|
Я шопоголик: как перестать тратить деньги впустуюАвтор статьи: 404
Можно выделить две группы причин, ведущих к шопоголизму: внешние и внутренние. Внешние — почти на 100% «заслуга» маркетологов, делающих все возможное для привлечения покупателей и призывающих совершить покупку «здесь и сейчас». Для этого они используют скидки и распродажи. В период мирового финансового кризиса, когда люди стремятся сохранить привычный объем покупок без увеличения расходов, цена становится одним из основных инструментов привлечения покупателей. Акции «3 по цене 2» и подарки за покупку могут поймать в простую ловушку: рассчитывая в голове выгоду, потребители забывают, что акционные товары им могут быть в принципе не нужны. Работает и активная реклама: на телевидении, в социальных сетях и журналах. Нас убеждают: купить это просто необходимо, важно быть стильной, современной и модной, быть в тренде — неотъемлемая часть успеха. Реклама все чаще адресована не только женщинам, но и мужчинам, ориентируя их на определенные стандарты в личной и профессиональной жизни. Еще один внешний фактор — комплименты продавцов. Важно помнить, что даже за искренними похвалами («Как вам идет это платье!») стоит стремление выполнить план продаж. Заставляет тратить больше и свободный доступ к товарам. Давно доказано, что в магазинах, предоставляющих потребителям возможность потрогать товар, выручка выше, чем при торговле через прилавок. На эти инструменты маркетинга «ведутся» практически все потребители. Но если обычные покупатели извлекают их них выгоду, то шопоголики тратят деньги впустую, захламляя шкаф или холодильник. Но гораздо большее влияние на формирование зависимости от покупок оказывают внутренние причины. Так, шопинг может быть способом приятно провести время при отсутствии хобби, полезных занятий, жизненных целей и интересов. В магазины может «заманивать» поиск новых эмоций, их всплеск и последующий спад. Принятие решения о покупке — своего рода стресс, вызывающий выброс адреналина. Похожая причина — бегство от одиночества, заполнение внутренней пустоты или компенсация отсутствия друзей. Еще один внутренний фактор — низкая самооценка, а значит, постоянная потребность во внимании и комплиментах. Иногда шопоголизм идет рука об руку с другими психологическими проблемами. Например, часто люди пытаются «лечить» им профессиональное или эмоциональное выгорание. Однако такого «лекарства» хватает ненадолго. Как правило, эйфория и радость от покупок заканчиваются уже по возвращении домой, а полученных позитивных эмоций не хватает на покрытие эмоционального спада. Это ведет за собой новые походы по магазинам. Порой шопинг может быть продиктован желанием доказать себе и другим любовь к себе, заботу и самоуважение. Другой вариант — покупка как вознаграждение за что-либо. Например, при отказе от курения («Не курю три дня, могу себя порадовать»). Еще один фактор — желание свободы, которой не хватает сейчас (например, в семье) или не хватало ранее (например, в детско-родительских отношениях). В этой ситуации, совершая очередное приобретение, человек словно говорит себе: «Я свободен, я могу покупать все, что захочу». Наконец, постоянные покупки могут свидетельствовать о потребности в статусе, власти, уважении, удовлетворяемых за счет «подчиненного» отношения торгового персонала. Часто люди совершают покупки в кредит («Я могу себе это позволить»), тратятся на премиальные бренды, чтобы вызвать чувство зависти других покупателей, коллег и знакомых. Детский вопрос В отдельную подгруппу внутренних причин можно выделить три «спусковых механизма» родом из детства. Первый сценарий — детство на фоне финансовых сложностей в семье. В этом случае выросший ребенок «добирает» то, что недополучил. При этом покупки могут совершаться как для себя, так и для членов семьи, даже если они им не нужны. Второй сценарий противоположен первому: шопоголики часто выходят из семей с высоким уровнем достатка. Вечно занятые родители «откупаются» от отпрыска подарками и походами по магазинам. Третий сценарий — шопоголизм как следствие авторитарных отношений. Выросший ребенок с помощью покупок компенсирует отсутствие свободы и любви.
Шопоголизм — своего рода замкнутый круг, вырваться из которого сложно, но возможно. Прежде всего, нужно понять, как он «работает». Схема всегда примерно одна: покупка — сожаление — чувство вины — падение настроения — покупка. Как с этим бороться?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|