"Мне ближе полиаморные отношения. Нет, серьёзно. Но я не хочу, чтобы меня считали развратником. Мне не все равно. А найти среди нормальных людей таких, кому это тоже близко, и чтобы не надо было мотаться на другой конец города "для встреч" с сомнительными личностями - почти нереально". - из разговора с молодым мужчиной 27 лет.
"Я отрицательно отношусь к изменам, в моей системе ценностей их просто не существует! Человек свободен и имеет право на личное счастье с разными людьми" - мнение одного уважаемого мною коллеги, заставившее меня задуматься.
Полиамория. Красивое слово, обозначающее отношения любви и привязанности между несколькими людьми.
Звучащее сегодня как нечто новенькое и прогрессивное, полиамория сопровождала движение хиппи в 70-х годах 20-го века. А ещё в 18 веке была, описана известным французским мыслителем Шарлем Фурье. Он не использовал именно это слово, но был активным противником т.н.буржуазного брака, ущемляющего людей и делающего их несчастными, а в своих трудах предлагал целый ряд форматов для гораздо более свободных отношений. Свободных, но вовсе не беспорядочных.
В поисках формы идеального устройства общества Фурье предлагал концепцию специально спроектированных дворцов-фалангстеров. В них бы постоянно проживали от 600 до 1800 человек, мужчин и женщин разных сословий, достатка, характеров. Они бы там жили, занимались бы делами, работали, отдыхали и ...вступали бы в отношения. Среди населения фалангстера естественным образом будут формироваться группы молодёжи, между ними будет возникать взаимная симпатия и, соответственно, отношения - от платонических до сексуальных. Это могут быть отношения в паре, традиционно оформленные браком или без такового. А могут быть и расширенные отношения, включающие в себя некоторое относительно постоянное число мужчин и женщин. «Можно ли выдумать что-либо хуже, чем единобрачие и нерасторжимость брака в смысле скуки, продажности и измены!» считал Фурье. А формат свободных отношений, освобождение женщины от забот о детях - меняет положение и статус женщины в лучшую сторону - она становится более независимой, получает равные права с мужчиной на удовольствие в отношениях, на выбор партнёра, на отсутствие порицания со стороны общества. Лучше себя чувствует и выглядит. Такие группы по сравнению с традиционным браком делают людей свободными и счастливыми, отвечая их природе. Идея фалангеров - а это была в первую очередь экономически обоснованная модель - будоражила прогрессивные умы того времени, в том числе и в России, как и вообще "фурьеризм". А несколько таких фалангеров были даже построены! Век их оказался относительно коротким (14 лет для самого долгоиграющего проекта), но это отдельная история.
Полиамория лежит в основе и так называемых "шведских семей" - проживание под одной крышей более 3 человек разного пола, имеющими общий быт и сексуальные отношения.
Впервые понятие «шведской семьи» появилось в середине ХХ века во Франции, когда представителям аристократической молодёжи стали устраивать любовные треугольники, устав от традиционного образа жизни. Интересно, что первая в мире исторически зафиксированная «шведская семья» появилась не в Швеции, а в Испании на рубеже ХIХ первая и состояла из короля Испании Карла IV, королевы Испании Марии-Луизы Пармской и премьер-министра Мануэля Годоя.
Что же представляет собой полиамория как концепция любви между членами группы и как альтернатива парным и, как правило, социально одобряемым отношениям?
Сторонники полиамории утверждают, что:
- Один человек не может и не должен заменять другому весь мир, как это происходит в обычной паре.
- Любовь не возникает "в паре", она возникает между людьми. Ее не нужно делить между членами группы, ведь она преумножается, а не делится
- Полиаморные отношения основаны на честности, доверии и открытости, чего (до сих пор) так не хватает традиционному браку
- В полиамории нет места ревности. Любовь предполагает радость, в том числе за то, что человек счастлив не только с тобой, но и с кем-то другим
- Полиаморные отношения дают большее удовлетворение от жизни, так как в них нет места чувству вины и "обязательствам", зато полноценно реализуются значимые для человека потребности в принятии и любви.
- Полиамория может сопровождать и традиционный брак, если сохраняется принцип честности, открытости и доверия.
- Полиамория не ставит один пол выше другого, в основе отношений любовь и привязанность между всеми участниками (отношений), а не между одним человеком и несколькими, как это происходит, к примеру при многоженстве.
При этом:
- Официально полиаморные отношения обществом не поощряется - включая страны, где разрешены "даже" однополые браки.
- Молодые люди могут экспериментировать с разными форматами отношений, пробуя то, что интересно и/или доступно. Однако период экспериментирования чаще завершается выбором одного партнёра.
- Пары, переживающие кризис отношений, период сексуального плато или же снижения влечения также могут пробовать расширить границы своих отношений, впуская туда других участников.
- Не смотря на принцип честности и открытости человек, соглашаясь на полиаморные отношения, нередко делает это не из приверженности принципам полиамории, а из привязанности к другому человеку, который включён в полиаморную группу.
- Люди, находящиеся в браке и/или парных отношениях посматривают в сторону полиамории, не желая бросать привычного (стабильного и предсказуемого) партнёра. При этом в своё время нередко катализатором развития отношений с ним была не любовь, а другие факторы - например, дружба, сексуальный интерес, социальная выгода, страх потерять "хороший вариант".
- Выбирая полиаморные отношения, иногда человек выбирает возможность не преумножить любовь, а снизить бремя обязательств, даже гипотетических.
- Выбирая полиаморию, нередко человек ищет способы компенсировать дефицит любви в своей жизни, как ни банально это может прозвучать. Он как бы стремиться заручиться некоей "гарантией", что на этот раз любви для него будет достаточно....
Будучи толерантна ко многому, я бы не торопилась осуждать или поддерживать тех, кто выбирает для себя полиаморные отношения. Однако я бы и не стала рассматривать их как "лучшую альтернативу, способную сделать человека счастливым". Рыба ищет где глубже, человек - где лучше. А вот почему он решил, что лучшим для него будет именно полиамория - это история, требующая понимания, прежде всего им самим.