Сгубило ли кошку... или шалишь? Похвала любопытству. Часть 1

Автор статьи: Ирина Свиридова

Сгубило ли кошку  или шалишь Похвала любопытству Часть 1

Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно.
Агата Кристи

 

Любопытство — это одно из самых «неприличных» переживаний. Печальная история Варвариного носа с детства преследует меня. Так уж получается, что принцип «не любопытничай» крепко вписан в нашу культуру, в традицию.

 

Соблазн и ересь — вот удел любопытства в европейской культуре, об этом писали еще отцы церкви: Августин, Иероним, Бернард Клервосский. Но истоки некоторой неприязни к любопытству находятся уже и в дохристианской античности. Аристотель, например, при всей любви к познанию, возвышенный поиск истины противопоставлял «бестолковому интересу к разным вещам».

Критерий истинности, «правильности» и — о боже — объективности, на разные лады понимаемый, красной нитью шел через всю культуру вплоть до эпохи Просвещения и нашего времени.

Однако, есть и другой взгляд на то, в чем же смысл попытки разглядеть сердцевину внутренней жизни: французские философы Жиль Делёз и Феликс Гваттари в двадцатом, прошлом уже, веке утверждали, что смысл философии не в стремлении к знанию и истине, а именно в интересном: «Мысль как таковая производит нечто интересное, стоит ей получить доступ к бесконечному движению, освобождающему ее от истины как предполагаемой парадигмы, и вновь обрести … творческую потенцию».

Итак, мы возвращаемся к любопытству как к тому, что в состоянии взломать прокрустово ложе объективности и вывести нас на просторы непредсказуемого, неизведанного, создающегося здесь-и-сейчас — творчества.

 

Переживание любопытства крайне неприлично. Позволить себе его — это значит допустить встречу с возбуждением, с волнением, на время отключить контроль и выглянуть из предписанной обществом раковины «крахмальных воротничков».

Благодаря этому «бестолковому» интересу мы становимся чуть более живыми, но так же и более уязвимыми, потому что показываем себя в неотредактированном, очень естественном виде.

Дать возможность другому рассмотреть тебя в каких-то подробностях твоей индивидуальности — часто сопряжено с переживанием стыда, страха отвержения. Опасения, что обнаружится разница между нами, ведь я часы могу потратить на то, что другой считает глупостью или мусором. Что я, такой как есть, окажусь смешон для окружающих, не подойду им. Или мне придется пережить свою отдельность, когда обнаружится, что мои интересы не разделены и мне надо делать выбор. Отсюда возникает желание спрятать подальше все эти ненужные порывы и заняться общественно одобряемым, полезным и понятным делом.

 

Любопытство — это роскошь. Если в детстве все было новым, непонятно, нужным или нет, и от этого очень интригующим, то у взрослого человека уже есть некоторый опыт, который подсказывает ему, на каких путях лежит удовлетворение его витальных, то есть связанных с жизнеобеспечением, потребностей. У кого-то эти способы менее эффективные, у кого-то более, но раз мы все достигли определенного возраста живыми и относительно здоровыми — мы знаем, что и как обеспечивает нам существование.

С другой стороны, время — это самый дорогой ресурс в нашей жизни. Потому что он точно не возобновляемый, время течет только в одну сторону, оно конечно. И в этом смысле любой свой поступок, любой интерес мы оплачиваем этой драгоценной валютой.

Любопытство никогда напрямую не связано с пользой, оно вообще вне этих категорий. Нам интересно что-то просто так, безо всякого практического умысла:

            Догонит ли в воздухе, или шалишь,
            Летучая кошка летучую мышь?

Именно поэтому тратить время и энергию жизни на абсолютно непрактические цели — как минимум эээ… непрактично? Или все-таки есть в этом расточительстве какой-то не сразу очевидный смысл?

 

Именно через это мотовство в нашу жизнь приходит новизна. Любопытство обращено на случайное, не-обязательное, не-важное. На то, с чем на проторенных дорожках жизнеобеспечения у нас просто нет шансов встретиться.

Если постоянно решать одни и те же примеры из учебника теми способами, которые нам выдали учителя — вряд ли появится возможность найти свои задачи и свои способы. Нужно хотя бы разочек попробовать сделать по-другому, что подразумевает заведомую неправильность, инаковость действия.

И именно тут появляется возможность найти тот неожиданный кусочек пазла, которого именно и не хватало для того, чтобы картина жизни стала не только устойчивой, но и уникальной, приносящей удовольствие и немного дурашливую, бессмысленную детскую радость.

 

Использовано фото: © МуРена



Просмотров: 561
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему мы именно такие, какие есть?
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Во всем есть трещина, но именно так туда проникает свет
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Именно нам и именно нами
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Если денег не хватает, то нужно срочно делать именно это
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Что стоит за аппетитом: почему вам все время хочется есть?
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Время жить 8...Чтобы получить энергию, ее нужно тратить!
  • Организуем время жизни так чтобы его хватало
  • В этом городе, вообще есть достойные?
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?
  • Каких именно женщин больше всего ценят и уважают мужчины
  • Я вижу, о чем вы молчите, несмотря на то (именно потому), что ваш рот закрыли ваши руки.
  • Как найти свой смысл жизни
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Если не умеете грести, есть ли смысл менять лодку?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Любопытство и удивление человека как ресурс энергии
  • Как найти свой глубинный смысл жизни. 6 шагов
  • В жизни есть нечто большее, чем ускорение
  • Когда есть соблазн просто завершить отношения
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь