|
Сознание - слабое звено психотерапииАвтор статьи: Борис Юрьевич Приленский
Сознание и его измененные состояния – центральный предмет изучения трансперсональной психологии. А между тем удивительно мало написано о том, чем, собственно, является сознание. Этот факт отражает ситуацию в психологии в целом; под влиянием бихевиоризма и стремления к объективности сознание долгое время считалась темой, неподходящей для корректного обсуждения. Важно понимать, что работа со всем содержанием сознания – необходимое условие эффективности психотерапии (М.М.Огинская, М.В.Розин, 2000). У.Джеймс (2001), выдающийся психолог 20 века, предвосхищая трансперсональное направление в психологии, писал: «Каждый из нас постоянно переживает те или другие состояния сознания. В нас есть некоторый поток, некоторая последовательность «состояний». «Поле сознания» может быть более узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть устойчивым или менее устойчивым, флюктуирующим (А.Н.Леонтьев, 1975). Процесс развития по Ф.Перлзу, основоположника одного из популярных и эффективных направлений в психотерапии – это процесс расширения зон самосознания; основной фактор, препятствующий психологическому росту – избегание сознавания. Великая вещь – понять, что сознавание уже само по себе может быть целительным. Перлз очень доверял «мудрости организма», самостоятельной саморегуляции здорового зрелого человека (Э.Майер, 2000). Как отмечал К.Г.Юнг (1997), сознание:
Возникает вопрос, – каковы границы сознания и есть ли они вообще (Р.Уолш, 1998). Наиболее высокий уровень сознания обусловливает и определяет возможность жить будущим столь же реально, как и настоящим. Эта реальность субъективного предвидения, планирования не только цели, задачи, путей их достижения, но и возможных результатов основана на постоянном конструировании, выборе гипотез. Между крайними пунктами высшей доступной человеку ясности сознания и смутными ощущениями своего существования (факт наличия сознания) существует ряд переходных ступеней (Н.М.Васюков, 1966). У.Джеймс (1991) подчеркивал, что в сознании происходят непрерывные перемены. Иными словами, между грубой патологией и общепринятой (статистической) нормой обязательно должны быть промежуточные состояния. Для большинства психологов, сознание обозначает некоторую целостность, объединяющую все психические процессы и функции, но не сводимую ни к одной из этих функций в частности. Эту мысль выразил выдающийся отечественный психиатр С.С.Корсаков в своей «герменевтической» формуле: «сознание» = со – знание = сочетание знаний. Наша культурная реальность соответствует определенному состоянию сознания. Поскольку реальность – это общепринятое, хотя и условное соглашение, измененное состояние сознания может представляться асоциальным, неправильным способом существования. Возможно, этот страх непредсказуемого и является в нашей культуре основной причиной запрета средств, вызывающих измененные состояния сознания (например, психоделиков), или подозрительного отношения к таким механизмам, как медитация (Д.Голмэн, 1996). Общество порой демонстрирует поистине невротическое стремление контролировать все, и в первую очередь, состояние сознания своих подопечных. Это может приводить также к изгнанию форм психотерапии, заявляющих о наличии бессознательного, неприятию этнических ритуалов религиозных обрядов и объявлению их примитивными предрассудками. Небольшое количество возможностей опыта, выбираемых культурой, дополняемое несколькими случайными факторами, это и есть структурные элементы, определяющие обычное состояние сознания. Огромный интерес к измененным состояниям сознания можно объяснить стремлением обнаружить и развить – посредством временного переструктурирования сознания – скрытые возможности, лежащие за пределами норм культуры (Ч.Тарт, 1996). Микрокосм нашего сознания предполагает знание макрокосма вселенной. В том, что человек способен осознавать себя и свой мир, заключена исполненная благоговения радость, благословение и проклятие человека. Ибо сознание обнаруживает удивительный смысл в наших, иначе абсурдных, вещах (Р.Мэй, 1997). Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Клиницисты пользуются условным, «рабочим» термином (Б.В.Зейгарник, 1976). Болезнь может изменить самосознание и, в частности, нарушить осознание самого себя, как больного, или понимание себя как личности, своего «я» (М.С.Лебединский, В.Н.Мясищев, 1966). Нетерпимость общества к душевнобольным (И.Р.Семин, 1995) – это одно из проявлений нетерпимости к состояниям измененного сознания. Действительно, психологически не всегда комфортно видеть поведение, которое ты, стесненный социальными условностями, не можешь себе позволить. По мнению ряда авторов (И.Ф.Случевский, 1966, А.С.Борзунова, 1966), психоз можно определить, как нарушение способности человека отображать объективную реальность и целенаправленно на нее воздействовать. Заметим, что бытующее в психиатрической практике стремление говорить о ясном сознании («больной в сознании, обнаруживает бредовые идеи и обманы восприятия») представляется некорректным. Необходимость отказа от термина «ясное сознание» в психиатрии достаточно очевидна. Может быть, стоит говорить о непатологическом изменении сознания, об изменении состоянии сознания в рамках нездоровья, а также о преболезненном состоянии сознания. Кроме того, стоит подумать о болезненных состояниях изменения сознания в виде реакции, состояния и развития (с серьезной перестройкой структуры сознания). Обыденное состояние сознания, по утверждению кибернетиков, выводит в поле активного осознавания лишь 2% содержания психики – оно ситуативно-функционально, в нем возможна версификация, но поэзия невозможна. В этом состоянии лежание на кушетке и выговаривание всего, что приходит в голову, не является психоаналитической психотерапией, а перевод через дорогу за руку боящегося делать это – поведенческой терапией. Это лишь помогает подойти к моменту собственно терапии, совершающейся от транса к трансу, а не от одной сессии к другой (В.Е.Каган, 1997). Средний человек думает, что он находится в состоянии пробужденности; но в действительности он пребывает в полусне. Он осознает реальность в той мере, в какой цель выживания делает такое осознание необходимым. Сознание среднего человека является главным образом «ложным сознанием», ибо составлено из вымыслов и иллюзий, тогда как именно то, что он не осознает, и есть реальность (Э.Фромм, 1998). Иными словами, человеческий биокомпьютер располагает большим, но конечным числом возможных форм функционирования. Базовое состояние сознания – это сложная система со многими стабилизирующими процессами, действующими одновременно (Ч.Тарт, 1996). Еще выдающийся американский психолог Уильям Джеймс (1996) неоднократно подчеркивал, что «наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой». Крупный американский специалист в области трансперсональной психотерапии К.Уилбер (1998) выделяет несколько базовых уровней человеческого сознания:
В основе этой модели, «спектра сознания», лежит представление о человеческой личности как многоуровневом проявлении, или как выражении единого Сознания, подобно тому, как в физике электромагнитный спектр рассматривается как многополосное выражение одной определенной электромагнитной волны. Это многомерный подход к человеческой личности: каждый уровень спектра соответствует определенному, легко узнаваемому чувству индивидуальной самотождественности, простирающейся от Верховной Личности космического сознания через ряд ступеней, или зон, до чрезвычайно ограниченного чувства самотождественности, связанного с эго-сознанием (К.Уилбер, 1996). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|