|
Проекция: фантазия и способ взаимодействия с миромАвтор статьи: Вера Ореховая
Проекция: фантазия и способ взаимодействия с миром.
«Проекция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.». Внутренние предположения и фантазии окрашивают внешнюю среду в соответствующие тона. Мир при этом можно очень грубо сравнить с экраном в кинозале – он всегда белый. То, что появится на нем – зависит от того, какая пленка заряжена в проектор. Если это комедия – мы будем смеяться, если драма – то плакать. В гештальт-терапии выделяют три разновидности проекций: Зеркальная проекция – когда человек приписывает другому те качества, которыми он сам обладает или хотел бы обладать. Иногда, проекция бывает творческой, то есть попадает точно в цель, а иногда приводит к курьезам. Например, «мой муж такой же как я – он добрый, скромный, ранимый, совершенно беззащитный.». При этом, муж – преуспевающий предприниматель, владелец нескольких бизнесов, очень жесткий и требовательный, что ставит под некоторое сомнение его беззащитность. Проекция катарсиса – здесь, в отличие от зеркальной проекции, другой человек наделяется теми качествами, которые в самом себе отвергаются. В качестве примера приведу частые жалобы клиентов на свое окружение: «моя коллега подхалимка и карьеристка! По головам пойдет, только бы выслужиться перед начальством. Я просил ее о помощи, она согласилась, а потом сдала меня на совещании со всеми потрохами!». Люди, склонные видеть в других «бездушных монстров» и «злыдней», часто совершенно не приемлят в себе агрессивность и стремление к заботе о собственной выгоде. Возможно, под проекцией здесь кроется впитанное в раннем возрасте убеждение о том, что «злиться – это плохо», «о себе заботиться нужно в последнюю очередь, все для других». В каждом конкретном случае в качестве основы для проекции будет обнаружено что-то свое. Дополнительная проекция – ее механизм устроен немного сложнее. Какие бы то ни было качества (как условно положительные, так и условно отрицательные) приписываются другому с целью оправдать свои собственные действия. Например, мошенник думает, что все в мире друг друга обманывают с целью получения наживы. Именно поэтому он и избирает себе такой путь – обсчитывать, обманывать других. С явлением дополнительной проекции можно столкнуться в терапии, когда клиент идеализирует терапевта, считая его самым мудрым, умным, не способным на ошибки человеком. В повседневной жизни дополнительная проекция зачастую проявляется таким образом – жена злится, обижается, ведет себя холодно и пеняет на мужа: «Опять он уставился в монитор, на меня внимания не обращает. Он бесчувственный, ему совсем не интересно, что со мной происходит!». Ей гораздо проще приписать мужу «бесчувственность», нежели признать, что она сама сейчас не настроена с ним общаться и что, возможно, ее интерес к нему угас. При этом, конечно, во всех приведенных примерах имеет место перенос ответственности за свои действия с себя на внешний мир, на другого человека. Здесь проекция, как и свойственно психологической защите, уберегает психику от болезненного столкновения с действительностью. Спроецировать непризнаваемое в себе на другого, приписать ему те или иные качества, нафантазировать об эго отношении к себе, порой проще, чем принять правду. В то же время, проекция – это во многом наш жизненный опыт: багаж тех знаний о себе и о других, который помогает нам сориентироваться в окружающей среде и принять решение о дальнейших действиях. У каждого из нас есть свой набор представлений о себе и о других, об обществе, о поведении в той или иной ситуации и т.п. Постоянно воспринимать мир «с чистого листа» невозможно – это занимает слишком много времени и отбирает слишком много сил. Именно поэтому мы опираемся на свой прошлый опыт, т.к. это позволяет время и силы сэкономить. То есть, проекция выполняет роль своеобразного компаса – принимая во внимание положение стрелки в пространстве мы понимаем, в какую сторону нам следует продолжать движение. Правда, с течением времени и после внешних воздействий, компас может потерять чувствительность, тогда наступает дезориентация и можно, ненароком, направить свои стопы не в том направлении. Иногда это чревато конфликтами с близкими и разочарованием. Отправляясь в путешествие, путник может сверяться как с компасом, так и с картой, а еще лучше – узнавать дорогу у местных жителей. При этом компас – это его собственные предположения о ситуации или о чувствах другого, карта – некий свод морально-этических правил, принятых в обществе, а местный житель – это и есть тот самый другой человек, который по-своему воспринимает происходящее и с которым можно договариваться о том, что делать. Одновременно и очень просто и очень трудно проверить свои проекции относительно другого: казалось бы, чего сложного – спросить «а как ты ко мне относишься?» или «я вижу, как ты нахмурился и потупил глаза. Мне кажется, ты злишься. Это так?». Многих от подобных вопросов удерживает сильное смущение – ведь если я напрямую задам прямой вопрос про состояние другого или (что еще страшнее) про его отношение ко мне, то, во-первых, я продемонстрирую, что мне не все равно, а во-вторых, рискую услышать такой ответ, который мне не понравится, окажется болезненным для меня. В третьих, во многих людях сильно послание из детства «ты должен сам все понимать, а не задавать глупые вопросы.». Со временем это послание трансформируется в склонность «все понимать» про других, наделяя их качествами, мыслями и чувствами, порой очень далекими от реальности. Корни проецирования, как одного из основных защитных механизмов, лежат в травмирующей ситуации, когда приписывание чего бы то ни было помогло выжить, поэтому такой способ поведения копируется и тиражируется в других случаях. К сожалению, при этом не учитывается, что и среда, и сам человек уже существенно изменились, прежние способы поведения перестали быть подходящими, а, напротив, скорее вредят. Например, маленький мальчик привык получать ласку от мамы только в случае, если был покорным, безинициативным, не спорил и «хорошо себя вел». Прошли годы, мальчик вырос, стал мужчиной и влюбился в девушку. Ему изо всех сил хочется угодить ей, чтобы она его тоже полюбила. Поэтому он полностью передает инициативу в отношениях в ее руки, о своих желаниях не говорит – «не дай бог поругаемся!» – на ее вопросы всегда отвечает: «Дорогая, мы сделаем так, как ты решишь, как ты хочешь». Не мудрено, что девушке это может быстро надоесть, и она найдет себе другого мужчину, способного заявить о своих потребностях, вступить в диалог и даже в конфронтацию. Мужчина из нашего примера неосознанно демонстрирует то «покорное поведение», которое когда-то в детстве помогало ему получать любовь мамы. Однако, он не берет в расчет, что сейчас перед ним уже не мама, а совсем другая женщина, с другими потребностями, чувствами, и сам он уже не маленький мальчик, а взрослый мужчина, выступающий не в роли сына, а в качестве друга, молодого человека, любовника. Зигмунд Фрейд считал, что мифологическое и регилиозное восприятие, по крайней мере, частично, «представляет собой не что иное, как проецированную во внешний мир психологию». Действительно, часто на «высшие силы», «судьбу» проецируется собственное желание стать всесильным и все контролировать. Но так как для человека это невозможно, то возникает идея «высшего разума», «непреодолимых обстоятельств». Это гротескный пример проекции. Пожалуй, самое неприятное в проекции то, что она часто выступает как самосбывающееся предсказание. Если женщина уверена, что очередной мужчина бросит ее, как только они начнут совместную жизнь, то часто именно так и случается. Она неосознанно начинает вести себя так, что вынуждает партнера сбежать и прекратить отношения. При этом она убеждается в своей правоте, подкрепляя тем самым негативные установки, способствовавшие разрыву отношений. Образуется замкнутный круг, выйти из которого можно осознав свои истинные чувства, сделав очевидными мотивы своего поведения в повторяющейся травмирующей ситуации и присвоив оттогнутые части своего Я. Помочь в этом может глубинная работа с психотерапевтом. Из однозначно положительных сторон проекции можно отметить то, что чем богаче мое представление о возможных реакциях других на те или иные события, тем более разнообразным становится мое собственное поведение, тем больше у меня поле для действий и тем ярче я переживаю то, что со мной происходит. Любое творчество, по своей сути, является проекцией: в книгах, фильмах, картинах, фотографиях, в танце находят свое выражение человеческие переживания. (К примеру, любой герой Л.Н. Толстого – это одна из частей Льва Николаевича. То же можно сказать и о другом писателе/художнике/музыканте/ философе и т.п.). Любое человеческое действие во вне можно рассматривать как его творческое проявление и самовыражение, а то, в какие тона оно будет окрашено и насколько способы реагирования разнообразны, зависит от степени осознанности своих чувств и целостности своего Я. Приняв, на первый взгляд, свои не самые лицеприятные качества, я повышаю свою способность успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и раскрываю свои творческие способности, получая новый опыт. Спросив у другого о его чувствах и состоянии, я расширяю свои возможности в восприятии других людей, тем самым укрепляя отношения и делая их богаче. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|