, что не учитывается главный персонаж этих картин- ребенок. (Для удобства я буду писать «он»– ребенок). Он в этот мир пришел не для того, чтобы соответствовать чьим–то ожиданиям. У него свои гены. У него своя «программа» жизни.

После первых дней, трудных– надо привыкать к тому, что в семье появился новый беспокойный гражданин, и счастливых– наконец- то у нас есть ребенок!-  наступают будни. Он совершенно не собирается соответствовать вашим ожиданиям. Вы не можете с ним совладать- он бегает по площадке и задирают других детей, ходит на четвереньках- а на нем одет новенький красивый комбинезон! Он не хочет спать днем! Ночью тоже не хочет! Ему не интересны книжки и вообще он не умеет говорить! Ломает игрушки! Прячет еду! Он не слушается! Не слушается! НЕ СЛУШАЕТСЯ! Слушается, только когда на него прикрикнешь!

 

Они очень красивая пара людей «за сорок». Он был женат, от первого брака есть дети и внуки. Она потеряла ребенка в прошлом браке, рожать поздно. От подруги узнали, что в больнице лежит девочка. Ее маму лишили в пятый раз родительских прав. Здоровая, развитая, что редкость. В больнице- потому что оформляют в Дом ребенка. Они сделали все мысленное и немыслимое, чтобы Свету отдали им. Девочка оказалась чудесная. Но по меркам ее новой мамы очень неаккуратная, туфельки в прихожей бросила, ест-  крошки роняет. Как то мама в сердцах воскликнула: «Ну почему ты такая грязнуля?» Света отодвинула тарелку, сказала, что есть не хочет и перестала есть. С этим они и пришли ко мне. Ее новой маме было очень трудно ломать себя и расставаться со своими стереотипами.

 

Еще одна пара в возрасте. Взрослые дети  живут далеко от родителей, заграницей. Стало скучно, говорить не о чем. Рожать поздно. Удалось усыновить шестилетнюю девочку, красивую, умную. Биологическая мама практически подросток, отказалась от девочки, продала ее «нищим». С паперти у церкви ее и забрали полицейские. Пришли ко мне, когда Николь (так записано в свидетельстве о рождении) училась в первом классе. Девочка не могла высидеть весь урок, вставала, ходила по классу, мешала другим .Ее увещевали, ругали, родителей вызывали к директору. Папа мужественно терпел, у мамы были истерики. Ведь она по дороге в школу в машине брала с Николь слово, что она будет вести себя хорошо! Когда я говорю, что девочка не может высидеть урок, меня не слышат. От Николь скрывают факт усыновления, хотя прошел всего год. Родители думают, что она ничего не помнит. Мама хотела сдать ее назад в приют, нет, не на совсем, временно, чтобы «почувствовала разницу». Я пыталась отговорить, не уверена, что удалось. Они ушли из терапии. Мама думала, что я смогу «починить» Николь за пару сеансов, при этом ей самой ничего в себе и своих установках менять не придется.

 

Такое бывает во многих семьях, решивших усыновить ребенка. Жизнь в семье крутится вокруг него и не имеет ничего общего с нарисованной картинкой.  Участились ссоры. Иногда возникает вопрос: «Зачем мне это нужно?»



Все усугубляется тем, что факт усыновления тщательно скрывается. Ребенок чувствует, что вокруг него есть тайна, это порождает тревогу, с которой он не может справиться. У родителей тоже высок уровень тревоги– вдруг кто узнает об усыновлении. Есть еще фактор- успешные родители очень переживают из-за поведения и плохой учебы ребенка, вдруг учитель решит, что они плохие родители?  Пытаются исправить ситуацию, ругают, увещевают, усиливают давление- ребенок сопротивляется. Он как бы проверяет- каким его любят. «Хорошим меня любой полюбит, а будете ли любить меня таким?» Он провоцирует. Родители срываются, орут, от отчаянья и безысходности могут отвесить подзатыльник или шлепнуть. Потом мучаются от угрызения совести, стыда и вины.

Говорить ли ребенку правду о его рождении? Этот спорный вопрос. Кто- то скрывает правду, как партизан. Я считаю, что ребенок имеет право знать историю своего появления на свет, имеет право знать правду.

Те, кто занимается системными расстановками, знают, что в поле есть информация о биологических родителях приемных детей. Но приемным родителям зачастую трудно сказать правду ребенку. «Как я ему это скажу?»,- переживают они. Чаще всего боятся, что начнет искать родных родителей, но иногда мешает вина за то, что сорвались и наказали, мысли о том, что если бы был свой, так же бы поступили?У мамы амбивалентные чувства. Безусловно, она любит ребенка, но иногда она испытывает к нему чувства, которые нельзя назвать любовью даже с большой натяжкой. А ребенок нуждается в безусловной любви.

Самое интересное начинается в подростковом возрасте. Сам по себе возраст сложный, но именно в это время включаются генетические программы. Откуда-то появляются качества, которых не было доселе, которые не транслировались приемными родителями. Часто появляется психологическая несовместимость, когда с трудом переносятся или вообще не переносятся какие-то черты характера ребенка. Здесь я замечу, что нормальные люди своих детей не бросают.

Среди усыновленных детей большинство  с нарушенной привязанностью, которая сформировалась из- за разрыва ранних значимых отношений, а именно из- за расставания с матерью, из- за частой смены персонала в Доме ребенка или Детском доме. Это ведет к тому, что малыш не имеет возможности установить хоть какие-то более- менее длительные устойчивые отношения. Именно поэтому «кукушата» идут к любому взрослому, который им улыбнется, зовут «мамой» каждую тетю, которая к нему ласкова в детдоме.

Нарушенная привязанность в детстве может принимать форму отставания в развитии, агрессивного поведения, болезней, страхов. Она оказывает влияние на всю последующую жизнь человека- таким людям трудно устанавливать близкие отношения, что ведет к проблемам в их семейной жизни, может стать причиной психопатии, возникновения химической зависимости (алкогольной и наркотической).

Это надо учитывать, если решили усыновить ребенка. Чем младше ребенок, тем меньше степень нарушения привязанности, поэтому лучше усыновлять детей более младшего возраста.

Читала, что если ребенок попадает в семью, где у родителей надежный тип привязанности, то есть шанс на изменения к лучшему.

Я ни в коей мере не призываю отказаться от усыновления. Какие бы ни были мотивы усыновления ребенка, для него лучше в семье, чем в детдоме. Он нуждается в любви и принятии, которое могут дать приемные родители. Я просто предупреждаю– не стройте иллюзий. Воспитание ребенка- труд, приемного- втройне тяжелый труд, не всегда приносящий ожидаемый результат. Но помочь вырасти, дать шанс на лучшую жизнь хоть одному обездоленному малышу, дать ему персональную любовь и персональное внимание– оно того стоит. Особенно, когда слышишь слова «Я тебя люблю, мама!»



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Мотивы усыновления ребенка
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Как разводиться, когда есть дети? Профилактика детских психотравм при разводе родителей.
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Есть ли жизнь после суицида ребенка?
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • У родителей нет секса, но он есть у их детей.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь